Полигиния у белых куропаток Lagopus lagopus на северном Ямале
Автор: Тарасов Владимир Васильевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1357 т.25, 2016 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Тарасов В.В. 1995. Полигиния у белых куропаток на Северном Ямале // Механизмы поддержание биологического разнообразия: Материалы конф. Екатеринбург: 147-149.
Короткий адрес: https://sciup.org/140156570
IDR: 140156570
Текст статьи Полигиния у белых куропаток Lagopus lagopus на северном Ямале
В.В.Тарасов
Второе издание. Первая публикация в 1995*
Белая куропатка Lagopus lagopus является моногамным видом, образующим пары на период размножения. Однако иногда можно наблюдать случаи образования полигинных ячеек, когда с одним самцом оказывается две (и даже три) самки. Отдельные самцы остаются при этом холостыми.
Основным фактором, ограничивающим полигинию у белых куропаток на севере Канады, является взаимная агрессивность самок, препятствующая вселению новых самок на территории пар (Hannon 1984). По нашим наблюдениям за индивидуально мечеными куропатками на севере полуострова Ямал, самки в полигинных ячейках между собой вели себя мирно, таких самок часто видели вместе. У самцов иногда наблюдали агрессивное поведение по отношению к одной из самок, но только первые дни после образования полигинной ячейки.
В целях выяснения реакции самок и самцов, состоящих в парах, на чужих самок мы проводили эксперименты с подстановками чучела весенней самки, то есть перелинявшей наполовину в летнее оперение, к разным парам. Было проведено 14 подстановок к 8 парам и 3 холостым самцам. Эксперименты проводили в короткий период, когда птицы уже распределились по парам, но самки ещё не начали затаиваться.
Самцы, уже имеющие самку, относились к новой самке враждебно. Реакция на чучело напоминала в целом реакцию на соперника, это были характерные позы и крики угрозы и нападение. Били чучело 6 самцов из 8, двое ограничились угрозами и предупредительными выпадами. По нашим наблюдениям, именно агрессивное поведение самцов должно являться основным препятствием для полигинии. Холостые самцы, как и следовало ожидать, во всех трёх случаях принимали позы саморекламы, пытаясь ухаживать. Но интерес к неподвижно сидящей самке у них быстро пропадал.
Реакция самок на чучело была следующая. В половине случаев, заметив чучело, они попросту затаились. В остальных же случаях самки проявили к чучелу активный интерес, который всегда был выше, чем у самцов. Самки первыми подбегали к «вторженке» и начинали носиться вокруг со своеобразными хриплыми криками. Трудно пока объяснять такое поведение самок, но ничего похожего на агрессивность в нём мы не увидели. Нападений на чучело не было. В это время, как правило, подходили самцы и начинали бить чучело. При этом они иногда отгоняли своих самок от него. Когда чучело падало на бок, самцы уже не обращали на него внимания. Самки же ещё долго продолжали бегать вокруг.
Считают, что определённую роль при формировании пар или поли-гинных ячеек играет и «качество» территории (Orians 1978). В подтверждение такой точки зрения иногда упоминают о наличии холостых самцов в субоптимальных биотопах. Но в таком случае очевидно, что разные самцы-бигамы должны встречаться в разные годы в одних и тех же, более предпочтительных для куропаток местах, как и холостые — только в менее предпочитаемых. Мы такой закономерности не обнаружили. Наоборот, чаще одни и те же самцы несколько лет подряд оказывались бигамами. Видимо, причина больше кроется в них самих, нежели в тех территориях, на которых они жили. Возможно, здесь сказываются индивидуальные склонности самцов прогонять или не прогонять вторую самку. Какой-либо зависимости количества холостых и полигамных самцов от плотности гнездования мы также не наблюдали.
Полигамия всегда выгодна самцам, так как в таком случае они обеспечивают себе увеличенное количество потомков. В то же время рассредоточение забот самца между несколькими выводками может уменьшить репродуктивный успех самки. Поэтому логично предположить, что самкам необходима территориальность как механизм, препятствующий полигинии. В Канаде, например, такая территориальность самок и была обнаружена. Однако и там эта территориальность не является надёжной защитой против полигинии. Любопытен уже сам по себе факт существования у одного вида и подвида совершенно различных механизмов ограничения полигинии. Как видно, и агрессивное поведение самцов может выполнять роль такого механизма, если это выгодно для популяции.
Но полигиния может быть полезна и самкам, как популяционный механизм, компенсирующий недостаток самцов. Поэтому факультативная полигиния непременно должна поддерживаться, если надобность в ней возникает хотя бы иногда (Рябицев 1993). И не только путём стремления самцов к многобрачию (видимо, это стремление всё же берёт верх над агрессивностью к вторым самкам, по крайней мере, у некоторых самцов). И уже поэтому такие препятствующие полигинии поведенческие механизмы, как агрессивность самок, вполне могут и отсутствовать.