Подготовка научных кадров в евразийском образовательном пространстве: состояние и проблемы

Автор: Лагойда Наталья Григорьевна

Журнал: Восточный вектор: история, общество, государство @eurasia-world

Статья в выпуске: 2, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются особенности и основные проблемы в подготовке научных кадров / кадров высшей квалификации в аспирантуре в связи с вступлением Российской Федерации в Болонский процесс. Анализируются важнейшие задачи интеграции России в евразийское образовательное пространство. Приводится характеристика трехступенчатого высшего образования в странах-участницах Болонского соглашения. Особую сложность, по мнению автора, вызывают проблемы финансирования диссертационных исследований, самостоятельности выбора тематики научного исследования, а также взаимодействие аспиранта, научного руководителя и научного наблюдателя. Рассматриваются достижения Китая как важного партнера России в сфере образования, в области подготовки научных кадров. В статье показаны процессы, происходящие в современной российской аспирантуре, связанные с низким процентом защит, большим объемом образовательной подготовки и практик. В то же время, как отмечается автором, подготовке диссертационного исследования уделяется все меньше внимания. В настоящее время мы наблюдаем процесс реформирования российской аспирантуры как третьей ступени высшего образования. В скором будущем с принятием федерального закона «О науке» произойдет ее поэтапное возвращение к «научной аспирантуре».

Еще

Болонский процесс, аспирантура, подготовка научных кадров, кадры высшей квалификации, научный руководитель, научный наблюдатель, евразийское образовательное пространство

Короткий адрес: https://sciup.org/148317062

IDR: 148317062   |   DOI: 10.18101/2306-630X-2019-2-73-79

Текст научной статьи Подготовка научных кадров в евразийском образовательном пространстве: состояние и проблемы

Лагойда Н. Г. Подготовка научных кадров в евразийском образовательном пространстве: состояние и проблемы // Евразийство и мир. 2019. № 2. С. 73–79.

Преобразования, происходящие в настоящее время в системе высшего образования Российской Федерации, связаны, прежде всего, с созданием общеевропейского пространства в области высшего образования, к которому присоединилась Россия, поддержав Болонскую декларацию 1999 г. В 2003 г. мы вошли в Болонский процесс. Россия взяла на себя обязательство привести систему высшего профессионального образования (ВПО) и послевузовского профессионального образования (ППО) в соответствие с общеевропейскими стандартами.

В то же время необходимо отметить активное взаимодействие России в сфере образования со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Китаем.

Эти процессы свидетельствуют о формировании в современной России евразийского образовательного пространства.

Интеграция России в Европейское пространство высшего образования выполняет несколько важных задач. Рассмотрим их более подробно.

Во-первых, это стандартизация системы высшего образования с помощью использования единой системы передачи образовательных кредитов European Credit Transfer System (ECTS) и унифицированного приложения к диплому о высшем образовании в целях поддержки академической мобильности.

Во-вторых, применение модели высшего образования, состоящей из трех циклов. Первый цикл имеет различную продолжительность от 3 до 5 лет в зависимости от национальной системы высшего образования и завершается степенью бакалавра. Подавляющее большинство стран Европы приняло единый стандарт бакалавриата — 4 года. Второй цикл длится два года и завершается присвоением степени магистра наук по направлению подготовки. Уровень образовательной квалификации, полученный в период обучения в бакалавриате и магистратуре, удовлетворяет потребностям европейского рынка труда. Третий цикл — докторантура, состоящая из двух ступеней. На первой ступени проходит обучение в аспирантуре с применением стандартной системы образовательных кредитов ECTS, которое завершается получением сертификата о прослушанных курсах. На второй ступени соискатель ученой степени защищает научную работу и ему присуждается степень доктора философии по специальности.

В-третьих, задача Болонского соглашения — способствовать академической мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала. Академическая мобильность позволяет разрабатывать и реализовывать программы двойных дипломов между российскими и европейскими вузами. Такие программы на сегодняшний день являются одними из самых перспективных образовательных продуктов и обеспечивают конкурентное преимущество при дальнейшем трудоустройстве выпускников. Динамика роста образовательных программ двойного дипломирования позволяет делать положительные прогнозы на развитие данной тенденции. Мониторинг программ двойных дипломов между российскими вузами и странами — членами Европейского Союза показал, что уже более 70 университетов России реализуют программы двойных дипломов. Всего насчитывается 239 таких программ. Большинство вузов, которые работают по программам двойных дипломов с европейскими партнерами, находится в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Перспективным, на наш взгляд, является заключение договоров о создании двойных дипломов со странами АТР (Китаем, Монголией, Кореей и др.), где активными участниками могли бы стать вузы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов [2].

В-четвертых, это контроль за качеством образования. Это предполагает создание аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Возможно проведение международной аккредитации образовательных программ на предмет соответствия международным требованиям и стандартам качества. Высшие учебные заведения внедряют внутривузовские системы контроля качества образования и привлекают к внешней оценке вузов студентов и работодателей. Помимо государственной аккредитации распространение получила общественная аккредитация отдельных образовательных программ, проводимая общественными и профессиональными организациями, ассоциациями.

В-пятых, обеспечение трудоустройства выпускников и социальной направленности обучения. При выполнении поставленных задач наше государство столкнулось с серьезными проблемами, которые связаны с коренными изменениями российского образования и сложившимися традициями, в том числе в подготовке научных кадров и в системе присуждения ученых степеней.

Самые сложные проблемы возникли именно в системе послевузовского образования, соответствующего третьему циклу европейского образования. В 2003 г. в Берлине и в 2005 г. в Бергене состоялись встречи министров образования России и европейских государств, на которых обсуждались вопросы о деятельности аспирантуры в рамках Болонского процесса, но никакой определенности в этом вопросе они не достигли. В странах европейского содружества не существует единого стандарта преподаваемых курсов в период аспирантской подготовки, нет единых требований к учебным планам и экзаменам кандидатского минимума. Наполнение аспирантской программы формируется в зависимости от страны и направления научного исследования. Отдельная страна и отдельный университет разрабатывают свои подходы в подготовке аспирантов и требования для присвоения ученых степеней.

Согласно Болонской декларации обучение в аспирантуре предполагает два или три года обучения, которые завершаются выдачей двух видов документов — сертификата об окончании аспирантуры и сертификата об окончании аспирантуры с отличием.

В рамках Болонского процесса было рекомендовано помимо научного руководителя назначать научного наблюдателя. Это может быть заведующий кафедрой, заместитель проректора по научной работе. Его задача заключается в том, чтобы иметь информацию об индивидуальных планах аспирантов, объеме выполненной аспирантом работы по диссертации. Наблюдатель составляет отчет о работе с аспирантами, заполняет электронную базу. Совместно с научным руководителем наблюдатель проверяет качество «продукта», который выпускает соискатель.

В Болонском процессе роль защиты не так важна, как систематический контроль со стороны научного руководителя и научного консультанта в период подготовки диссертации. Аспирант обязан отчитываться о проделанной работе и о послушанных курсах с периодичностью два раза в год — перед научным руководителем и один раз в год — перед научным наблюдателем. Совместная работа аспиранта, научного руководителя и аспиранта осуществляется на протяжении всего периода обучения. Обязательным условием является размещение на сайте университета информации по каждому аспиранту. Каждый аспирант имеет интернет-страницу, где вывешиваются материалы диссертационной работы.

Самой сложной проблемой для аспирантов является невозможность самостоятельно определить тему исследования и сроки защиты диссертации. Тема утверждается научным наблюдателем совместно с проректором по научной работе. Сроки защиты определяются совместно научным руководителем и наблюдателем, но они не связаны с моментом окончания обучения в аспирантуре. Получение сертификата об окончании аспирантуры не означает, что аспирант может выйти на защиту.

Еще одной актуальной проблемой аспирантуры в европейских университетах является проблема финансирования. Финансирование диссертационных исследований может быть государственным, частным и полугосударственным. В основном в европейских странах действует смешанное финансирование. Аспирант зависит от научного руководителя не только в научной сфере, но и материально. Он может выступать в роли ассистента профессора, может преподавать, участвовать в грантовых проектах, тем самым повышать свое материальное благополучие. Финансовое обеспечение аспиранта очень благотворно сказывается на конечном продукте, чем оно выше, тем эффективнее работает молодой ученый. Исследования показали, что если аспирант имеет финансовую поддержку, число успешно завершивших обучение заметно увеличивается. Контракты между аспирантом и научным руководителем разрешены Болонским процессом, в них закрепляются права и обязанности сторон, что повышает их ответственность. На базе университетов создаются арбитражные комитеты, которые рассматривают конфликтные ситуации между аспирантами и научными руководителями. Арбитражные комитеты рассматривают также вопросы о соответствии национальных степеней со степенями, которые были присуждены в странах — участницах Болонского процесса.

После вхождения России в Болонский процесс в 2011 г. произошел переход отечественной системы высшего образования на двухуровневую систему подготовки кадров — бакалавриат и магистратура — в соответствии новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ВПО). В 2013 г. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ утвердил уже три уровня высшего образования в России: бакалавриат/специ-алитет, магистратуру и подготовку кадров высшей квалификации. К третьему уровню в соответствии с федеральным законом относятся программы подготовки в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассисенту-ры-стажировки [3, с. 157]. Федеральные государственные образовательные стандарты теперь утверждаются по уровням подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура), по направлениям подготовки (указываются область, объект и виды профессиональной деятельности), определены требования к результатам освоения образовательных программ, которые сформулированы в виде компетенций. Переход к многоуровневой системе образования позволил сделать российские квалификации сопоставимыми с европейскими.

В то же время необходимо отметить, что переход российской аспирантуры на Болонскую систему, по мнению научной общественности, внес некоторый хаос в подготовку аспирантов [6, с. 128]. Аспиранты в соответствии с федеральными образовательными стандартами, осваивают дисциплины не только по своей научной специальности (направлению подготовки, профилю), иностранные языки, историю и философию науки, но и другие дисциплины, в том числе педагогические, проходят научно-исследовательскую и педагогическую практику. При условии успешного освоения образовательной программы аспирантуры им вручается диплом государственного образца о высшем образовании с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Проблема заключается в том, что молодые ученые, отвлекаясь на учебный процесс и практики, как считают оппоненты

Болонской системы подготовки научных кадров, уделяют недостаточно внимания своей научной работе и написанию диссертации.

Дискуссия о развитии российской модели аспирантуры продолжается наиболее активно в последние несколько лет. Сторонники реформирования российской аспирантуры выступают против «навязанного Болонского процесса», они считают, что принятие Федерального закона о высшем образовании и перевод аспирантуры в третью ступень высшего образования были ошибкой [6]. Основная идея сторонников данного подхода заключается в том, что можно сделать аспирантуру действительно научной в рамках изменения государственных образовательных стандартов. Если человек поступает в аспирантуру, то главным требованием должно быть представление кандидатской диссертации. По-видимому, мы уже скоро пойдем по этому пути, но после того, как будет принят новый закон о науке.

Министерство науки и высшего образования РФ предложило ввести гранты на обучение в так называемой «научной аспирантуре», предоставляемые на конкурсной основе. Заявку на обучение в научной аспирантуре должны подавать совместно аспирант и его научный руководитель, а обучение должно завершаться защитой диссертации. Стипендия учащихся при этом составит 100% от средней зарплаты в РФ, то есть 39–40 тыс. рублей. Эти меры, как считают в министерстве, могли бы решить проблему низкого числа защищенных диссертаций на соискание степени кандидата наук.

В аспирантурах университетов и академических институтов России сейчас обучаются около 90 тыс. человек. При этом из заявленных диссертационных работ они защищают 12%, что считается достаточно низким показателем. Согласно нацпроекту «Наука» число аспирантов, успешно защитивших диссертационную работу и выбравших карьеру исследователя или преподавателя, к 2024 г. должно вырасти не менее чем в 1,25 раза. Не менее чем в 2,1 раза планируется увеличить долю аспирантов, представивших к защите диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Одним из ярких примеров интеграции России в сфере образования со странами АТР является Китай. Приоритеты правительства Китая обращены в область образования и соответствуют курсу страны на инновационную экономику [6]. Особенно поражает динамика роста подготовленных научных кадров в Китае за последние десятилетия. В 2010 г. общее количество магистрантов и аспирантов составило более 240 тыс. человек. В 1982 г. было защищено 12 докторских диссертаций, в 2007 г. почти 40 тыс. диссертаций. Одним из преимуществ китайской системы подготовки научных кадров является их востребованность на рынке труда, соискатели с учеными степенями могут трудоустроиться не только на академическом рынке, но в инновационных отраслях китайской экономики. Также весьма положительным является инициатива правительства Китая о развитии и финансировании совместных исследований в лучших зарубежных университетах, молодые преподаватели китайских вузов имеют возможность продолжить исследования и получить докторскую степень за рубежом. Большинство из них предпочитают возвращаться на родину и работать в Китае.

Государственная политика Китая в сфере науки направлена в первую очередь на повышение качества докторских исследований посредством нескольких меха- низмов: сотрудничество с учеными мирового уровня, инвестиции в международные научные проекты, открытие филиалов зарубежных университетов, крупные финансовые вложения и увеличение количества обучающихся в аспирантуре. В последние годы наблюдается активное взаимодействие Китая и России в подготовке научных кадров, что весьма полезно для развития высшего образования обеих стран.

Такие образом, в большинстве развитых стран мира, ставших объектами нашего исследования, подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в рамках третьего уровня высшего образования и включает серьезный образовательный компонент. В то же время необходимо отметить что переход российской аспирантуры на Болонскую систему, по мнению научной общественности, привел к серьезным проблемам.

Разрабатывая проект реформирования системы подготовки научных кадров в аспирантуре, необходимо учитывать, что формирование евразийского образовательного пространства России является важной стратегической задачей. Россия как евразийское государство должна играть ключевую роль в интеграции Запада и Востока в единое образовательное пространство посредством укрепления престижа российского образования, обеспечения преемственности европейских и восточных образовательных традиций.

Список литературы Подготовка научных кадров в евразийском образовательном пространстве: состояние и проблемы

  • Мосичева И. А., Караваева Е. В., Петров В. Л. Реализация программ аспирантуры в условиях действия ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 3-10.
  • Бадмаева Е. С. Магистерские программы двойного диплома: проблемы и перспективы // Евразийское образовательное пространство: перспективы развития магистратуры: материалы междунар. науч. конф. (23-25 апреля 2015 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос.ун-та, 2015. С. 128-131.
  • Лагойда Н. Г. К вопросу о преемственности подготовки магистров и аспирантов в университете // Евразийское образовательное пространство: перспективы развития магистратуры: материалы междунар. науч. конф. (23-25 апреля 2015 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2015. 156 с.
  • Пигорев И. Я., Липченко Е. А. Качество подготовки аспирантов как фактор модернизации системы аттестации кадров высшей квалификации // Вестник Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 59. С. 59-64.
  • Вершинин И. В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом: основные проблемы и тенденции // Управление наукой и наукометрия. 2016. Вып. 2(20). С. 134-155.
  • Осинский И. И. Китай в мире науки // Евразийство и мир. 2019. № 1. С. 3-22.
  • Кондаков В. В. Нормативные аспекты подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук // Вестник Российской Академии наук. 2018. Т. 88, № 2. С. 118-129.
Еще
Статья научная