Подготовка учителя в Оренбургском учительском институте (1876-1894)
Автор: Алшина Светлана Александровна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Педагогические науки
Статья в выпуске: 12, 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ проблемы подготовки учителя в Оренбургской губернии. На основе изучения архивных источников представлена деятельность Оренбургского Учительского института по подготовке педагогических кадров в региональном аспекте. В целом дается характеристика политики государственной власти в области педагогического образования во второй половине XIX в.
Подготовка учителя, оренбургский учительский институт, педагогические кадры
Короткий адрес: https://sciup.org/14935120
IDR: 14935120
Текст научной статьи Подготовка учителя в Оренбургском учительском институте (1876-1894)
Актуальность исследования обусловлена тем, что «в российской историко-педагогической науке конца XIX – начала XXI века существенно переосмыслены сущность, содержание и направленность отечественного историко-педагогического процесса» [1, c. 105]. Это достигнуто благодаря обоснованию и творческому использованию новых теоретико-методологических основ историко-педагогического исследования.
Для Оренбургской губернии проблема педагогических кадров во второй половине XIX в. была довольно острой. В рассматриваемый период в губернии сложилась определенная система народного просвещения, которая была представлена различными учебными заведениями: военными, гражданскими, церковными. К 1875 г. в более чем миллионной по числу жителей губернии действовало около 50 учебных заведений, треть из которых располагалась в Оренбурге [2].
Таким образом, наблюдался явный недостаток учебных заведений, слабый уровень обучения населения губернии, нехватка педагогических кадров.
Важным фактором развития начального образования конца XIX – начале ХХ в. являлся подготовленный учитель. На запрос Министерства народного просвещения в 1860-х гг. попечители учебных округов выдвинули три способа подготовки учителей для начальной школы:
-
1) учреждение особых учительских семинарий и учительских институтов;
-
2) устройство педагогических курсов при гимназиях или уездных училищах;
-
3) практическое «приготовление учителей посредством причисления учительских кандидатов в качестве учительских помощников к таким приходским училищам, которые имеют хороших учителей» [3, c. 53].
Официальная позиция на проблему подготовки учителя претерпела определенную эволюцию. В начале своей деятельности министр народного просвещения Д.А. Толстой утверждал: «Для народа нужна лишь разумная грамотность, для чего не нужны дорогие учителя» [4, c. 785].
Таким образом, первый путь подготовки учителей через семинарии и учительские институты министром не рассматривался. Он считал, что учительские места в сельских начальных школах должны занимать лица духовного звания, которые являются более надежными проводниками принципов самодержавия и православия в просвещении: «Забота об учителях для начальных народных училищ должна быть, главнейшим образом, представлена ведомству нашего православного духовенства, располагающему в этом отношении такими силами, которым могла бы позавидовать любая из просвещеннейших стран Европы» [5].
Однако просветительские инициативы земств, отдельных частных лиц, публицистическая деятельность многих российских общественных деятелей, обеспокоенных ситуацией в народном образовании, заставили пойти на определенный пересмотр официальной позиции на проблему подготовки учителя. Интересы государства требовали усиления контроля при учреждении учительских институтов и семинарий, в этом нуждалась и усовершенствованная система начального образования. В 1970-е гг. в новых городских училищах были значительно изменены программа и срок обучения. Если в уездных училищах обучение шло 3 года, то в трехклассных городских училищах оно увеличивалось до 6-ти лет. Это потребовало специально подготовленного учителя.
Уже в 1871 г. министр Толстой писал: «Справедливость требует согласиться, что единственно возможное средство упрочить народное образование состоит в том, чтобы теперь же, ввиду возникающего в народе стремления к грамотности и в самом начале устройства у нас этого дела на новых началах, сообщить оному определенное и стройное направление в духе господствующей церкви и пользы государству путем правильной и стройной организации народной школы, что, очевидно, немыслимо без учителей, основательно и соответственно к тому подготовленных, а это может быть достигнуто только посредством семинарий, не только правильно в педагогическом отношении устроенных, но находившихся в полном заведовании училищного начальства» [6].
Цель учительских семинарий по «Положению о женских Гимназиях и Прогимназиях Министерства народного просвещения» (1870 г.) – «доставлять педагогическое образование молодым людям всех сословий и православного исповедания, желающие посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах» [7, c. 85].
Эту же задачу только для городских училищ решали учительские институты. По «Положению о городских училищах и учительских институтах» (1872 г.) данные учебные заведения готовили учителей для городских училищ, которые занимали уездные училища. Городские училища должны были доставлять детям всех сословий начальное религиозно-нравственное и умственное образование, а также сообщать прикладные познания, соответствующие нуждам местного городского населения.
Если в крупных городах подобные учебные заведения работали уже в начале 1870-х гг. (Петербург, Москва, Вильно, Казань и другие), то вопрос о необходимости открытия учительского института в Оренбурге, был поднят в начале 1876 г. Находясь в Петербурге, попечитель Оренбургского учебного округа П.А. Лавровский выступил с ходатайством перед Министерством народного просвещения, в котором утверждалось о том, что Оренбургский учебный округ имеет все основания претендовать на то, чтобы иметь такой институт: «Достаточно обратить внимание на полное отсутствие собственного контингента учителей в Оренбургском учебном округе и не только для средних учебных заведений, но в значительной степени и для низших, чтобы считать мысль об учительском институте самой благодетельной для всего восточного края».
П.А. Лавронский настаивал на том, чтобы учительский институт был открыт именно в Оренбурге. Здесь, по его мнению, можно было обеспечить необходимый начальственный обзор для того, чтобы оказать доброе влияние на успехи заведения и в нравственном, и в педагогическом отношениях, кроме того Оренбург составляет до сих пор центр крупного административного управления, к которому тяготеет наибольшая территория учебного округа – губернии Оренбургская и Тургайская, для которых Оренбург может справедливо считаться центральным пунктом. Особо отмечалось то, что не стоило опасаться близости городской жизни как угрозы для нравственности учащихся.
-
28 декабря 1876 г. вышло Высочайшее утвержденное решение об открытии Оренбургского учительского института с 1 июля 1877 г. Расходы по содержанию института ложились на казну, из которой было отпущено 10 тыс. руб. на первоначальное обзаведение и устройство помещений.
Политика правительства в области развития учительских институтов была направлена на получение воспитанниками как бесплатного (казенные стипендиаты), так и платного (стипендиаты сельских и частных лиц, своекоштные) образования. Размер платы за обучение в учительском институте составлял 150 руб. в год за одного воспитанника. Развитие и состояние учительских институтов зависело от номинального количества обучающихся.
Согласно «Положению о городских училищах и учительских институтах» (1872 г.) в каждом учительском институте должно было обучаться 75 чел., 60 из них получали полное содержание от Министерства народного просвещения, остальные вакансии предоставлялись стипендиатам других ведомств, городским обществом, частным лицам и «Своекоштным пансионерам» (лицам, учащимся за свой счет) [8].
Оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский выделил для института помещение, которое описывалось как уступаемый, под учительский институт, каменный в два с половиной этажа дом, одно из лучших зданий г. Оренбурга на лучшей его улице. Оно представляет удобное помещение как по величине и прочности своей, так и по обширности принадлежащего ему пустого места. Тем не менее, здание требовало некоторой реконструкции, – работы закончились летом 1878 г.
Директором учительского института был назначен Валентин Иванович Филоматитский, имевший за плечами Московский университет и степень кандидата естественных наук.
Архивные материалы Оренбургского областного архива свидетельствуют о большом внимании к подбору учительского состава. Так, преподаватели русского языка Апполон Петрович Лучинин был выпускником Казанской духовной академии со степенью кандидата, которая давала возможность преподавать каноническое право, русский язык, литературу, всеобщую грамматику и греческий язык.
Преподаватель чистописания, черчения и рисования Филипп Макарович Макаров имел свидетельство учителя рисования в уездных училищах, выданное Петербургской академией художеств. Преподаватели естественной истории Александр Николаевич Сниткин окончил Петербургский университет со степенью естественных наук и т.д.
Особое внимание было уделено организации учебных кабинетов и комплектованию библиотеки.
Прием воспитанников в Оренбургский учительский институт был объявлен на начало августа 1878 г. В губернской прессе было озвучено, что в г. Оренбурге открыт Учительский институт. Вступительные экзамены были назначены на 10 августа. Принимались молодые люди всех званий и сословий не моложе 16 лет, здорового телосложения и хорошей нравственности. Для поступающих в учительский институт требовалось знание в объеме курса городского училища. Молодые люди, которые окончили курс в городских училищах, должны были состоять при учебных заведениях в качестве учительских помощников. Реальные условия не позволяли следовать данному правилу.
Во всем Оренбургском учебном округе было всего лишь 2 городских училища. В одном из годовых отчетов учительского института констатировалось, что приходилось или ограничивать приемом – каждый раз 5–6 чел., или принимать плохо подготовленных. Институт избрал последнее. Это вело к тому, что преподаватели обнаруживали у поступающих крайне неудовлетворительную подготовку и очень скудный умственный запас, сказавшийся в ограниченности и шаткости знаний, неправильной речи, плохом чтении и слабом правописании.
Преподаватели пытались использовать различные педагогические приемы, «выровнять ситуацию». Вводился «повторительный курс», шла работа над расширением кругозора воспитанников, умение читать и понимать прочитанное, развитие в учащихся ясного и твердого понимания цели их пребывания в институте, развития и укрепления в них создания необходимости трудиться как можно усерднее, о приучении их к осмысленному и самостоятельному отношению к обучению.
В отчетах подробно сообщалось о работе с каждым отдельным учеником.
Институтская программа была рассчитана на 3 года. В 1-м и 2-м классах изучались: русский язык, история, география, естествоведение, математика в объеме, необходимом для преподавания в городских училищах. В 3-ем классе основное внимание уделялось изучению методики преподавания и педагогической практике.
-
10 декабря 1880 г. при Оренбургском учительском институте было открыто городское училище, в котором воспитанники должны были проходить практику и приобретать педагогический опыт. Это двухклассное училище состояло у 6-ти последовательных отделений, каждое с годичным курсом обучения.
Первые практические занятия прошли весной 1881 г. Вначале это были посещения уроков, а затем и самостоятельная практика. Уроки, которые давали практиканты, внимательно обсуждались в присутствии всего класса, «преподаватели давали соответствующие указания и наставления», и «в конце концов все практиканты были признаны вполне усвоившими дидактические приемы». Курс дидактики был направлен на то, чтобы будущие учителя могли с полным пониманием идеи воспитывающего обучения применять к делу все известные педагогические требования, обуславливающие разумность, легкость, прочность, обстоятельность, успешность и целесообразность в приобретении детьми познаний и убеждений.
-
Пер вый выпуск учительского института составил 13 чел. Все они были удостоены звания учителей городских училищ, трое из них (Губанов и Шалины) были награждены золотыми медалями.
В 1881 г. при Оренбургском учительском институте были открыты дополнительные курсы для ускоренной подготовки квалифицированных учителей для городских училищ. Они были рассчитаны на лиц, имевших педагогический опыт. Первыми слушателями были 6 прикомандированных учителей уездных училищ (Кунчурского, Камышинского, Ирбинского, Екатеринбургского, Бирского, Уфимского) и трое посторонних лиц.
Программа курсов была следующая: по русскому языку – 3 урока, по математике и естествознанию – по 5, по педагогике – 2, по истории и географии – по 3; по чистописанию и рисованию, гимнастике и пению – 2 урока в неделю. Обучение математике и естествознанию велось лекционно. Курсы предусматривали продолжительность в два семестра. Наряду с занятиями, слушатели давали практические уроки в городском училище; по окончании обучения сдавали экзамен.
В отчете за 1877 г. говорится: «Не уменьшая требовательности к общеобразовательному курсу, который по учебным планам повторяется в третьем классе во вторую половину учебного года, каждый из преподавателей, кроме того, в первую половину учебного года ставил себе одною из главных задач наивозможно полное и основательное ознакомление воспитанников с предметами, входящими в курс городского училища, с сообщением по всему предмету всех медико-дидактических указаний, которые служили как бы маяком, освещающим путь при первых нерешительных шагах начинающих и еще неопытных учителей» [9].
В первом полугодии воспитанники сами начинали давать пробные уроки, на которых присутствовали все ученики 3-го класса и преподаватель соответствующего предмета. Занятия подробно обсуждались педагогическим советом, который проводился два раза в неделю, – следил не только за правильностью методики преподавания, но и подчеркивал возможность воспитания в процессе обучения.
Учебно-воспитательная работа в Оренбургском учительском институте контролировалась попечителем Оренбургского учебного округа и окружных инспекторов путем анализа годовых отчетов, а также практиковалось присутствие упомянутых лиц на переводных и выпускных испытаниях, участие в повседневной жизни учебного заведения.
Важное значение придавалось патриотическому воспитанию, что подразумевало воспитание преданности Государю, Отечеству, Православию.
Оренбургский учительский институт ежегодно выпускал в среднем около 20 чел. квалифицированных учителей. Его деятельность считалась успешной. Однако, начиная с 1892 г. обострилась проблема с трудоустройством выпускников. В течение нескольких лет они «долго остаются без места или принуждены принимать места в сельских и приходских училищах, довольствуясь скудным содержанием» [10, c. 99]. Выпускники не могли найти работу ни в Оренбургском, ни в Сибирском, ни в Туркестанском учебных округах. Так, в 1888 г. назначение получили 9 из 11 окончивших институт, в 1889 г. – 6 из 8, в 1890 г. – 4 из 18, в 1891 г. – 2 из 15 и в 1892 г. – 2 из 11 [11].
Встал вопрос о реорганизации учительского института. В феврале 1892 г. попечитель Оренбургского учебного округа И.Я. Ростовцев обратился к министру народного просвещения с предложением «о преобразовании Оренбургского учительского института в учебное заведение другого, более подходящего местному населению типа» [12].
Решение было принято о преобразовании учительского института в реальное училище. Оно вступило в силу с 1 июля 1894 г.
В 1894/95 учебном году институт окончили 15 воспитанников, а в 1895/96 – 12.
Всего в учительском институте за годы его существования было подготовлено 206 квалифицированных педагогов.
Уже в 1901 г. в Оренбургской губернии насчитывалось 576 начальных школ, к 1911 г. их было уже 1 416 с числом обучающихся 99 856 чел. [14, c. 2]. Церковно-приходских школ – 562 [15, c. 216], казачьих школ – 596 [16, c. 15]. Всюду ощущался недостаток учительских кадров.
Таким образом, во второй половине XIX – начале XX в. правительственная политика Российской империи ориентировалась на необходимость создания стройной системы подготовки учительских кадров. Достаточно активное развитие образовательных учреждений в Оренбургской губернии обусловило необходимость подготовки кадров в специализированных учебных заведениях.
Ссылки:
-
1. Аллагулов А.М. Нормативно-правовые основы формирования образовательной политики в России во второй половине XIX – начале XX века // Историко-педагогический журнал. № 1. 2013. С. 104–110.
-
2. Савицкий Г.В. Из истории развития начального образования в Оренбургском крае во второй половине XIX века // Выдающиеся представители научной, общественной и духовной жизни Урала. Челябинск, 2002. С. 40–45.
-
3. Демков М.И. Начальная народная школа. Ее история, дидактика и методика. М., 1911.
-
4. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1920. 840 с.
-
5. Демков М.И. Указ. соч. С. 53.
-
6. Рождественский С.В. Указ. соч. С. 557.
-
7. Очерки по истории русской педагогики / сост. М.И. Демков. М., 1909.
-
8. Свод законов Российской империи: свод уставов ученых учреждений и учебных заведений. Т. XI. Ч. 1. СПб., 1893;
-
9. Отчет Оренбургского Учительского института за 1877 год // Государственный архив Оренбургской области. Ф. 81. Оп. 1. Д. 126. Л. 26.
-
10. Матвиевская Г.П. Из истории образования в Оренбургском крае: Оренбургский учительский институт (1878–1894 гг.) // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. 2011. № 3. С. 89–103.
-
11. Там же. С. 86–104.
-
12. Отчет Оренбургского Учительского института за 1877 год …
-
13. Болодурин В.С. Образование в Оренбуржье (XVIII–XX вв.). Оренбург, 2008.
-
14. Однодневная перепись начальных школ в Империи, произведенная 18 января 1911 г. Вып. 7. СПб., 1914.
-
15. Оренбургские епархиальные ведомости. 1914. № 20–21. С. 213–216.
-
16. Оренбургское земское дело. 1916. № 30. С. 12–21.
Ч. 2. СПб., 1911.