Полимодальность как черта когнитивного стиля автора в изобразительном регистре англоязычного художественного текста (на материале произведений Дж. Стейнбека)
Автор: Кучер В.В.
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Язык, культура, общество
Статья в выпуске: 1 т.16, 2024 года.
Бесплатный доступ
В исследовании предпринимается попытка провести анализ полимодальных перцептивных ситуаций, представленных в художественном тексте как отражение когнитивного стиля писателя. Перцептивная составляющая мировосприятия является результатом уникального перцептивно-когнитивно-аффективного опыта, в связи с чем перцептивный строй текста с необходимостью несет отпечаток когнитивного стиля его автора. Анализ ситуации восприятия основывается на концепции коммуникативных регистров речи как способов отражения действительности в тексте. Реализуемый в тексте речевой регистр предстает в качестве модели видения действительности в сознании говорящего, которая определяет языковой облик текста в соответствии с коммуникативной ситуацией, и напротив, позволяет выявить особенности восприятия действительности на основании языковых средств, используемых автором при построении текста. Материалом исследования послужил ряд произведений Дж. Стейнбека объемом 830 страниц. Проведенный компонентный, контекстуальный и лингвостилистический анализ позволяет сделать следующие выводы: полимодальность представления событий обеспечивается использованием разнообразия языковых средств (лексических, фонетических, синтаксических) и языковых средств выразительности, основанием для которых являются концептуальные метафоры. Благодаря этому в тексте выражаются визуальный, аудиальный, одорический и тактильный планы восприятия. Рисуемые в изобразительном регистре перцептивные образы способствуют выражению идейно-тематического содержания, служат целям композиционной организации текста и придают повествованию свойство кинематографичности. Вышеперечисленное свидетельствует о своеобразии когнитивного стиля писателя, которое, в частности, заключается в представлении ситуаций восприятия в рамках различных модальностей, наличии синестетических метафор, полимодальном характере представления результатов восприятия зрительными субмодусами.
Коммуникативный регистр речи, изобразительный регистр, полимодальность, когнитивный стиль, перцептивность, восприятие, художественный текст
Короткий адрес: https://sciup.org/147243397
IDR: 147243397 | DOI: 10.17072/2073-6681-2024-1-50-58
Список литературы Полимодальность как черта когнитивного стиля автора в изобразительном регистре англоязычного художественного текста (на материале произведений Дж. Стейнбека)
- Андреева К. А. Когнитивная стилистика как новая парадигма исследования литературного текста // Вестник Тюменского государственного университета. 2005. № 2. С. 179-184.
- Ашурова Д. У. Стилистика текста в парадигме когнитивной лингвистики // Филология масала-лари. 2003.№ 1. С. 41-45.
- Беляевская Е. Г. Концептуальная метафора как источник стилистических приемов в дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 3. С. 41-48.
- Гальперин И. Р. Проблемы лингвостилистики // Новое в зарубежной лингвистике. 1980. Вып. 9. Лингвостилистика. С. 5-34.
- Джусупов Н. М. Когнитивная стилистика: современное состояние и актуальные вопросы исследования // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 3. С. 65-76.
- Земичева С. С. Перцептивная картина мира диалектной языковой личности. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2016. 208 с.
- Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Филол. фак-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. 528 с.
- Ирисханова О. К. Игры фокуса в языке. Семантика, синтаксис и прагматика дефокусирова-ния. М.: Языки слав. культуры, 2014. 320 с.
- Козлова Л. А. Образное сравнение и его роль в реконструкции языковой личности автора и персонажа (на материале романа М. Этвуд «Lady Oracle») // Когнитивные исследования языка. 2022. Вып. 2(49). С. 57-64.
- Крюкова Л. Б. Перцептивный строй поэтического текста: к вопросу о терминологическом аппарате исследования // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 447. С. 47-54. doi 10.17223/15617793/447/6
- Лузина Л. Г. Основные направления развития современной стилистики // Лингвистические исследования в конце ХХ в.: сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 205-214.
- Молчанова Г. Г. Когнитивная стилистика и стилистическая типология // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. № 3. С. 60-71.
- Роговнева Ю. В. Типы репродуктивности и типы текстов // Русская грамматика: активные процессы в языке и речи: сб. науч. тр. Междунар. науч. симп. Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2019. С. 552-558.
- Рузин И. Г. Модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1995. 23 с.
- Сидорова М. Ю. Коммуникативный регистр и деомонимизация форм несовершенного вида в тексте // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2009. № 1. С. 173-180.
- Burke M. Cognitive Stylistics in the Classroom // Style. 2004. Iss. 39(1). P. 491-510.
- Emmott C. The Experience of Reading: Cognition, Style, Affect and Social Space // Textual Secrets: The Message of the Medium: Proceedings of the 21st PALA Conference. Budapest: Eotvos Lo-rând University, 2001. P. 29-41.
- Fowler R. Linguistics and the Novel. London: Methuen, 1977. 145 p.
- Hamilton C. Stylistics or Cognitive Stylistics? // Bulletin de la Société de Stylistique Anglaise. 2006. № 28. P. 55-65.
- Semino E. A. Cognitive Stylistic Approach to Mind Style in Narrative Fiction // Cognitive Stylistics. Language and Cognition in Text Analysis. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2002. P. 95-122.
- Simpson P. Stylistics: A Resource Book for Students. London: Routledge, 2004. 332 p.
- van Dijk T.A., Kintsch W. Strategies of Discourse Comprehension. London: Academic Press, 1983. 389 p.
- Wales K. A Dictionary of Stylistics. London: Longman, 2001. 497 p.
- Weber J. J. The Stylistics Reader: from Roman Jacobson to the Present. London: Arnold, 1996. 312 p.