Полиэтнические проблемы в Крыму

Автор: Кирдяшов Василий Филиппович, Карникова Альмира Шамилевна

Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu

Рубрика: Всеобщая история

Статья в выпуске: 3-4, 2012 года.

Бесплатный доступ

Крым справедливо можно назвать колыбелью цивилизации, на протяжении многих веков на сравнительно небольшой территории достаточно мирно сосуществовали этносы, принадлежащие к различным цивилизационным, культурным, религиозным системам развития. Вот уже полвека этнополитическая ситуация в Крыму не является безоблачной. В данной статье приводится информация о немаловажных факторах, воздействующих на общую этнополитическую картину Крымского полуострова.

Короткий адрес: https://sciup.org/14719930

IDR: 14719930

Текст научной статьи Полиэтнические проблемы в Крыму

В.    Ф. Кирдяшов, А. Ш. Карникова

Крым справедливо можно назвать колыбелью цивилизации, на протяжении многих веков на сравнительно небольшой территории достаточно мирно сосуществовали этносы, принадлежащие к различным цивилизационным, культурным, религиозным системам развития. Вот уже полвека этнополитическая ситуация в Крыму не является безоблачной. В данной статье приводится информация о немаловажных факторах, воздействующих на общую этнополитическую картину Крымского полуострова.

После распада СССР этнополитическая ситуация в Крыму ознаменовалась политической реабилитацией депортированных по этническому признаку. Началом процесса послужила Декларация о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, которые были подвержены насильственному переселению, и обеспечении их прав от 14 ноября 1989 г. [5]. Осенью 1992 г. государства — участники Содружества Независимых Государств подписали Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов [14], которое было ратифицировано Узбекистаном, Украиной, Арменией и Таджикистаном. По официальным данным, на 1 января 2000 г. в Автономную Республику Крым возвратились: 5,1 тыс. армян, 255,5 тыс. крымских татар, 3,9 тыс. греков, 2,1 тыс. немцев, 1,3 тыс. болгар. Согласно статистике из 2,7 млн жителей Крыма более 60 % составляют русские, около 25 % относятся к этническим украинцам [7].

Нужно отметить, что русское население Крыма не считает себя диаспорой — частью этноса, проживающего за пределами исторической родины [10]. Для них Крымский полуостров является родиной, так же как и Россия. Крымская Республика — пожалуй, единственный регион с элементами государственности за пределами Российской Федерации, где этнические русские составляют большинство — свыше 58 % от общей численности населения, или более 1 млн 180 тыс. чел., как показала Всеукраинская перепись 2001 г. Доля жителей автономии, назвавших русский язык родным, приближается к80% [1]. Если говорить в целом об Украине, то и здесь русские не являются национальным меньшинством.

Поддержкой властей традиционно пользуется Меджлис крымско-татарского народа, несмотря на то что эта система действует за рамками правового поля Украины [8]. Например, в Алуште на семью крымских татар приходится в 10 раз больше выделенных земельных участков, чем на славянскую семью. Под самозахватом крымскими татарами находится большая часть земель запаса и часть пахотных земель в Симферополе, Симферопольском районе и во многих других городах и районах Крыма. Русское население полуострова не имеет собственного телеканала, в то время как телеканал крымских татар финансируется из бюджета Украины [12].

Расселение возвращающихся из депортации народов по территории полуострова осуществлялось неравномерно. Так, крымские татары с достаточно б о льшим преимуществом расселены в Симферопольском районе — 28,1 тыс., или 11 %, Белогорском — 23,9 тыс., или 9,4 %, Бахчисарайском — 22,8 тыс., или 8,9 %, Джанкойском — 21,7 тыс., или 8,5 %, Симферополе —

22,4 тыс., или 8,8 %. За 2000 г. число крымских татар, проживающих в Симферополе, увеличилось на 1 100 чел. Армяне и немцы проживают преимущественно в Джанкой-ском районе и Симферополе, греки и болгары — в Симферополе и Керчи. В местах компактного расселения репатриантов неудовлетворительно ведется строительство дорог внутри населенных пунктов, систем водо- и электроснабжения, отсутствуют система канализации, телефонная связь, пункты медицинской помощи. Непостоянный характер носит организация новых рабочих мест, нет статистики труда. Недостаточно финансируются развитие культуры, образования, восстановление историко-культурного наследия депортированных народов. На социально-бытовые и культурно-образовательные проблемы переселенцев накладываются и экологические проблемы полуострова [16]. Полиэтничность Крыма в результате демографических сдвигов и под воздействием целого ряда политических и экономических обстоятельств, стала одним из факторов напряженности в регионе. Э. Смит отмечал, что тенденции возникновения национализма рождаются на фоне накопления мифов, стереотипов, воспоминаний, связанных с восприятием другой нации [13, с. 86 — 94]. Стереотипы, такие как татары — хитрецы, украинцы — лжецы, евреи — жадные, белорусы — индивидуалисты, кавказцы — террористы, несут оскорбительный характер и приводят к обострению существующих проблем.

Согласимся с Э. Геллнером, который в книге «Нации и национализм» заметил, что современные проблемы в сфере межэтнических отношений во многом определяет прошлое. Разные этнические группы, по-разному интерпретируют одни и те же исторические события [2]. Крымские татары претендуют на звание коренного народа Крымского полуострова и отстаивают свое право на самоопределение, греки оставляют за собой первенство заселения территорий, русские в свою очередь справедливо отмечают, что основной экономический и культурный потенциал сформировался на полуострове во время существования российского, а затем и советского Крыма. Не стоит забывать и о народах, депортированных во время Второй мировой войны. Каждая этническая группа по-своему права, но территория полуострова не безгранична. В этом и заключается корень основных этнополитических конфликтов.

Актуален для полуострова и конфессиональный вопрос. Крым, который справедливо считали колыбелью российского право славия, сегодня можно смело назвать территорией возрождения исламской цивилизации. Исследователь данной проблемы Э. Муратова отмечает, что сегодня на территории автономной республики растет количество учреждений духовного типа, религиозных групп и общин мусульман. Переписи свидетельствуют, что на Украине от 1,0 до 2,5 млн чел. исповедуют ислам. Увеличивают преимущество в обществе такие духовные центры, как Духовное управление мусульман Крыма, Духовное управление мусульман Украины и Духовный центр мусульман Украины. Намечаются пути к созданию новых исламских духовных центров и организаций. Мусульмане Крыма и Украины занимают активную позицию в политической жизни государства, что выражается в расширении Партии мусульман Украины и активизации ее деятельности [9, с. 174 — 175].

  • С.    Хантингтон прогнозировал данную ситуацию в работе «Столкновение цивилизаций». По его мнению, возвращение татар на Крымский полуостров и трудности с их системным включением в состав украинского общества является одним из примеров цивилизационного раскола [15. с. 174 — 175]. Действительно, сильнейший рост самоидентификации этнических групп в Крыму привел к проблеме русского языка на Украине. Основной закон [6] государственным языком называет украинский. Преподавание в школах и вузах ведется на украинском и русском языках. В Крыму и особенно в городе-герое Севастополе представители русскоязычного населения требуют принятия закона о втором государственном языке. Крымскому населению, помимо языковых, присущи и конфессиональные различия. На сегодняшний день наблюдается резкое увеличение числа религиозных групп. В. Е. Григорьянц отмечает, что Крым издревле был и остается мозаичным в религиозном отношении регионом Украины. За последние 20 лет подсчитано, что ежегодный рост религиозных общин и сообществ составляет от 70 до 110 организаций религиозного характера. Доминирующее религиозное положение в Крыму занимают православие и ислам. В православном обществе сильным влиянием пользуется Украинская православная церковь Крымского полуострова, объединяющая от 250 до 333 общин. Автокефальная православная церковь имеет в Крыму всего три общины и не пользуется значимым влиянием. С момента государственной регистрации ни в одной из своих общин Автокефальная церковь не имеет священнослужителя.

Количество мусульманских общин, как отмечалось ранее, растет, в составе Духовного управления мусульман Крыма насчитывается 12 автономных организаций и две организации в составе Духовного управления мусульман Украины. Приблизительно 5 % организаций представлены общинами христиан-евангелистов, 4 % составляют религиозные общины харизматов и христиан полного Евангелия [3].

Сегодня самая обсуждаемая тема в Крыму — бесконечные противоречия по поводу политического и экономического статуса полуострова. В работе «Этнополитическая проблема в Крыму: Республика Крым или исламское государство» Е. Попов и В. Мордашов подчеркивают, что ситуация в крымскотатарской среде основана на попытках создания татарской этнической автономии [11]. В Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, принятой 28 июня 1991 г., говорится: «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение... Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымскотатарского народа возможно только в его этническом государстве <...>. В случае противодействия государственных органов или каких-либо иных сторон достижению целей, провозглашенных Курултаем и настоящей Декларацией, Курултай поручает Меджлису добиваться признания за крымскотатарским народом статуса народа, ведущего борьбу за свое национальное освобождение...»- [4]. Воинственное стремление крымскотатарского народа к достижению данной цели вызывает опасение у представителей других народов, проживающих на Крымском полуострове, и явно не ведет к формированию межнациональных диалогов.

Сегодня во внешней политике Российской Федерации вопрос Крыма замкнулся на наиболее значимых темах, таких как положение русскоязычного населения и Черноморского флота Российской Федерации. Считается, что от решения этих резонансных вопросов зависит уровень влияния России как на полуострове, так и в мире. Русскоязычное движение в Крыму бессистемно. Его сторонники представляют собой сугубо региональный сегмент местной элиты, которая не имеет необходимого финансово-административного резерва для реальной борьбы за лидерство на территории автономной республики. Основная часть их усилий уходит на борьбу за внимание Москвы с целью получить финансирование [8]. Русскоязычное население Крыма видит в Российской Федерации братское государство, близкое по культуре, традициям и истории. Такие общественные настроения поддерживают политические лидеры, партии, для которых русско-украинские отношения стали постоянным элементом предвыборных кампаний.

В заключение отметим, что политические, экономические, этнические, культурные и прочие процессы на территории Крымского полуострова, как и в большинстве областей, оставшихся без опекунства Советского Союза, связаны с процессами реформирования всех сфер общества: экономики, политики, права, социальной жизни. Все это, несомненно, порождает нескончаемые трудности и противоречия в управлении таким этнически мозаичным регионом, как Крым. Сложность проблемы, безусловно, в цивилизационных различиях, которые не всегда учитываются при решении этнополитических проблем.

Список литературы Полиэтнические проблемы в Крыму

  • Всеукраинская перепись населения 2001 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki>. Загл. с экрана.
  • Геллнер. Э. Нации и национализм/Э. Геллнер. М., 1991. 69 с.
  • Григорьянц В. О некоторых вопросах государственно-церковных отношений в Украине и АРК [Электронный ресурс]/В. Григорьянц. Режим доступа: http://www.niss.gov.ua/crimea/files/> cerkov.htm. Загл. с экрана.
  • Декларация о национальном суверенитете крымскотатарского народа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.qrim.ru/about/docs/QirimIndependence>. Загл. с экрана.
  • Декларация ВС СССР от 14.11.1989 О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://law7.ru/base19/part9/d19ru9422.htm>. Загл. с экрана.
  • Конститущя Украины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zakon4.rada.gov>. ua/laws/show/254k/96-bp. Загл. с экрана.
  • Крымские известия. 2001. 22 июня.
  • Крымский кроссворд для Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.qrim.ru http://www.qrim.ru>. Загл. с экрана.
  • Муратова Э. С. Ислам и национальные интересы Украины/Э. С. Муратова. Симферополь: Энергия Дельта, 2007. 225 с.
  • О содержании термина «диаспора» и к выработке его определения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archipelag.ru>. Загл. с экрана.
  • Попов Е. Этнополитическая проблема в Крыму: Республика Крым или исламское государство [Электронный ресурс]/Е. Попов, В. Мордашов. Режим доступа: http://www.whiteworld>. ru. Загл. с экрана.
  • Русские Крыма будут всегда вместе с Россией [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edinaya-odessa.org http://www.edinaya-odessa.org>. Загл. с экрана.
  • Смит Э. Д. Образование наций. Этнос и политика/Э. Д. Смит. М., 2000. 176 с.
  • Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов от 9 октября 1992 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://basе2.spinform.ru/show_doc. Загл. с экрана.
  • Хантингтон С. Столкновение цивилизаций/С. Хантингтон. М.: АСТ, 2003. 603 с.
  • Этнополитическая мобилизация как реакция на внешние вызовы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.politex.info>. Загл. с экрана.
Еще
Статья научная