Полиция Российской империи при Павле I (1796-1801)
Автор: Гурлев Игорь Валентинович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 1, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе официальных документов исследована деятельность российской полиции в период правления императора Павла I. Управы благочиния как коллегиальные органы ликвидировались, в губернские города назначались полицмейстеры с помощниками. Городская полиция подчинялась военным губернаторам или военным комендантам. В столицах полицейские функции передавались комиссии для снабжения резиденции припасами, а также военному губернатору, в помощь которому назначались обер-полицмейстер и два полицмейстера. Вместе с тем в стране сохранялась неустойчивость управления полицией. Полиция периодически подчинялась то военному, то гражданскому губернатору.
Павел i, полиция, уставы городов, ордонанс-гаузы, цензура
Короткий адрес: https://sciup.org/170174554
IDR: 170174554 | DOI: 10.31171/vlast.v29i1.7934
Текст научной статьи Полиция Российской империи при Павле I (1796-1801)
6 ноября 1796 г.1 был объявлен манифест (закон № 17.530) «О кончине Государыни Императрицы Екатерины II, и о вступлении на Престол
Государя Императора Павла I»2.
Вступив на престол, новый император ликвидировал или изменил функции государственных учреждений, уволил или сослал многих чиновников, близких к Екатерине II; пытался вновь превратить дворянство в служилое сословие и отнять у него некоторые привилегии. Также постоянным изменениям подвергались принцип подчинения, структура и кадровый состав подразделений полиции.
Павел I отказывался практически от всего, что было сделано его матерью императрицей Екатериной II, в т.ч. осуществлял различные преобразования, которые касались и российской полиции. Городская полиция в столицах и губернских городах стала подчиняться военным губернаторам, а в городах, где находились воинские гарнизоны, – военным комендантам.
18 ноября 1796 г. в связи с ростом столицы был утвержден указ (закон № 17.565), данный губернатору Санкт-Петербурга генералу Н.П. Архарову (генерал-губернатором в это время был наследник престола великий князь Александр), «О новом разделении в здешней Столице частей и кварталов», который касался увеличения площади городских частей Санкт-Петербурга и числа входивших в них кварталов, а также увеличения численности полицейских и военных нарядов, их снаряжения и оплаты3.
20 ноября 1796 г. указом «О донесении непосредственно Его Величеству о случающихся в Москве произшествиях, каковы суть пожары и тому подобное» (закон № 17.569) Павел I повелел московскому генерал-губернатору И.П. Архарову «о всем том, что по части Полицейской на основании Военнаго Устава Моего входит в вашу должность по званию Военнаго Губернатора, доносить Мне безпосредственно»4.
-
12 декабр я 1796 г. император утвердил указ (закон № 17.634), данный Сенату,
СПб. 1830. С. 1.
3 ПСЗРИ Т X
«О новом разделении Государства на Губернии», в котором был составлен новый перечень губерний, для которых требовалось без промедления составить и утвердить смежные границы и новый перечень штатов управляющих ими чиновников. Также при новом разделении империи на губернии и утверждении новых штатов для них должности городничего (для городов, где не было военных комендантов) и земского исправника были сохранены. Коменданты, не имевшие в своем подчинении воинских команд, переименовывались в городничих и поступали в распоряжение гражданских властей, т.е. губернаторов. Таким образом, происходило дальнейшее разделение видов городской полиции по составу и управлению1.
Целью губернской реформы была дальнейшая централизация власти, а также сокращение расходов на содержание губернских администраций. Число губерний было сокращено с 50 до 41, упразднены сословные суды, снижены расходы на чиновников путем сокращения штатов, раз в 3 года проводились ревизии, усиливалась роль и ответственность губернаторов.
-
25 февраля 1797 г. Павел I в связи с появлением еще одного города в составе Курской губернии утвердил указ (закон № 17.834), объявленный генерал-прокурором, «О прибавке в штат Курской губернии одного Городничаго»2.
-
26 февраля 1797 г. был утвержден доклад военного губернатора Санкт-Петербурга (закон № 17.840) «О прибавке чиновников в штат Санктпетербург-ской Полиции»3.
-
18 марта 1797 г. Павел I утвердил указ (закон № 17.878), данный казанскому военному губернатору, «О подчинении всех полицейских дел ведомству коменданта»4.
28 апреля 1797 г. император подписал указ (закон № 17.933) «О назначении полицмейстеров в Новгород и Тверь»5.
-
20 мая 1797 г. был утвержден указ (закон № 17967) «Об учреждении в городе Одессе Магистрата»6.
-
3 июня 1797 г. в связи с переименованием села Павловское в город Павловск император подписал указ (закон № 17.984) «О штате городового управления города Павловска»7.
-
18 июля 1797 г. Павел I по просьбе курского губернатора увеличил штат земской полиции в связи с изменением границ и ростом числа населения губернии, утвердив указ (закон № 18.051) «Об отправке в случае надобности, в каждый уезд по одному Земскому Заседателю»8.
-
13 октября 1797 г. император утвердил указ (закон № 18.206) «Об определении во Псковской Губернии сверх положенных по штату четырех Городничих еще двух, и о произведении им жалованья и на другие расходы против прочих уездных городов»9.
В течение почти 5 лет своего правления Павел I проводил противоречивые реформы правоохранительных органов, подчиняя их то военному ведомству, то гражданскому.
Управы благочиния, созданные при Екатерине II как коллегиальные органы, ликвидировались, в губернские города назначались полицмейстеры с помощниками.
28 декабря 1797 г. Павел I утвердил сенатский указ (закон № 18.296) «О состоянии Санктпетербургской Полиции по примеру Московской в непосредственном ведении Военнаго Губернатора»1.
12 сентября 1798 г. был утвержден (закон № 18.663) «Устав Столичнаго города Санкт-Петербурга», состоящий из 9 глав и 134 параграфов2.
В соответствии с утвержденными штатами, в Санкт-Петербурге полицейских, пожарных и других служащих было всего 910 чел. (без учета кучеров)3.
В период 1795–1800 гг. в Санкт-Петербурге проживали около 220 тыс. чел.
Аналогичная реформа полиции была проведена и в Москве. С 10 декабря 1798 г. обер-полицмейстером Москвы был назначен генерал-майор Ф.Ф. Эртель.
17 января 1799 г. император утвердил «Устав Столичнаго города Москвы» (закон № 18.822). Устав Москвы так же, как и устав Санкт-Петербурга, состоял из 9 глав и 134 параграфов4.
В главе VI «О полиции» говорилось, что городская полиция во главе с обер-полицмейстером подчиняется военному губернатору. Москва была разделена на два района (отделения), в каждый назначался полицмейстер; при военном губернаторе учреждались адъютанты от полиции, два секретаря и переводчик; были созданы городовые частные суды и для их ревизии – полицейская экспедиция; вводились должности секретаря и переводчика при обер-полицмейстере, при полицмейстерах – по два писаря; частные приставы стали именоваться инспекторами, квартальные надзиратели – унтер-инспекторами; в кварталах вместо одного прежнего квартального поручика вводилось по 2 квартальных комиссара. При обер-полицмейстере также была учреждена пожарная экспедиция, состоявшая из одного брандмайора, 20 брандмейстеров и 61 мастерового; при ней были 60 пожарных лошадей. «Для осмотра по частям города больных и пользования чинов, служивших по Полиции и городовому управлению, назначены Штаб-лекарь, майор, подлекари и лекарские ученики, всех 26 человек». Пожаротушение оставалось обывательской повинностью. Зажигание и гашение фонарей производилось наемными работниками. Также в каждой части имелись воинские команды для усиления патрулирования, борьбы с беспорядками, аналогичные созданным в Санкт-Петербурге.
Всего в Москве полицейских, пожарных и других служащих в соответствии с утвержденными штатами было 1 558 чел. (без учета кучеров)1.
В 1795–1800 гг. в Москве проживали около 250 тыс. человек.
Важным элементом реформы явилось образование как в Санкт-Петербурге, так и в Москве специальных следственных органов, так называемых «юстицких криминальных дел департаментов», при городских правлениях. До реформы расследование преступлений проводили частные приставы, околоточные надзиратели или чиновники полицмейстерской канцелярии по поручению полицмейстера. Теперь же в столичной полиции следствие было выделено из полиции и сосредоточено в специальных следственных органах, которые проводили расследования как по делам, направляемым из канцелярии военного губернатора, так и по делам, поступившим из судов и иных присутственных мест, а также по предложениям генерал-прокурора. Следует отметить, что «юстицкие криминальных дел департаменты» являлись не только следственными, но и судебными органами, судившими за мелкие уголовные преступления и административные правонарушения (в т.ч. за нарушение установленной для того или иного сословия формы одежды, прически и т.д.). Поэтому в состав указанных департаментов были включены по 2 члена городских правлений (бургейместеры) и по два выборных от городского сословия (ратсгеры).
В том же году в целях повышения эффективности деятельности городских полицейских органов была преобразована и укреплена полиция в Киеве, Ярославле, Оренбурге, Екатеринбурге, Иркутске.
Подчинение полиции военным властям и ее полная милитаризация повлекли за собой серьезное увеличение затрат из государственного бюджета на военное ведомство, они вскоре стали непосильными. Кроме этого, практика показала, что задачи полиции по поддержанию общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью настолько специфичны, что решить их чисто военными методами невозможно. В связи с этим Павел I согласился с переподчинением полиции гражданским губернаторам, что означало и изменение порядка ее финансирования: деятельность чиновников полиции, назначенных гражданскими властями, должна была оплачиваться из городских доходов, т.е. из местного бюджета.
25 июля 1799 г. в связи с большими расходами и отсутствием квалифицированных сотрудников Павел I утвердил именной указ (закон № 19.047), объявленный Сенату генерал-прокурором, «Об определении в Полицейския должности из чиновников по избранию Губернаторов и Коммендантов, с положением жалованья из городских доходов, и о разрешении неудобств, могущих встретиться при учреждении Полиции». В указе говорилось, что «Его
Императорское Величество, усматривая из донесений Коммендантов, что по вновь изданному установлению Полиции, в Губернских и уездных городах определенные в должности Полицейския купцы и мещане не имея ни навыка, ни нужных сведений, не могут отправлять их с надлежащею исправностию, Высочайше повелеть соизволил: на места сии определять из оставшихся за упразднением мест и других в казенной службе бывших способных и расторопных чиновников по избранию Губернаторов и Комендантов, с положением надлежащаго им из городских доходов жалованья».
После ограбления в Костромской губернии почты император повелел взыскать с губернатора Н.И. Кочетова нанесенный ущерб и секвестировать его имение, а 1 марта 1800 г. Павел I утвердил указ (закон № 19.301), данный Сенату, «Об уведомлении всех Губернаторов, что если где случится разграбление почты, то они исключены будут из службы, а имение их подвергнется ответственности»1.
В связи с проникновением в Россию книг, наносящих «разврат веры, граж-данскаго закона и благонравия», Павел I ужесточил цензуру и ввел многочисленные запреты.
Так, 17 апреля 1800 г. был утвержден указ (закон № 19.836), объявленный Сенату генерал-прокурором, «О подтверждении всем Ценсурам, чтобы оне без одобрения Санктпетербургской Ценсуры не дозволяли печатать книги»2.
18 апреля 1800 г. были утверждены указ (закон № 19.387), данный Сенату, «О запрещении вывозить из-за границы, впредь до указа, всякаго рода книги и музыкальные ноты» и указ (закон № 19.388), объявленный генерал-прокурором, «О запрещении продаж всякаго рода букв частным людям, не имеющим права на содержание Типографий»3.
20 мая 1800 г. указом (закон № 19.424), объявленным Сенату генерал-прокурором, «О заведовании Городскою Полициею баталионным Командирам или Городничим в тех местах, где нет Военных Губернаторов и Коммендантов» устанавливалось подчинение полиции местным военным или гражданским начальникам4.
27 мая 1800 г. указом «Об учреждении при Земских Судах особых Ордонанс-гаузов для пересылочных арестантов» (закон № 19.433) поручалось во всех уездных городах империи построить отдельные здания с камерами для арестантов5.
Каждый ордонанс-гауз, возглавляемый полицмейстером, городничим или комендантом, имел помещения для персонала, военный суд и тюрьму.
Исходя из этого указа, в 1800 г. произошло юридическое разделение между армией и полицией, которую велено было признать гражданским ведомством.
В связи с подчинением полиции гражданским властям расследование преступлений, которые были подследственны «юстицких криминальных дел департаментам», снова было передано в полицию. Расследование по всем преступлениям производили квартальные надзиратели. В крупных городах существовали особые должности следственных приставов гражданских и уголовных дел. Правом производства расследования были наделены нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины: полицмейстер, частный пристав, следственный пристав. При совершении преступлений, вызвавших широкий общественный интерес, расследование поручалось особым чиновникам, командируемым на место происшествия губернаторами или министром внутренних дел.
30 ноября 1800 г. Павел I утвердил указ (закон № 19.671), данный Сенату, «О бытии Городской Полиции в Санктпетербурге в ведении Гражданскаго Губернатора» с целью улучшения ее взаимодействия с земской полицией, однако велел гражданскому губернатору столицы о всех делах докладывать военному губернатору1.
Таким образом, до 15 марта 1801 г. продолжала сохраняться неопределенность положения полиции не только в столицах, но также в губернских, уездных городах и в сельской местности.
12 января 1801 г. Павел I утвердил указ (закон № 19.715), данный Сенату, «О подтверждении, чтобы нищие по улицам не шатались, а содержаны были на счет селений и помещиков», в котором говорилось: «…на основании узаконений подтвердить, чтобы нищие городские от города, из казенных селений на счет сих селений, а помещичьи от помещиков содержаны были, и отнюдь бы нигде не шатались»2.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в новом Михайловском замке, построенном на месте снесенного летнего дворца Елизаветы Петровны, Павел I был убит офицерами-заговорщиками во главе с ближайшим его приближенным военным губернатором Санкт-Петербурга графом П.А. Паленом.
12 марта 1801 г. вышел манифест (закон № 19.779) «О кончине Императора Павла I, и о вступлении на Престол Императора Александра I»3.