Поездка на Окинаву: опыт использования результатов научного туризма в образовательном процессе

Автор: Монгуш Марина Васильевна

Журнал: Современные проблемы сервиса и туризма @spst

Рубрика: Туризм как феномен культуры

Статья в выпуске: 4 т.8, 2014 года.

Бесплатный доступ

Исследованием шаманизма у народов Сибири автор статьи занимается свыше 20 лет, а преподаванием религиоведения в системе высшего образования - последние 5 лет. Когда автору весной 2010 года посчастливилось побывать на Окинаве в качестве исследователя-религиоведа, японские коллеги посоветовали ей сделать индивидуальный научно-исследовательский проект. Цель его состояла в сравнении сибирского шаманизма с окинавским, в выявлении сходств и различий между ними. Чтобы справиться с поставленной задачей, в качестве объекта сравнения автор выбрала тувинский вариант сибирского шаманизма, с которым она знакома не только как исследователь, но и как носитель данной культуры. Поездку на Окинаву с полным правом можно отнести к научному виду туризма, поскольку во время путешествия автор активно вела наблюдения, проводила исследовательские работы, брала интервью у местных жителей и регулярно вела дневниковые записи. Целью поездки было собирание полевого материала, который впоследствии был обработан, осмыслен и использован автором в научных и образовательных целях. В статье автор делится своим личным опытом, в котором есть две ипостаси - научного туриста и преподавателя религиоведения. Рассматриваются сходства и различия между тувинским и окинавским шаманизмом. Основное внимание уделяется социальной роли шамана в тувинском и окинавском обществах, проявлению «шаманской болезни», обрядовой практике, гонениям на шаманов в Туве и на Окинаве в разные годы. Этот материал лег в основу цикла лекций автора по сравнительному религиоведению.

Еще

Тува, окинава, научный туризм, шаманизм, культовая практика, сравнительный анализ, религиозные верования

Короткий адрес: https://sciup.org/140206347

IDR: 140206347   |   DOI: 10.12737/6573

Список литературы Поездка на Окинаву: опыт использования результатов научного туризма в образовательном процессе

  • Баженова Ж.М. Шаманство на Окинаве//URL: http://ru-jp.org/bazhenova01.htm (дата обращения: 28.12.2012).
  • Бакшеев Е.С., Смирнов Ю.А. Двустадийная погребальная обрядность Окинавы как археологическая и культурно-историческая реальность//Краткие сообщения Института археологии РАН. -Вып. 224. -М., 2010. -С. 60-76.
  • Громковская Л.Л., Кычанов Е.И. Николай Александрович Невский. -М. «Наука», 1978. -96 c.
  • Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. I-III. -СПб., 1926. -560 c.
  • Монгуш М.В. Тува век спустя после Карру-теса и Менхен-Хельфена. -Осака: Национальный музей этнологии, 2010. -212 с.
  • Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии//Урянхай. Тыва дептер. -Т. 2. -М., 2007.
  • Яковлев Е.К. Этнографические заметки o сойотах-урянхайцах (поверья, легенды, пословицы). -СПб., 1909. -56 c.
  • Ikegami Y. Local newspaper coverage of folk shamans in Aomori Prefecture//Folk Beliefs in Modern Japan. -Kokugakuin University. -Tokyo, 1994.
  • Lebra W. The Okinawan shaman//Ryukyuan culture and society. -University of Hawaii press. -Honolulu, 1964.
  • Sered S. Women of the sacred groves. Oxford University press. -New York, 1999.
Статья научная