Подарок вождю: римская амфора с клеймом Сестия из ГМИИ

Автор: Монахов Сергей Юрьевич

Журнал: Нижневолжский археологический вестник @nav-jvolsu

Рубрика: Заметки

Статья в выпуске: 2 т.19, 2020 года.

Бесплатный доступ

В амфорном собрании ГМИИ им. Пушкина хранится редчайший для Причерноморья образец римской амфоры первой половины I в. до н.э. с латинским клеймом SES «якорь». Судя по наличию на внешней поверхности следов морских моллюсков, сосуд происходит из моря. По акту передачи амфора поступила в ГМИИ из музеев Кремля в 1965 году. Клеймо позволяет уверенно определять сосуд происходящим из мастерских римской колонии Коса в современной Тоскане, которые принадлежали известному плебейскому роду Сестиев, с которыми переписывался Цицерон. Высказано предположение, что амфора может происходить из знаменитого кораблекрушения Гран-Конглуэ близ Марселя, исследованного в послевоенное время Ж.-И. Кусто.

Еще

Кораблекрушение гран-конглуэ, римские амфоры, род сестиев, хронология, дрессель-1

Короткий адрес: https://sciup.org/149132042

IDR: 149132042   |   DOI: 10.15688/nav.jvolsu.2020.2.15

Текст научной статьи Подарок вождю: римская амфора с клеймом Сестия из ГМИИ

DOI:

Цитирование. Монахов С. Ю., 2020. Подарок вождю: римская амфора с клеймом Сестия из ГМИИ // Нижневолжский археологический вестник. Т. 19, № 2. С. 306–310. DOI:

В коллекции ГМИИ имеется амфора, которая выделяется своей удивительной морфологией, совершенно не характерной для известных причерноморских амфорных древностей. У нее вытянутое цилиндрическое туло-во, высокий клювовидный, слегка отогнутый наружу нависающий венец, горло высокое, сужается книзу. На месте перехода от горла к плечу желобок, в месте перехода от плеча к тулову уступ, ножка с небольшим расширением и гладкой подошвой. Высота сосуда 1 002 мм, диаметр тулова 276 мм, диаметр венца 173 мм. На венце четкое рельефное клеймо латинскими буквами SES с эмблемой «якорь» справа (рис. 1). На внешней поверхности сохранились следы морских ракушек, очевидно, что амфора поднята из моря.

Такие формы крайне редко представлены в северопричерноморских материалах. Нечто похожее есть в Ольвии [Lawall et al., 2010, p. 404, pl. 301, L-369, L-370], где они отнесены к продукции Великой Греции. Но ольвийские находки не являются полной аналогией амфоре из ГМИИ, тем более что и клеймо на венце передано не греческими, а латинскими буквами.

Прежде чем дать атрибутику этому сосуду, наверное, будет не лишним упомянуть о его происхождении. В инвентарных книгах ГМИИ сведения крайне ограничены. Отмечается, что амфора передана из музеев Кремля в 1965 году. Однако по информации Н.В. Александровой сосуд являлся подарком И.В. Сталину от «коммунистов провинции Гроссето» и поступил на выставку в 1950 году. Очевидно, что предназначался он к 70-летнему юбилею И.В. Сталина, но оформлен был несколько позже. После этого юбилея было принято решение сделать выставку подарков вождю на площадях ГМИИ, что и было реализовано. Однако учет подарков на выставке практически не велся при огромном вале этих вещей (информация Н.В. Александровой). Выставка функционировала до 1953 г., когда она была демонтирована и экспонаты отправили опять в музеи Кремля. А амфора каким-то образом была забыта в ГМИИ, где оказалась включенной в инвентарь значительно позднее – в 1965 году.

Несколько фраз о дарителях. Нынешняя провинция Гроссето является самой южной в составе исторической области Тоскана. В ан- тичное время на территории Гроссето важнейшим центром была римская колония Коса на берегу Тирренского моря, выведенная в бывшую Этрурию в 273 году. Эта колония была важнейшим экономическим центром, тем более что там имелся мощный порт. К этому сюжету мы еще вернемся, а пока обратимся к амфоре.

Амфоры такой специфической формы, безусловно, не имеют отношения к хорошо известным образцам керамической тары греческих полисов Великой Греции [Olcese, 2010]. Зато они надежно идентифицируются как римские амфоры позднеэллинистического времени типа Dressel 1 [Manacorda, 1981, Taf. 3, 7; Empereur, Hesnard, 1987, p. 29, pl. 7, no. 31; Py, 1993, p. 54; Alpözen et al., 1995, S. 104, Fig. 32; Olmer, 2013, p. 316, fig. 3], которые выпускались во множестве мест. И самая известная и массовая находка таких амфор именно с такими клеймами – это кораблекрушение у скалы Гран-Конглуэ в 10 милях от Марселя на глубине 42 м, которое было исследовано с 1952 по 1960 г. под руководством Ж.-И. Кусто, Ф. Дюма и Ф. Бенуа. С этого корабля длиной 23 м было поднято 1 700 целых амфор разных типов и несколько сотен образцов простой и чернолаковой столовой посуды, которые первоначально воспринимались как груз одного корабля. Предположительно этот груз состоял из примерно 3 000 амфор.

Вопрос о хронологии кораблекрушения долгое время был предметом дискуссии. Ф. Бенуа первоначально относил единый, как он считал, «комплекс» кораблекрушения примерно к 200 г. до н.э. и интерпретировал буквы SES как сокращение имени Марка Сес-тия, упомянутого в делосской надписи начала II в. до н.э. [Benoît, 1961]. Были и другие точки зрения, в соответствии с которыми датировка груза корабля определялась в интервале от 230 до 140-х гг. до н.э. Лишь Э. Теве-нот и Е. Уилл настаивали на том, что в данном случае имело место смешение грузов нескольких крушений, а основной груз с партией римских амфор с клеймами Сестия более чем в 1 000 экз. должен датироваться от самого конца II до середины I в. до н.э. [Will, 1979, p. 339 ff.]. Главный вывод Е. Уилл в ее статье 1979 г. состоял в том, что поднятый у Гран-Коглуэ корабельный груз явно разновременен, поскольку там помимо римских сосудов с клеймами SES с эмблемой «якорь» присутствует около 400 греко-италийских амфор еще III в. до н.э., а также родосские амфорные клейма конца III – начала II в. и др.

В разных районах Западного Средиземноморья, особенно в Галлии и Испании, неоднократно встречались клейма с сокращением имени Сестия в сопровождении разных эмблем. Но самая высокая концентрация находок клейм Сестия именно с эмблемой «якорь» происходит из раскопок 1970-х гг. в припортовой части колонии Косы в Этрурии, которые дали значительное количество клейм с этим именем – большее, чем во всем остальном Западном Средиземноморье. Эти раскопки, проводившиеся на протяжении 22 лет американской экспедицией под руководством А.М. Маккан, дали такое количество материала по римским амфорам типа Дрессель-1, что это позволяло утверждать: именно здесь, в районе Косы, находились керамические мастерские, где производились амфоры, клеймившиеся именем Сестия [Manacorda, 1978, p. 122 ff.; 1981, p. 4 ff.; Will, 1979, p. 341 ff.; McCann, 1988, p. 102 ff.; Will, Slane, 2019]. Из писем Цицерона нам известно, что его друг Публий Сестий владел имением в районе Косы [Cic. Att. XV.27.1], на этом основании современные исследователи делают вывод, что этот известный и достаточно богатый политический деятель, претор 54 года, как и его предки, был одновременно и крупным бизнесменом, владел землями на территории бывшей Этрурии, а также керамическими мастерскими по производству амфорной тары, предназначенной для вывоза на внешний рынок какой-то продукции [Will, 1979, p. 348 ff.; McCann, 1988; Will, Slane, 2019]. Скорее всего, этот вывод должен относиться не только к Публию Сестию, но и к его предку (прадеду, деду?) Марку и отцу Луцию.

Однако этот вывод представляется не совсем однозначным. Дело в том, что для сенатора считалось предосудительным заниматься бизнесом в современном понимании, а ведь Луций Сестий был до 90 г. плебейским трибуном, а его сын Публий – претором. Поэтому вполне вероятно, что хозя- ином масштабного бизнеса, связанного с амфорным производством, был представитель другой ветви рода Сестиев в статусе всадника либо же кто-то из вольноотпущенников этой семьи, носивший то же имя 2. Ну и наконец, о продукте, который вывозился в амфорах. Это не обязательно должно было быть исключительно вино. Страбон пишет, что Коса славилась масштабными рыбными промыслами [Strab. V.2.8], поэтому не исключено, что вторым продуктом был соус гарум, который также вывозился в амфорах. Кстати говоря, американской экспедицией были обнаружены в ходе раскопок крупные рыбные емкости и бассейны для разведения тунца [McCann, 1988, p. 105].

Проанализированный Д. Манакорда хронологический контекст находок клейм Сестия в разных районах Галлии и Испании позволяет считать временем расцвета бизнеса этой семьи вторую четверть I в. до н.э. [Manacorda, 1978, p. 127 ff.].

И последний момент в этой истории с римской амфорой из мастерской Сестия. Дело в том, что амфора из ГМИИ имеет четко выраженные признаки длительного пребывания под водой, хотя в документах упоминается, что «она найдена при раскопках». Возникает предположение, что она происходит из знаменитого крушения у Гран-Коглуэ, где как раз и найдено абсолютное большинство известных амфор с клеймами Сестия. Противоречие только одно – плановые и масштабные работы Ж.-И. Кусто здесь начались лишь в 1952 г., а юбилей Сталина, как известно, состоялся в декабре 1949 года. Однако известно, что само кораблекрушение было зафиксировано намного раньше, сразу после окончания войны. Возможно, это трофей рыбаков, который и стал подарком вождю.

Список литературы Подарок вождю: римская амфора с клеймом Сестия из ГМИИ

  • Alpözen T. Oğuz, Özdaş A. Harun, Berkaya B., 1995. Commercial amphoras of the Bodrum Museum of Underwater Archaeology. Maritime Trade of the Mediterranean in Ancient Times. Ankara, Dönmez offset. 128 p.
  • Benoît F., 1961. Fouilles Sous-Marines: L’Épave du Grand Congloué à Marseille / Gallia. Supp. XIV. Paris, Centre nat. de la Recherche scientifique (Comité Technique). 211 p., 106 fig. 34 pl.
  • Empereur J.-Y., Hesnard A., 1987. Les amphores hellénistiques. Ceramiques hellénistiques et romaines. II. Annales littéraires de L’Université de Besanson, pp. 9-72.
  • Lawall M.L., Lejpunskaja N.A., Diatroptov P.D., Samojlova T.L., 2010. Transport amphoras. The lower City of Olbia (Sector NGS) in the 6th century BC to the 4th century AD. (I). Black Sea Studies. Vol. 13. Aarhus, Aarhus University Press, pp. 355-407.
  • McCann A.M., 1988. Roman Port of Cosa. Scientific American, iss. 3, pp. 102-109.
  • Manacorda D., 1978. The Ager Cosanus and the Production of the Amphorae of Sestius: New Evidence and a Reassessment. Society for the Promotion of Roman Studies, iss. 68, pp. 122-131.
  • Manacorda D., 1981. Produzione agricola, produzione ceramica e proprietary nell’ager Cosanus nel I a.C. Società romana e produzione schiavistica. II. Merci, mercato e scambi nel Mediterraneo. Roma; Bari, pp. 3-54 e, 263-273.
  • Olcese G., 2010. Le anfore greco italiche di Ischia: archeologia e archeometria. Artigianato ed economia nel Golfo di Napoli. Roma, Edizioni Quasar di Severino Tognon. 479 p.
  • Olmer F., 2013. La circulation des vins italiques en Provence, Languedoc et Gaule central aux IIIe et IIe siecles avant J.-C.: un point sur les volumes et les provenances. Immensa Aequora Workshop. Ricerche archeologiche, archeometriche e informatiche per la ricostruzione dell’economia e dei commerce nel bacino occidentale del Mediterraneo (meta IV sec. a.C. - I sec. d.C.). Atti del convegno Roma 24-26 gennaio 2011. Roma, Centre Camille Jullian, pp. 315-323.
  • Py M., 1993. Amphhores italiques. Dicocer (Lattara 6). Lattes, pp. 53-55.
  • Will E.L., 1979. The Sestius Amphoras: A Reappraisal. Journal of Field Archaeology, vol. 6, no. 3, pp. 339-350.
  • Will E.L., Slane K.W., 2019. Cosa. The Roman and Greek Amphoras. Michigan, Ann Arbor. 213 p., 69 pl.
Еще
Статья научная