Поэтика мифа в современном академическом изобразительном искусстве: графические работы Хамида Савкуева к повести Василия Ливанова "Агния, дочь Агнии. Сказание о скифах"
Автор: Балаш А.Н.
Журнал: Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья @maiask
Рубрика: Искусствоведение
Статья в выпуске: 12, 2020 года.
Бесплатный доступ
Вопрос о декодировании образов архаических культур в современных художественных практиках рассматривается на примере комплекса иллюстраций, выполненных художником Х.В. Савкуевым, одним из ведущих художников Санкт-Петербургской академии художеств, к переизданию повести В.Б. Ливанова «Агния, дочь Агнии. Сказание о скифах» (2011). Создание иллюстраций представлено не столько как интерпретация литературного текста, но как использование его сюжетной основы для визуализации взаимосвязей изобразительного языка Древнего Востока, скифского мира и культурных традиций народов Северного Кавказа, аккумулированных в Нартском эпосе. Концептуально значимо, что цикл графических иллюстраций представляет собой не реконструкцию, но реинтерпретацию мифопоэтической системы древнего искусства, которая становится основой оригинальной и актуальной художественной образности. Концепция мирового древа и ее фиксация в древних культурах и в Нартском эпосе, образ змееногой богини (Ранкенфрау), статус сакральных и судьбоносных артефактов рассматриваются как универсалии, которые вводятся в современный культурный контекст, определяют семантику современных художественных произведений...
Скифы, современное академическое изобразительное искусство, мифопоэтика, культурный контекст, культурный артефакт, реинтерпретация, книжная графика, книжная иллюстрация, хамид савкуев
Короткий адрес: https://sciup.org/14118234
IDR: 14118234 | DOI: 10.24411/2713-2021-2020-00031
Список литературы Поэтика мифа в современном академическом изобразительном искусстве: графические работы Хамида Савкуева к повести Василия Ливанова "Агния, дочь Агнии. Сказание о скифах"
- Алексеев А.Ю. 1982. Курган Цимбалка и дата его сооружения. СГЭ XLVII, 33—35.
- Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р. 1991. Чертомлык. Скифский царский курган IV в. до н.э. Киев: Наукова думка.
- Грачева С.М. 2019. Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития. Москва: БуксМАрт.
- Гуревич А.Я. 2009. Избранные труды: норвежское общество. Москва: Традиция.
- Гутов А.М. (сост.), Савкуев Х.В. (художн.). 2017. Нарты. Адыгский героический эпос. Санкт-Петербург: Вита Нова.
- Дюмезиль Ж. 1976. Осетинский эпос и мифология. Москва: Наука.
- Еутых А. 2009. В зеркале традиций. Произведения ювелира Аси Еутых. Каталог выставки. Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж.
- Кутейникова Н.С. 2009. Священные традиции не изживаются никогда. В: Крапивина Н.С. (ред.). Хамид Савкуев. Живопись. Графика. Скульптура. Санкт-Петербург: Артиндекс, 7—10.
- Куек А.С. 2013. Нарт Тлепш в мифопоэтических воззрениях адыгов. ВАГУ 4(128), 171—177.
- Ливанов В.Б. 2001. Агния, дочь Агнии. Сказание о скифах. Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус.
- Массон В.М. 1996. Предисловие. В: Массон В.М. (ред.). Между Азией и Европой. Кавказ в IV—I тыс. до н.э. Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 5.
- Раевский Д.С. 2006. Мир скифской культуры. Москва: Языки Славянской культуры.
- Стоянов Р.В. 2013. Rankenfrau с маской Силена: к вопросу о контексте находок. В: Павленко Т.А., Схатум Р.Б., Улитин В.В. (ред.). III «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. Материалы международной археологической конференции. Краснодар: Вика-Принт, 128—130.