«Погубил челованьицё хрёстное...»: рассказ С. Н. Дурылина «Грех земле» (1919), его история, контексты и интерпретации
Автор: Резниченко Анна Игоревна
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 1 (72), 2017 года.
Бесплатный доступ
Ключевая тема вводимого нами впервые в научный оборот текста - дурылинского рассказа 1919 г. «Грех земле» сформулирована автором в названии, которое отсылает нас к русскому духовному стиху «Непрощаемый грех», образцу духовно-поэтического творчества ереси стригольников (XIV в.). Причины обращения Дурылина к этой теме кроются в самом содержании учения стригольников, повлиявшем и на богословие старообрядчества, в частности на сотериологию нетовцев и бегунов. Историческая параллель между симонией XIV в. и процессами в русской церкви перед Собором 1917-1918 гг. недвусмысленна. Трактовка Матери-Земли как безгрешной заступницы, страдающей от человеческого греха, характерна и для русского духовного стиха, и для поэзии и философии середины - конца 1910-х гг. (например, для С. Н. Булгакова, свящ. П. А. Флоренского, кн. Е. Н. Трубецкого, Н. А. Клюева и Вяч. Иванова и др.). Однако здесь нет еще речи о метафизическом предательстве, грехе непрощаемом. Тема непрощаемого греха появляется в русской философской риторике только после переворота 1917 г. и Гражданской войны, и дурылинский рассказ - одна из первых попыток осмыслить этот факт духовной жизни России
С. н. дурылин, русский духовный стих, гражданская война, грех, покаяние, исповедь
Короткий адрес: https://sciup.org/140190259
IDR: 140190259