Почвенный покров ООПТ "Вишнёвая гора"

Автор: Кашина О.С., Самофалова Ираиада Алексеевна

Журнал: Антропогенная трансформация природной среды @atps-psu

Рубрика: Проблемы аграрной среды и рациональное землепользование

Статья в выпуске: 3, 2017 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрена диагностика почв особо охраняемой природной территории «Вишнёвая гора» в Бардымском районе Пермского края как по морфологическим признакам, так и по физико-химическим свойствам. На основании факторов почвообразования и морфолого-генетических признаков выявлены особенности строения и генезиса почв на данной территории ООПТ.

Почвы, охраняемые территории, генезис, морфология, свойства

Короткий адрес: https://sciup.org/147229959

IDR: 147229959

Текст научной статьи Почвенный покров ООПТ "Вишнёвая гора"

Считается, что в первую очередь необходима охрана земель, используемых в сельском хозяйстве от эрозии и загрязнения, забывая о биосферной роли почвенного покрова. Для поддержания круговорота веществ и энергии в биосфере необходимо сохранение целинных почв [3, 7, 14]. Почва не привлекала внимание природоохранных организаций, и основное направление охраны было ботаникозоологическое. Кроме того, сохранение разнообразия целинных почв непосредственно вязано с сохранением генетического биоразнообразия, так как основная экологическая ниша организмов суши -почва и природное разнообразие естественных почв [3, 7, 9-12]. Учение об экологических функциях почв позволило выделить в самостоятельное направление охрану ценных почвенных ресурсов, в том числе почв ООПТ, и проблему подготовку Красной книги почв. Все природные компоненты ландшафта находятся под охраной, в том числе и почвенный покров, поэтому необходимо знать характеристику почвенного покрова ООПТ.

Цель исследования - изучить почвенный покров ООПТ «Вишнёвая гора» и определить особенности почв. Объектом исследования является почвенный покров Вишнёвой горы в Бардымском районе, географическое название - гора Дранзитау. Барда -село на юге Пермского края, административный центр Бардымского района и Бардымского сельского поселения, самое крупное село края, стоящее на реке Тулва, в которую в черте села впадают реки Барда и Казьмакты. Территория Бардымского района по почвенному районированию Пермского края относится к Осинско-Оханско-Пермскому району дерново-средне-, слабо- и сильноподзолистых тяжелосуглинистых почв [5], согласно схеме геоморфологического районирования - к Тулвинской низине, расположенной в пределах восточного склона Осинского вала и Тулвинской новейшей депрессии с амплитудами поднятий порядка 200 м. Отметки рельефа 90-200 м; углы наклона 2-4° до 6-7° на окраинах [13]. Почвообразующие породы -элювиально-делювиальные глины и суглинки, образовавшиеся из глин, мергелей и известняков пермской системы [1]. По геологическому строению район относится к отложениям казанского яруса верхней перми. Вид ландшафта - эрозионный пластовый с участками ледниковых отложений на верхнепермских терригенных (обломочных) породах [1, 6]. «Вишнёвая гора» расположена в пяти километрах к востоку от райцентра на западной периферии Тулвинской возвышенности и представляет собой небольшую междуречную возвышенность правых притоков р. Тулвы - рек Турья и Сапай [4]. Абсолютная высота горы 193,4м, а относительное превышение (над урезом воды р. Турьи) - около 65м.

ООПТ «Вишнёвая гора» - ботанический памятник природы регионального значения, впервые памятник описан и предложен к охране Н.Я. Ковязиным в 1961 году [4]. Главное достояние Вишнёвой горы -степная вишня, она является не характерным видом для нашей зоны. Произрастает на склонах южной экспозиции и на вершине увала в сосняке, где иногда образует сплошные заросли. Вишня находится в угнетенном состоянии, урожайность ее низка и плодоношение наблюдается редко, поэтому её необходимо сохранить в качестве генофонда. Растительность представлена коренным сосняком, осинниками и осиново-березовыми, березовососновыми лесными массивами, а также дубом обыкновенным. Также растительность представлена цицербитой уральской, пионом уклоняющимся и венериным башмачком настоящим, являющимися редкими исчезающими видами и занесёнными в красные книги [8].

Построены геоморфологические профили Вишнёвой горы в направлении с севера на юг и с запада на восток. Юго-западные склоны более короткие и крутые, что свидетельствует о развитии эрозионных процессов, а в направлении с запада на восток, наоборот, склоны более длинные и пологие. экспозиции и под различной растительностью (табл.).

Почвенные разрезы заложены на склонах разной

Таблица

Характеристика объектов исследования

№ разреза

Экспозиция, крутизна

Мощность Ао, Ад, см

Мощность А, см

Мощность профиля, см

Порода

16-44

вершина

5

9

24

мергель и известняк

16-45

С, 4°

3

21

47

элювий пермских глин

16-14

В, 2°

5

18

74

элювий известняков и пермских мергелей

16-28

Ю, 17°

8

9

94

элювий пермских глин

16-42

Ю, 12°

6

11

ПО

элюво-делювий мергелей и пермских глин

На вершине горы под разнотравьем была обнаружена дерново-карбонатная типичная легкосуглинистая почва на известковом мергеле (Ад-Ак'-Ак"-АСк-Ск). Почва маломощная, характеризуется вскипанием по всему профилю, щебнистостью. Ниже по склону также под луговым разнотравьем обнаружена дерново-бурая тяжелосуглинистая почва на элювии пермских глин (Ад-А-ВС-С), плотная, не вскипающая, укороченная. На восточном склоне под луговой растительностью (188м н.у.м.) сформировалась среднемощная, с хорошо выраженным гумусовым горизонтом дерново-карбонатная выщелоченная легкосуглинистая почва на элювии известняков и пермских глин (Ад-А-АВк-Вк-Со1+э5))- На южном склоне почвенный покров под древесной растительностью представлен дерново-бурой среднемощной тяжелосуглинистой почвой на элювии пермских глин с хорошо развитым профилем по сравнению с почвами на других склонах (А0-А-АВ-В-ВСк-Ск(Э1)-Д(Э5)). Вскипание отмечается только в переходном горизонте и породе. В профиле щебень почти отсутствует. Гумусовый горизонт тёмный, до черного, резко выделяется в профиле, который слабо дифференцирован на горизонты по окраске. В нижней части южного склона под лиственным лесом обнаружена дерново-бурая тяжелосуглинистая намытая почва на элюво-делювии мергелей и пермских глин (А0+д-А±-А-АВ-В-ВС-Ск), где вскипает только почвообразующая порода. В почве отчетливо выделяется намытый или стратифицированный гумусовый горизонт. Итак, на Вишнёвой горе встречаются как карбонатные, так и бескарбонатные породы. Наибольшей мощностью профиля и меньшей щебнистостью обладают почвы южных склонов. Почвы Вишневой горы имеют ряд особенностей по морфологии: ярко красная окраска профиля, характерная для красноцветных глин; наличие известкового щебня; чёткое выделение гумусового горизонта, слабая дифференциация срединной и нижней частей профиля. Органогенные поверхностные горизонты имеют мощность 3-8 см, а гумусовые - 9-21 см.

Реакция среды в водной вытяжке в почвах является нейтральной, в в солевой - близкой к нейтральной и нейтральной. На южном склоне в почвах на глубине 17-33 см отмечается резкое снижение значений pH как обменной до 4,22 (разрез

16-28) и 4,82 (разрез 16-42) единиц, так и актуальной.

Таким образом, на этой глубине создается кислотно-щелочной барьер. Почвы насыщены обменными катионами, гидролитическая кислотность менее 0,5 ммоль/100 г почвы. Содержание гумуса варьирует в широком диапазоне: от 2,4 до 7,86% с постепенным снижением вниз по профилю до 1,55-2,58%.

По различной мощности профиля на склонах южной и северной экспозиции, можно предположить разновозрастность ландшафтов, различную интенсивность и скорость процессов выветривания и почвообразования. Более активно процессы проявляются в почвах на южном склоне. Дерново-карбонатные и дерново-бурые почвы не являются зональными почвами в южной подзоне таёжнолесной зоны и представляют научный интерес для их исследования и изучения.

Список литературы Почвенный покров ООПТ "Вишнёвая гора"

  • Атлас Пермского края / под общей ред. А.М. Тартаковского; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь: Уральский рабочий, 2012. 124 с.
  • Ерёмченко О.З., Филькин Т.Г., Шестаков И.Е. Редкие и исчезающие почвы Пермского края. Пермь. 2010. С. 92.
  • Климентьев А.И., Куксанов В.Ф., Куксанова Е.В. Научно-правовые аспекты Красной книги почв // Почвоведение . 2014. №4. С. 507-512.
  • Ковязин Н.Я. Лучше использовать и охранять заросли вишни степной и орешника в Предуралье // Охрана природы на Урале. Пермь, 1961. Вып. 2. С. 89-98. 5. Коротаев Н.Я. Почвы Пермской области. Пермь: Пермское книжное издательство, 1962. 280 с.
  • Назаров Н.Н. Классификация ландшафтов Пермской области. / Вопросы физической географии и геоэкологии Урала. ПГУ.: Пермь, 1996. С. 4-10.
  • Никитин Е.Д., Скворцова Е.Б., Сабодина Е.П. Красная книга почв Евразии: Россия и сопредельные страны // Почвоведение. 2014. № 3. С. 375-382.
  • Овеснов А.С. Особо охраняемые природные территории Пермской области: реестр. Книжный мир, 2002. 463 с.
  • Самофалова И.А. Почвенно-экологическая паспортизация и сертификация почв заповедных территорий // Аграрная наука сельскому хозяйству. IX Международная научно-практическая конференция (4-5 февраля, 2016): сборник. – Барнаул: Изд-во Алтайский ГАУ, 2016. С. 229-231.
  • Самофалова И.А. Почвы подгольцового пояса – уникальные объекты для включения в Красную книгу почв Пермского края // Актуальные проблемы сохранения биоразнообразия в регионах Российской Федерации. Красная книга как объект экологической экспертизы: материалы межрегиональной научно-практической конф. (Пермь, 27-29 октября 2015 г.) /Пермский гос. нац. Исслед. Ун-т. Пермь, 2015. С. 59-63.
  • Самофалова И.А., Лузянина О.А., Кондратьева М.А., Мамонтова Н.В. Элементный состав почв в ненарушенных экосистемах на Среднем Урале // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2014. № 5 (115). С. 67-74.
  • Самофалова И.А., Рогова О.Б., Лузянина О.А., Савичев А.Т. Геохимические особенности распределения макроэлементов в почвах ненарушенных ландшафтов Среднего Урала (на примере заповедника «Басеги») // Бюллетень Почвенного института им. В.В. Докучаева. 2016. № 85. С. 56-76.
  • Шимановский Л.А. Геоморфологическое районирование Пермской области. Пермский университет. Пермь, 1985.
  • Бузмаков С.А., Воронов Г.А. Основные подходы в определении качества окружающей среды // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2016. Т. 18. № 2-2. С. 587-590.
Еще
Статья научная