Почвенное органическое вещество и запасы углерода в почвах техногенных ландшафтов средней тайги европейского северо-востока России
Автор: Лиханова И.А., Кузнецова Е.Г., Холопов Ю.В., Денева С.В., Лаптева Е.М.
Журнал: Лесохозяйственная информация @forestry-information
Статья в выпуске: 3, 2022 года.
Бесплатный доступ
Обследованы почвы, развитые на разных субстратах (флювиогляциальные пески и супеси, моренные суглинки и древнеаллювиальные пески), которые формируются в ходе восстановления лесных экосистем на посттехногенных территориях в среднетаежной подзоне европейского северо-востока России (Республика Коми). Объектами исследования стали карьеры по добыче полезных ископаемых (строительного песка) и контрольные участки в окрестностях карьеров. Установлено, что процесс почвообразования функционально связан с формированием растительного покрова. Выявлены особенности накопления почвенного органического вещества в почвах в ходе искусственного и естественного лесовосстановления. Показано, что в средней тайге темпы биогенной аккумуляции органического вещества замедленны. В автоморфных условиях скорость накопления Сорг. в почве песчаного карьера достигала 0,07, песчано-супесчаного - 0,30, суглинистого - 0,61 т/га/год. К концу второго десятилетия в верхнем 20-сантиметровом слое почв на песчано-супесчаном субстрате аккумулируется до 5,4 т/га органического углерода, на суглинистом - 10,9 т/га, к концу четвертого десятилетия в песчаной почве - до 3,5 т/га. Запасы Сорг. в формирующихся почвах в 2-5 раза ниже по сравнению с подзолистыми почвами на контрольных участках.
Средняя тайга, лесовосстановление, первичное почвообразование, почвенный углерод
Короткий адрес: https://sciup.org/143179034
IDR: 143179034 | DOI: 10.24419/LHI.2304-3083.2022.3.11
Текст научной статьи Почвенное органическое вещество и запасы углерода в почвах техногенных ландшафтов средней тайги европейского северо-востока России
Д обыча полезных ископаемых в таежной зоне сопровождается деградацией лесных экосистем с образованием техногенных ландшафтов. В посттехногенных экосистемах восстановление почвенно-растительного покрова происходит либо в процессе самозарастания, либо после проведения рекультивации.
Выявление закономерностей почвообразования на начальных стадиях лесовосстановления привлекает внимание многих исследователей [1–7]. Установлено, что достаточно быстрое формирование молодых почв происходит не только после рекультивационных мероприятий, но и при самовосстановлении растительного покрова на техногенных пустошах. Большинство отечественных авторов указывают, что ведущими процессами первичного почвообразования являются биогенная аккумуляция веществ и трансформация органического вещества. Именно эти процессы наиболее четко проявляются на ранних стадиях развития почв, а их характеристики авторы предлагают в качестве показателей интенсивности почвообразования [6, 7]. Особенности почвенного органического вещества на разных этапах сукцессии во многом определяются видовым составом растительного сообщества. На это указывают как отечественные [1, 5], так и зарубежные авторы [8–10]. Оценка запасов углерода в ходе восстановления природных экосистем на нарушенных территориях приобретает особую актуальность в связи с проблемой глобального изменения климата.
Цель исследования – оценка скорости формирования почвенного органического вещества и запасов углерода в почвах в ходе лесовосстановления на карьерах после добычи полезных ископаемых (строительного песка) в подзоне средней тайги.
Ранее нами рассмотрена динамика формирования растительности и почв на посттехногенных территориях северо-востока европейской части России (Республика Коми). Подробная характеристика объектов представлена в ряде публикаций [11–13]. В настоящей работе приведены результаты сравнительного изучения органического вещества молодых почв, формирующихся на техногенных субстратах различного гранулометрического состава.
Объекты и методы исследования
Исследования проводили на территории среднетаежной подзоны европейского северо-востока России (Республика Коми). Объектами исследований стали 3 карьера по добыче полезных ископаемых (строительного песка) после их отработки. Почвы карьеров формируются на субстратах разного гранулометрического состава: флювиогляциальные пески и супеси, моренные суглинки и древнеаллювиальные пески. В качестве контрольных в окрестностях карьеров выбраны участки с ненарушенным почвенно-растительным покровом.
На территории двух карьеров – «Даса» (субстрат супесчано-песчаный) и «Важель-Ю» (суглинистый), расположенных в 4–5 км от Сыктывкара, около 20 лет назад была проведена биологическая рекультивация с использованием 2-летних сеянцев сосны обыкновенной ( Pinus sylvestris ). Посадку лесных культур проводили без внесения удобрений и посева трав. Площадь карьера «Даса» – 5,8 га, «Важель-Ю» – 5 га. Густота посадки на карьере «Даса» – 4 тыс. шт./га, на карьере «Важель-Ю» – 5 тыс. шт./га. Ширина междурядий – 2,5–3,0 м. Почвы на контрольных участках: вблизи карьера «Даса» в сосняке бруснично-зеленомошном – подзол иллювиально-гумусово-железистый, вблизи карьера «Важель-Ю» в ельнике травяно-чернично-зеленомошном – подзолистая грубогумусовая потечногумусовая.
Третий карьер «Язель» (песчаный) находится в 35 км от Сыктывкара на боровой террасе р. Вычегды, сложенной мощными древнеаллювиальными песками. Здесь в пятом десятилетии сукцессии в процессе самозарастания в дренированных условиях сформировался молодой сосняк лишайниковый. Площадь карьера – 8 га. Почва контрольного участка – подзол иллювиально-железистый под сосняком лишайниковым.
Физико-химические исследования выполняли в экоаналитической лаборатории и отделе почвоведения Института биологии Коми научного центра УрО РАН. Показатель рН водной (рНН О) суспензии определяли потенциометрически (ГОСТ 26423–85). Содержание общего азота (Nобщ.) оценивали методом газовой хроматографии с применением CHNS-O анализатора ЕА 1110 (Carlo Erba, Италия). Содержание органического углерода (Cорг) в образцах почв устанавливали методом окисления бихроматом калия по Тюрину с фотометрическим окончанием [14]. Расчет запасов углерода (Q) в отдельных горизонтах (слоях) проводили с учетом плотности почв (г/см3), мощности и содержания в них углерода. Общие запасы углерода вычисляли суммированием: QS = Q1 + Q2 +…+ Qn, где n – количество горизонтов (слоев).
Для диагностики и идентификации почв использовали принципы классификации почв России [15].
Результаты и обсуждение
Посадка сосен на территории карьеров «Даса» и «Важель-Ю» обусловила ускоренное формирование древостоя, параметры которого на карьерах значимо не различались. К концу второго десятилетия (на 18-й год) высота сосны достигала 5–7 м при густоте 2,3–2,9 тыс. шт./га, сомкнутость крон – 0,4–0,5 (табл. 1). В мелком подросте песчано-супесчаного карьера преобладала сосна, суглинистого – береза и ель.
На территории песчано-супесчаного карьера «Даса» на 18-й год сукцессии в живом напочвенном покрове присутствуют пионерные лишайники ( Cladonia gracilis ssp. turbinata , C. mitis , C. subulata , C. verticillata и др.) и мхи ( Ceratodon purpureus , Pohlia nutans , Polytrichum juniperinum , P. piliferum ). Травяно-кустарничковый ярус развит слабо (проективное покрытие – 20 %), наиболее обильны Agrostis tenuis , Calamagrostis epigejos , Chamaenerion angustifolium , Hieracium umbellatum . Формирование лесной среды за счет роста лесных культур обусловливает внедрение сосудистых растений ( Antennaria dioica , Orthilia secunda , Pyrola chlorantha , P. media , Vaccinium myrtillus , V. vitis-idaea ) и мхов ( Dicranum polysetum , D. scoparium , Hylocomium splendens , Pleurozium schreberi ), характерных для сосняков зеленомошных. Около 80 % поверхности почвы покрыто сосновой хвоей. В профиле почвы под кроной сосны под подстилкой Wао выделяется гумусово-слаборазвитый органоминеральный подгоризонт с признаками оподзоливания. Минеральная часть преобразована незначительно. Строение профиля: Wао(0–2)–W1е(2–3)–W2е(3–5)–C˙˙ са(5–10)– С˙˙са,g(10–55 см). Почва: псаммозем гумусовый грубогумусированный оподзоленный остаточ-но-карбонатный глееватый.
На суглинистом карьере «Важель-Ю» на 18-й год сукцессии растительность междурядий представлена в основном травянистыми растениями. С формированием древостоя уменьшается роль
Таблица 1. Характеристика растительных сообществ карьеров и контрольных участков
Участок |
Характеристика древостоя |
Проективное покрытие яруса, % |
|||||
Состав |
Сомкнутость крон |
Густота, тыс. шт./га |
Высота, м |
Диаметр, см |
Травяно-кустарничковый |
Мохово-лишайниковый |
Контрольные участки в окрестностях карьеров
Даса (контроль) |
10С |
0,6 |
0,9 |
22 |
20 |
30 |
95 |
Важель-Ю (контроль) |
6Е3П1Ос |
0,6 |
0,8 |
22 |
22 |
60 |
40 |
Язель (контроль) |
10С |
0,5 |
1,4 |
12 |
12 |
5 |
70 |
Участки на территории карьеров
На песчаном субстрате карьера «Язель» с первых лет процесса самовосстановления началось внедрение сосны ( Pinus sylvestris ), и в пятом десятилетии сукцессии здесь в автоморфных условиях сформировался сосняк лишайниковый. Высота сосны – 2–3 м при сомкнутости крон <0,1 и густоте насаждений 0,5–0,6 тыс. шт./ га. В живом напочвенном покрове преобладает кустистый лишайник Cladonia mitis , характерны пятна накипного лишайника Trapeliopsis granulosa . В ходе сукцессии изменение субстрата в основном наблюдается в верхних 0–10(12) см в связи с постепенным обособлением горизонта лесной подстилки и гумусово-слаборазвитого слоя. Подстилку мощностью до нескольких миллиметров образует опад из хвои, листьев, отмерших остатков лишайников. Под подстилкой выделяется органоминеральный подгоризонт: в верхней части темно-серый за счет окрашивания гумусом, в нижней – белесоватый. Ниже, в минеральной части профиля, изменения незначительны. Строение профиля:
W1(0–0,2)–W2(0,2–2)–Wе(2–10)–C˙˙(10–40)– С˙˙g(40–70 см). Почва: псаммозем гумусовый оподзоленный глееватый.
Почвообразующие породы на карьерах «Даса» и «Важель-Ю» обогащены CaCO3 (вскипание при обработке 10 %-м раствором HCl), реакция среды – слабощелочная (рНН О – 8) в связи с присутствием карбонатов (2–3 %). В подзолистых почвах, представленных в окрестностях Сыктывкара, карбонаты обычно встречаются с глубины 140–170 см [16]. Во втором десятилетии сукцессии значения рН водных вытяжек из почв уменьшаются в верхних горизонтах, однако подкисление по сравнению с почвами контрольных участков охватывает только верхнюю 10-сантиметровую толщу новообразованных почв. Более высокая кислотность отмечена в горизонте W – 5,9–6,9 («Даса»); 6,6–7,0 («Важель-Ю»). На территории карьера «Язель» почвы кислые по всему профилю: рН от 5,1 в горизонте Wе до 5,8 в горизонте С. Почвы контрольных участков вблизи всех трех карьеров характеризуются кислой реакцией, что свойственно подзолистым почвам в окрестностях Сыктывкара [16].
Содержание органического углерода и азота в исходном субстрате карьеров низкое, отношение Сорг./Nобщ. составляет 8–11 (табл. 2). В почвах карьеров в соответствии с дифференциацией горизонтов W на грубогумусовую и гумусо-аккумулятивную части количества Сорг. и Nобщ. в них приближаются к таковым в органогенных горизонтах почв контрольных участков, но еще не достигают их значений. Вниз по профилю отношение Сорг./Nобщ. во всех почвах закономерно уменьшается.
В верхнем 20-сантиметровом слое почвы карьера «Даса» запасы Сорг. возросли от 6,2 в первые годы сукцессии до 8,7 (междурядье) и до 10,2 т/га (под кроной сосны) на 18-й год. Тем не менее это в 2,7–3,1 раза ниже по сравнению с запасами Сорг. в слое 0–20 см в автоморфной почве под сосняком зеленомошным контрольного участка (27,2 т/га). По данным Д.С. Орлова [17], в зональных автоморфных почвах сосновых лесов подзоны средней тайги данный параметр составляет 22 т/га. Скорость накопления Сорг.
Таблица 2. Содержание углерода и азота и отношение Сорг./Nобщв профилях почв контрольных участков и молодых почв
На карьере «Важель-Ю» запасы Сорг. в верхнем 20-сантиметровом слое почв были выше по сравнению с почвами карьера «Даса». В первые годы сукцессии они составили 9,6, к концу второго десятилетия – 20,5 (междурядье) и 16,9 т/га (под кроной сосны). Скорость накопления Сорг. достигала 0,61 (междурядье) и 0,40 т/га/год (под кроной сосны). Таким образом, к концу второго десятилетия в слое 0–20 см суглинистых почв аккумулируется 7,3–10,9 т/га органического углерода. Накопление органического вещества на суглинке происходит более активно по сравнению с песчано-супесчаным субстратом в связи с лучшим формированием напочвенного покрова. В подзолистых почвах еловых лесов окрестностей карьера запасы углерода в слое 0–20 см составляют 36,1 т/га, что выше данных, приведенных К.С. Бобковой и др. [18] для подзолистых почв еловых лесов – 28 т/га. В молодой почве карьера запасы органического углерода примерно в 2 раза ниже, чем в почве контрольного участка.
В пятом десятилетии самовосстановительной сукцессии в 0–20-сантиметровом слое песчаной почвы, формирующейся на древнеаллювиальных отложениях под сосняком лишайниковым (карьер «Язель»), запасы органического углерода составляют 4,5 т/га, что в 5 раз ниже, чем в почве контрольного участка – подзоле иллювиально-железистом, где запасы равны 22,9 т/га. Скорость накопления Сорг. составила 0,07 т/га/год, что значительно ниже, чем в почвах карьеров «Даса» и «Важель-Ю». Кварцевый состав почвообразующей породы, дефицит влаги в вегетационный период обусловливают сравнительно медленное формирование и низкую продуктивность растительных сообществ. С этими факторами связана и замедленность процессов почвообразования на древнеаллювиальных отложениях.
Близки к полученным характеристикам данные по скорости накопления Сорг. (0,2–0,3 т/га/год) в почвах начальных этапов развития на песчаных карьерах северо-запада России [2] и на промышленных отвалах в таежной зоне Урала [1]. В более благоприятных биоклима-тических условиях Польши процесс накопления углерода происходит быстрее: скорость накопления Сорг. в почвах, развитых на отвалах и карьерах в районах добычи полезных ископаемых, варьирует в пределах от 0,7 до 5,3 т/га/год [19].
Минеральная часть формирующихся на карьерах почв преобразована незначительно. Во втором десятилетии сукцессии наблюдаются слабовыраженные процессы элювиирования и иллювиирования (начало оподзоливания), о чем свидетельствуют морфологические признаки (наличие отбеленных кварцевых зерен в нижней части гумусово-аккумулятивного горизонта) и перераспределение фракции физической глины в профиле почв [12]. В почве карьера «Язель» морфологически выражен органоминеральный горизонт Wе, нижняя часть которого имеет белесоватый цвет. Е.М. Копцева и Е.В. Абакумов [20] также не отмечают формирования горизонтов в минеральной толще профиля в первые два десятилетия восстановления почв на карьерах в подзоне северной тайги (Республика Коми).
Выводы
Формирование почвенного органического вещества в процессе первичного почвообразования определяется особенностями видового состава и структуры растительного сообщества. Более быстрые темпы накопления органического углерода в почвах, формирующихся на суглинистых породах, по сравнению с песчано-супесчаными и песчаными связаны с лучшим развитием растительного покрова, обусловленным более высоким содержанием в почвообразующей породе глинистых частиц. По сравнению с подзолистыми почвами контрольных участков запасы углерода в молодых почвах карьеров в 2–5 раза ниже.
Работа выполнена в рамках темы НИР отдела почвоведения на 2022–2024 гг. «Криогенез как фактор формирования и эволюции почв арктических и бореальных экосистем европейского
Северо-Востока в условиях современных антропогенных воздействий, глобальных и региональных климатических трендов», регистрационный номер: 122040600023-8
Список литературы Почвенное органическое вещество и запасы углерода в почвах техногенных ландшафтов средней тайги европейского северо-востока России
- Махонина, Г.И. Экологические аспекты почвообразования в техногенных экосистемах Урала / Г.И. Махо-нина. - Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2003. - 356 с.
- Абакумов, Е.В. Почвообразование в посттехногенных экосистемах карьеров на северо-западе Русской равнины / Е.В. Абакумов, Э.И. Гагарина. - Санкт-Петербург: изд-во СПбГУ, 2006. - 208 с.
- Андроханов, В.А. Почвенно-экологическое состояние техногенных ландшафтов: динамика и оценка / В.А. Андроханов, В.М. Курачев. - Новосибирск: изд-во СО РАН, 2010. - 224 с.
- Morphogenetic Diagnostics of Soil Formation On Tailing Dumps of Coal Quarries in Siberia D.A. Sokolov, V.A. Androkhanov, S.P. Kulizhskii, S.V. Loiko, E.A. Domozhakova // Eurasian Soil Science. - 2015. - Vol. 48. - № 1. -Р. 95-105. DOI: 10.1134/S1064229315010159.
- Формирование лесных экосистем на посттехногенных территориях в таежной зоне / И.Б. Арчегова, Е.Г. Кузнецова, И.А. Лиханова, А.Н. Панюков, Ф.М. Хабибуллина, Ю.А. Виноградова. - Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2015. - 140 с.
- Естественное зарастание и начальные этапы почвообразования на техногенных землях / Н.Г. Федорец, Г.С. Антипина, Н.И. Германова, А.М. Крышень, В.И. Соколов // Экология и география почв Карелии. - Петрозаводск: КНЦ РАН, 1995. - С. 35-54.
- Андроханов, В.А. Техноземы: свойства, режимы, функционирование / В.А. Андроханов, С.В. Овсянникова, В.М. Курачев. - Новосибирск: Наука, 2000. - 200 с.
- Emmer, I.M. Humus form and soil development during a primary succession of monoculture Pinus sylvestris forests on poor sandy substrates / I.M. Emmer. - Amsterdam: Annals of Forest Science, 1995. - 135 p.
- Carbon and nitrogen in soil and vegetation at sites differing in successional age / C.G.F De Kovel, A.J.E.M. Van Mierlo, Y.J.O. Wilms, F. Berendse // Plant Ecology. - 2000. - Vol. 149(1). - Р. 43-50. D0I:10.1023/A:1009898622773.
- Nierop, K. Composition of plant tissues and soil organic matter in the first stages of a vegetation succession / К. Nierop, В. Lagen, Р. Buurman // Geoderma. - 2001. - Vol. 100. - Р. 1-24. D0I:10.1016/ S0016-7061(00)00078-1.
- Likhanova, I.A. Formation of Vegetative Cover in Quarries after Forest Recultivation in the Middle Taiga Subzone of the Komi Republic / I.A. Likhanova, Y.G. Kuznetsova, А.В. Novakovskiy // Contemporary Problems of Ecology. -2021. - Vol. 14. - № 7. - Р. 760-766. DOI: 10.1134/S199542552107012X.
- Soil Formation In The Quarries After Forest Reclamation In The Middle Taiga Subzone Of The Northeast Of European Russia / I.A. Likhanova, Y.G. Kuznetsova, Е.М. Lapteva, S.V. Deneva, В.А. Makeev // Eurasian Soil Science. -2021. - Vol. 54. - № 4. - Р. 631-647. DOI: 10.1134/S1064229321040104.
- The Effect of Hydromorphism on Soils and Soil Organic Matter during the Primary Succession Processes of Forest Vegetation on Ancient Alluvial Sands of the European North-East of Russia / ГА. Likhanova, S.V. Deneva, Yu.V. Kholopov, E.G. Kuznetsova, O.V. Shakhtarova, Е.М. Lapteva // Forests. - 2022. - 13(2): 230. DOI:10.3390/ f13020230.
- Теория и практика химического анализа почв / под ред. Л.А. Воробьевой.- Москва: ГЕОС, 2006. - 400 с.
- Классификация и диагностика почв России / под ред. Г.В. Добровольского. - Смоленск: Ойкумена, 2004. - 342 с.
- Путеводитель научной почвенной экскурсии. Лесная зона (сезонно-промерзающие почвы). - Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 1997. - 72 с.
- Орлов, Д.С. Органическое вещество почв Российской Федерации / Д.С. Орлов, О.Н. Бирюкова, Н.И. Суханова. - Москва: Наука, 1996. - 258 с.
- Бобкова, К.С. Динамика содержания углерода органического вещества в среднетаежных ельниках на автоморфных почвах / К.С. Бобкова, А.В. Машика, А.В. Смагин. - Санкт-Петербург: Наука, 2014. - 270 с.
- Pietrzykowski, M. Potential for carbon sequestration in reclaimed mine soil on reforested surface mining areas in Poland / М. Pietrzykowski, W. Krzaklewski // Natural Science. - 2010. - Vol. 2. - № 9. - Р. 1015-1021. D01:10.4236/ ns.2010.29124.
- Копцева, Е.М. Первичные сукцессии растительности и почв на карьерах в подзоне северной тайги (на территории Ухтинского и Сосногорского районов Республики Коми) / Е.М. Копцева, Е.В. Абакумов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 3: Биология. - 2013. - № 1. - С. 28-44.