Подростковая делинквентность с позиций структурализма в неомарксистской криминологии

Бесплатный доступ

В статье для моделирования и превенции подростковой делинквентности предложено опираться на положения структурализма в неомарксистской криминологии.

Подростковая делинквентность, структурализм, неомарксистская криминология, социальное неравенство, цифровое неравенство, цифровое общество

Короткий адрес: https://sciup.org/142236736

IDR: 142236736

Текст научной статьи Подростковая делинквентность с позиций структурализма в неомарксистской криминологии

Делинквентное поведение подростков – актуальная проблема современного постиндустриального мира, вступившего в результате четвертой технологической революции в период цифровизации и сетевизации социума. Движение к циф- ровому обществу – процесс прогрессивный, неотвратимый, но неоднозначный. Он создает немало новых социальных проблем, в том числе нарастающую цифровую девиантность подростков и молодежи (делинквентное поведение в Интернете и социальных сетях).

В цифровом обществе наряду с социальным неравенством возникает неравное распределение доступа к цифровым ресурсам (цифровое неравенство). Интернет и телекоммуникационные технологии создают определенные сложности в семейной социализации, снижая эффективность социального контроля со стороны родителей. Девиантизация литературы и кино, массовое производство и бесконтрольное потребление доступных за счет цифровизации аудиовизуальных сцен насилия и жестокости, эротических материалов, особенно в сети Интернет, 53 распространение проституции изменили моральные ценности, создали напряжение и конфликтность между родителями и детьми цифровой эпохи.

В ряду микросоциальных условий и проблем мотивационной сферы в основе делинквентных поступков подростков лежит желание продемонстрировать смелость, похвастаться, получить уважение со стороны сверстников, приобрести материальные блага, отомстить, пережить острые эмоции и приключения. Однако не только «улица», но и погружение в виртуальный мир «цифры» дают такие возможности.

Теоретический дискурс делинквентности малообеспеченных и неимущих классов успешно разрабатывали криминологи-неомарксисты конца XX века. Структурализм – одно из течений в неомарксистской криминологии, которое развивает теоретическую интеграцию и отдает предпочтение противодействию социоструктурных детерминант делинквентности. По оценке британского криминолога этого направления Яна Тейлора, преступление – это существенное следствие эксплуатации и уг- нетения рабочего класса капитализмом. Большинство преступников, вышедших из рабочего класса, вынуждены совершать преступления из-за необходимости в выживании. Ричард Куинни в работе «Класс, государство и преступность» концептуализирует «преступность приспособления» в виде краж, грабежей, убийств и изнасилований, которая распространена в среде рабочих, пострадавших от капиталистической системы [1, с. 178-183].

Ряд структуралистов обращают внимание на подростковую преступность в среде синих воротничков. В целом они не отрицают того, что микросоциаль-ные процессы, формируемые в рамках социально-классовой структуры, имеют значение в понимании подростковой преступности низшего класса. Вместе с тем наряду с субъективистским измерением делинквентности подростков фундаментальную роль в этом процессе, по 53 оценкам структуралистов, играют традиционные и новые структурные (объективные) детерминанты, обусловленные социальным классовым, цифровым неравенством, эксплуатацией и иными проявлениями капиталистической действительности.

Теоретик инструментализма Дэвид Гринберг на рубеже XXI века расширил неомарксистский дискурс в работе «Де-линквенция и возрастная структура общества» и интегрировал в марксистскую объяснительную модель ряд непротиворечивых положений из теорий социального научения, дифференциальных возможностей, социального контроля. Гринберг обратил внимание на дифференциацию возможностей и специфическое распределение преступности в классовом обществе по возрастному критерию. Он обнаружил заметные диспропорции доли несовершеннолетних, вовлеченных в преступления, по отношению к числу преступников из других возрастных групп. Гринберг предположил, что у несовершеннолетних молодых людей из неимущих классов капиталистического общества закрыт или сильно ограничен (дискриминация) доступ на рынок труда. И если родители, принадлежащие к малообеспеченной социальной среде, не могут приобрести подросткам необходимые вещи или продукты, то им приходится самостоятельно решать эту проблему, прибегая, в том числе, к незаконным способам заработка, преступлениям. Такой выбор молодые люди ввиду психологического склада оправдывают тем, что в силу возраста цена преступления в этом случае еще не велика: чем моложе, тем меньше риск наказания. Даже когда перед молодыми людьми откроется рынок труда, то они по-прежнему могут прибегать к нелегитимным средствам заработка [2, с. 170-171]. Гринберг и его последователи разделяли вывод о том, что вознаграждение от криминального риска и цена преступления в капиталистиче-54 ском обществе существенно зависят от возраста девианта.

Сторонники неомарксистского структурализма Марк Колвин и Джон Паули показали, что роль родителей в социализации и подчинении дисциплине детей зависит, с одной стороны, от вида контроля, которому они сами подвергаются на рабочем месте, с другой – от социального статуса, которым они обладают в организации.

Служащие из категории белых воротничков контролируются с использованием силы строгих внутриорганизацион-ных норм и правил поведения, поэтому они воспитывают своих детей в позитивной форме, в духе уважения к буржуазной морали, семейным и организационным традициям. Синие воротнички контролируются на работе через систему материальных стимулов и рестрикций, поэтому они растят детей в утилитарном духе, используя поощрения и особенно наказания. Родители с самым низким социальным рангом в организации больше всего подвергаются принуждению и манипуляции со стороны рабо- тодателей и менеджеров, поэтому они воспитывают детей путем усиленного дисциплинарного контроля и силового давления. Следовательно, подростки из низшего класса сталкиваются не только с негативной атмосферой в семье, но и с негативным опытом в школе, чаще других демонстрируют делинквентное поведение.

Таким образом, от способа социализации в семье, который связан со статусом родителей в служебной иерархии и социально-классовой структуре, зависит результат: преступное или конформное поведение детей. Процесс производства преступности есть «скрытый результат воспроизводства капиталистических производственных отношений и классовой структуры» [3].

Структуралисты убедительно обосновали необходимость элиминации структурных предпосылок подростковой де- 54 линквентности, среди которых ключевое место принадлежит всем формам социального неравенства. Положения структурализма о роли эйджизма, институтов социализации в структуралистском контексте также актуальны в настоящее время, как и 30 лет назад, и могут быть использованы в моделях расширенной теоретической интеграции по объяснению делинквентности подростков в «новом мире».

Структурные факторы, согласно структурализму, создают фундаментальные, «долгоиграющие» предпосылки как традиционной, так и новой киберделинквентности, что необходимо учитывать криминологам, работающим в поле превенции проявлений негативной девиантности в переходном возрасте. Объяснительные модели и программы превенции подростковой делинквентности должны учитывать не только психологию возраста, другие субъективистские факторы, но, прежде всего, социоструктурные детерминанты и технологические сдвиги в постиндустриальном, цифровом обществе.

Список литературы Подростковая делинквентность с позиций структурализма в неомарксистской криминологии

  • Комлев Ю.Ю. Теории девиантного поведения: учебное пособие / Ю.Ю. Комлев. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: Изд. дом АЛЕФ-ПРЕСС, 2014.
  • Akers R. Criminological theories: Introduction and Evaluation. 2nd ed. Los Angeles: Roxbury publishing company, 1997.
  • Barak G.Integrating criminologies. Allyn & Bacon. 1998.
Статья научная