Поиск ДНК-зависимого механизма в формировании и поддержании долговременной памяти при раннем обонятельном обучении
Автор: Соловьева Н.А.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Эксперимент
Статья в выпуске: 3 (52) т.10, 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140219665
IDR: 140219665
Текст статьи Поиск ДНК-зависимого механизма в формировании и поддержании долговременной памяти при раннем обонятельном обучении
Известно, что обонятельное обучение в ранний постнатальный период формирует устойчивую долговременную память, сохраняющуюся, часто, на протяжении всей жизни. Согласно современным представлениям основой прочного хранения нового ольфакторного опыта у неона-тов служат долговременные структурно - функциональные перестройки в синаптических контактах нейронов и их ансамблей в развивающихся обонятельных луковицах [8], а маркером пластических перестроек в развивающемся мозге, индуцированных обучением – экспрессия транскрипционного фактора немедленного раннего гена с-Fos [2, 5]. Экспериментальные данные об амнестических эффектах нуклеотидных аналогов и субстратных ингибиторах синтеза ДНК, данные об индукции синтеза ДНК под влиянием обучения у взрослых животных и цыплят [1, 3, 4] свидетельствуют о возможном участии ДНК-зависимого механизма в процессах долговременной пластичности в мозге.
Однако возникает вопрос, насколько этот механизм является универсальным и может ли он реализоваться при обучении незрелорождающихся животных в раннем онтогенезе, характеризующемся продолжением нейрогенеза в структурах головного мозга. Известно, что в этот же период в обонятельных луковицах новорожденных мышат иммунно-гистохимически детектируется большое количество пролиферирующих нейрональных клеток-предшественников. Распределение их в луковицах имеет четко выраженнный ростро-каудальный градиент. Показана их тесная корреляция с возрастом [7]. Максимальное число прогениторных клеток в луковицах наблюдается на 3-ий постнатальный день (PD3) и резко снижается на PD7. В более позднем возрасте (PD21 и далее) обнаруживаются только единичные клетки. Установлено, что нейрональные прогениторные клетки образуются из стволовых клеток в передней субвентрикулярной зоне боковых желудочков мозга, откуда они по ростро-медиальному пути (РМП) мигрируют в обонятельную луковицу и в дальнейшем дифференцируются в интернейроны [6].
Данная работа посвящается исследованию возможного участия ДНК-зависимого механизма в формировании и хранении долговременной памяти у мышат в раннем постнатальном периоде в модели обучения пассивному избеганию запаха хищника.
Мышат линии C57BL/6 в возрасте 8 суток на 5 мин помещали в пластиковый бокс размером 6×6×5 см, в котором находилась капсула с запахом хищника. Источником запаха служила подстилка из домашнего лотка хоря, пропитанная его мочой и фекалиями. В конце 5-й минуты мышонку прищипывали кончик хвоста в течение 2 секунд. За 1 час до обучения мышатам из опытной группы вводили нуклеотидный аналог 5-бромо-2'-дезоксиуридин (BrdU, Sigma) в дозе 50 мг/кг, внутрибрюшинно, который включается в синтез ядерной ДНК при апоптозе, пролиферации, а также при репарации. Животным из контрольной группы вводили физиологический р-р в том же объёме. Через 3 дня детенышей тестировали на избегание запаха хищника в специальной пластиковой камере двойным дном. Пространство между верхним и нижним дном камеры было разделено на два равных отсека, один отсек которого был заполнен чистыми опилками, а другой – субстратом с запахом хищника. Мышонка помещали в середину камеры на перфорированную пластину и в течение 1мин регистрировали время пребывания его в отсеке с запахом хищника. Затем возвращали в домашний бокс. Через 1 мин процедуру повторяли. Общее время тестирования составило 5 мин.
Детекцию включения BrdU в клетки мозга проводили на срезах толщиной 20 мкм в двух группах животных: у мышат, обученных навыку пассивного избегания запаха хищника, и у мышат, не подвергавшихся никаким воздействиям, кроме введения BrdU. Флюоресцентное иммуногистохимическое (ИГХ) выявление BrdU в клетках мозга мышат проводили с использованием первичных антител sheep anti-BrdU 1:500 (Novus biological, USA). При двойном окрашивании были использованы следующие первичные антитела: к митотическому маркеру – rabbit anti-Ki67 1:150 (Chemicon, USA); к апоптотическому ферменту – rabbit anti-caspasa-3 1:300 (Sigma, USA); к нейрон-специфическому ядерному белку – mouse anti-NeuN 1:300 (Chemicon, USA); и к транскрипционному фактору немедленного раннего гена c-Fos – goat anti-c-Fos 1:1000 (Santa Cruz Biotechnology, USA). Визуализацию первичных антител осуществляли с помощью вторичных антител, конъюгированных с Alexa Fluor: 1) anti-sheep Alexa Fluor 488 1:500 (Introgen, USA); 2) anti-rabbit Alexa Fluor 568 1:500 (Introgen, USA); 3) anti-goat Alexa Fluor 568 1:500 (Introgen, USA). Работа выполнена с соблюдением основных биоэтических правил.
При тестировании через 3 дня мышата контрольной группы демонстрировали стойкое избегание отсека с запахом хищника, что свидетельствовало о формировании у них устойчивой долговременной памяти, в то время как у опытных мышат с инъекцией BrdU наблюдалась амнезия.
ИГХ исследование обнаружило включение BrdU в пролиферирующие нейрональные прогениторные клетки, о чём свидетельствовала колоколизация BrdU и митотического маркера Ki67, и отсутствие ее с апоптотическим ферментом каспазой-3. Уже через 2 часа после обучения у опытных мышат по сравнению с необученными животными наблюдалось 4-х кратное увеличение количества BrdU-положительных клеток, мигрирующих из рострального расширения РМП в обонятельную луковицу. В результате этого на 3-и сутки после обучения в ядерной области луковицы образовалось большое скопление из плотно расположенных клеток предшественников, откуда они ускоренно мигрировали в гломерулярный и поверхностный гранулярный слои, преимущественно в запах-специфическую область луковицы. Об ускоренной миграции свидетельствовало значимое увеличение BrdU - положительных клеток в этих слоях у обученных мышат по сравнению с необученными животными. На 5-е сутки в обонятельных луковицах наблюдалась массовая повсеместная миграция пролиферирующих клеток. С помощью двойного иммуно-гистохимического окрашивания BrdU и нейрон-специфического ядерного белка (NeuN) установлено, что уже на 10-е сутки после обучения многие BrdU-положительные клетки коэкспрессировали NeuN, что свидетельствовало об их дифференцировке в интернейроны. Помимо этого было обнаружено, что через 24 часа после обучения в каудальной части обонятельных луковиц преимущественно в глубине гранулярного слоя выявляется значительное количество BrdU-положительных пролиферирующих клеток, находящихся в различных стадиях митотического цикла, в отличие от единичных делящихся клеток, наблюдаемых там же у контрольных животных .
Результаты двойного мечения BrdU с транскрипционным фактором c-Fos, показали, что раннее обонятельное обучение, наряду со зрелыми нейронами, вовлеченными в процесс консолидации памяти и претерпевающими пластические изменения, индуцирует экспрессию c-Fos в отдельных BrdU – положительных незрелых нейронах, расположенных в митральном, гранулярном и гломерулярном слоях в запах-специфической области обонятельной луковицы. Эти новообразованные модифицированные нейроны в дальнейшем могут обладать новыми качествами и отличаться от других нейронов, например, продолжительностью жизни, более эффективными синапсами, а также увеличенным количеством шипиков на отростках дендритов и соответственно самих синапсов. Такие новообразованные нейроны после их интеграции в пресуществующие бульбарные сети могут опосредовать их модификацию.
Таким образом, обонятельное обучение в ранний постнатальный период стимулирует бульбарный нейрогенез, активируя процесс пролиферации в нейрональных прогениторных клетках в обонятельных луковицах, а также индуцируя ускорение миграции этих клеток и, тем самым, способствует ускоренному образованию интернейронов. Амнестический эффект BrdU, наблюдаемый при тестировании на 3-и сутки после обучения свидетельствует о необходимости синтеза ДНК для поддержания долговременной памяти в данной модели раннего обонятельного обучения.
Список литературы Поиск ДНК-зависимого механизма в формировании и поддержании долговременной памяти при раннем обонятельном обучении
- Анохин К.В., Белоцерковская Н.А., Краевский А.А. Нарушение долговременной памяти у мышей под влиянием азидотимидина//Бюлл. экспер. биол. мед. -1988. -Том 106, № 8. -С. 144-145.
- Зарайская И.Ю., Александрова Е.А., Ефимова О.И. и др. Экс-прессия ранних генов как молекулярно-генетический маркер пластичности нервной системы при обучении в раннем постна-тальном онтогенезе. Тезисы Физиологического общества им. И.П. Павлова//Рос. Физиол. журн. им. И.М. Сеченова. -2004. -Том 90. -С. 110.
- Ивашкина О.И., Зотц М.А., Безряднов Д.В., Анохин К.В. Увели-чение включения 5-бромо-2'-дезоксиуридина в разных структу-рах головного мозга мышей при обучении навыку пассивного избегания//Бюлл. экспер. биол. мед. -2012. -Том 153, № 5. -С. 591-593.
- Комиссарова Н.В., Анохин К.В. Влияние процедуры импритинга на клеточную пролиферацию в мозге цыплёнка//Журн. Высш. Нервн. Деятельности. -2007. -Том 157, № 2. -С. 181-190.
- Соловьёва Н.А., Лагутина Л.В., Антонова Л.В., Анохин К.В. Регуляция гена с-foc в обонятельных луковицах при раннем обо-нятельном обучении//Журн. Высш. Нервн. Деятельности. -2006. -Том 56, № 5. -С. 674-683
- Lemasson M., Saghatelyan A., Olivo-Marin J-Ch., Lledo P-M. Neo-natal and adult neurogenesis provide two distinct populations of newborn neurons to the mouse olfactory bulb//The J. of neurosci-ence. -2005. -Vol. 5, № 29. -С. 6816-6825.
- Lusrin M.B., Zigova T., Soteres B.J., Stewart R.R. Neuronal progeni-tor cells derived from the anterior subventricular zone of the neonatal rat forebrain continue to proliferate in vitro and express a neuronal phenotype//Molecular and Cellular Neuroscience. -1997. -№ 8. -Р. 351-366.
- Sullivan R.M., Wilson D.A. Molecular biology of early olfactory memory//Learn Mem. -2003. -Vol. 10. -P. 1-4.