Поэтический «Диалог перед картинами» Ван Гога: А. Тарковский, А. Кушнер, Е. Рейн
Автор: Загороднева Кристина Владимировна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 2 (26), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен сравнительный анализ трех экфрастических стихотворений поэтов-современников - А. Тарковского, А. Кушнера и Е. Рейна, посвященных голландскому художнику Винсенту Ван Гогу. Анализируются варианты «диалога перед картинами» Ван Гога и формы, в которые этот диалог облекается. Через диалогическую структуру экфрасиса утверждаются его функции в данных стихотворениях. Жанровые и стилевые особенности произведений современных поэтов выявляются в аспекте проблемы взаимодействия искусств. Акцентируется образ зрачка (глаза) на картинах художника, который «спровоцировал» в стихотворении А. Тарковского комбинацию букв к(г)рн и возможность выявить анаграмматический «облик» стихотворения, у А. Кушнера - параллель между образом Пиковой Дамы и автопортретом Ван Гога, а в случае с Е. Рейном - апелляцию к советским классикам Ю. Олеше и В. Катаеву. Анаграмматический подход к анализу стихотворения при относительной методологической неразработанности анализа экфрастического стихотворения позволяет проследить некоторые закономерности взаимодействия живописи и литературы на страницах произведения.
Экфрасис, экфрастическое стихотворение, жанр, диалог перед картиной, вербализация визуальных впечатлений, ван гог, а. тарковский, а. кушнер, е. рейн
Короткий адрес: https://sciup.org/14729301
IDR: 14729301
Список литературы Поэтический «Диалог перед картинами» Ван Гога: А. Тарковский, А. Кушнер, Е. Рейн
- Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс, Гнозис, 1991. 176 с
- Бочкарева Н. С. Функции живописного экфрасиса в романе Грегори Норминтона «Корабль дураков»//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып. 6. С. 81-92
- Бочкарева Н. С., Загороднева К. В. Экфрасис и иллюстрация в книге «Окна» Дины Рубиной и Бориса Карафелова//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 3(23). С. 172-181
- Брагинская Н. В. Смысл экфрасиса и смысл его изучения. 2012. URL: http://ivgi.rsuh.ru/article.html?id=2627740 (дата обращения: 15.04.2014)
- Ван Гог В. Письма/пер. Н. Щекотова. М.: Терра, 1994. Т. II. 400 с
- Давыдов С. Туз в «Пиковой Даме»//Новое литературное обозрение. 1999. №37. С. 110-128
- Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. М.: Наука, 1980. 397 с
- Ильичев А. «Зачем крутится ветр в овраге...»: Источники, поэтика, концепция поэта и поэзии//Временник Пушкинской комиссии/АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. СПб.: Наука, 1991. Вып. 24. С. 144-154
- Каверин В. А. Вечерний день. Письма. Встречи. Портреты. М.: Сов. писатель, 1980. 504 с
- Катаев В. Алмазный мой венец. М.: Сов. писатель, 1979. 224 с
- Кушнер А. По эту сторону таинственной черты. Стихотворения. Статьи о поэзии. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. 544 с
- Лаврин А. Примечания//Тарковский А. Собр. соч.: в 3 т. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1991. Т. 1. С. 414-451
- Лекманов О. А. О живописных подтекстах стихотворения Гумилева «Фра Беато Анджелико». 2012. URL: http://ivgi.rsuh.ru/article.html?id=2627740 (дата обращения: 15.04.2014)
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 272 с
- Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 17 т. М.: Воскресенье, 1994. Т. 5. 570 с
- Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 17 т. М.: Воскресенье, 1995. Т. 8, кн. 1. 496 с
- Ревалд Дж. Постимпрессионизм/пер. с англ. П. В. Мелковой. М.: Республика, 1996. 463 с
- Рейн Е. Вдоль времени//Знамя. 2013а. №1. С. 111-120
- Рейн Е. Выступление на передаче «Вслух» на тему: «Как подняться над графоманией?». 2013б. URL: http://tvkultura.ru/video (дата обращения: 01.06.2013)
- Рейн Е. Три рассказа//Вестник Европы. 2002. №7-8. URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2002/7/rein-pr.html (дата обращения: 02.04.2014)
- Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в поэзии акмеистов и европейская традиция. СПб.: Акад. проект, 2003. 354 с
- Седакова Ольга беседует с Валентиной Полухиной//Новое литературное обозрение. 1996. № 17. С. 318-354
- Соколова Н. И. «Поэтическая живопись» прерафаэлитов//ANGLISTICA: сб.ст. и материалов по лит. и культуре Великобритании и России. Вып. VII: Литература и живопись/отв. ред. Е. Н. Черноземова. М., 1999. С. 51-64
- Таранникова Е. Г. Экфрасис в англоязычной поэзии: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2007. 23 с
- Тарковская М. А. Сквозные комментарии//Тарковский А. А. Судьба моя сгорела между строк. М.: Эксмо, 2009. С. 267
- Тарковский А. Перед снегом. Стихи. М.: Сов. писатель, 1962. 144 с
- Тарковский А. Собр. соч.: в 3 т. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1991. Т. I. 462 с
- Тарковский А. А. Судьба моя сгорела между строк. М.: Эксмо, 2009. 400 с
- Тименчик Р. Д. Еще раз о русском стиховом экфрасисе. 2012. URL: http://ivgi.rsuh.ru/article.html?id=2627740 (дата обращения: 15.04.2014)
- Тресиддер Дж. Словарь символов/пер. с англ. С. Палько. М.: Фаир-Пресс, 2001. 448 с
- Ханжина Е. П. Сонет о произведении визуальных искусств в романтической поэзии США//Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX вв. Пермь, 1995. С. 69-75
- Холшевников В. Е. Что такое русский стих//«Мысль, вооруженная рифмами»: Поэтическая антология по истории русского стиха. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. С. 5-42