Политическая повестка дня для России в официальном дискурсе власти

Автор: Митрохина Татьяна Николаевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Обустройство России: вызовы и риски

Статья в выпуске: 5, 2012 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению политической повестки дня для России. Анализ осуществлен на основе таких основополагающих документов, как послания президентов РФ за 1994-2011 гг. Исследование текстов в динамике позволило выявить приоритеты российской политики в исследуемый период.

Повестка дня, политический дискурс, официальный дискурс, модернизация

Короткий адрес: https://sciup.org/170166391

IDR: 170166391

Текст научной статьи Политическая повестка дня для России в официальном дискурсе власти

П олитическая повестка дня – это совокупность наиболее значимых политических вопросов, выстроенных в порядке приоритетности, требующих своего решения и вынесенных на публичное обсуждение. Послания президентов страны являются важнейшей составной частью политического дискурса, определяемого как совокупность практик коммуникативного взаимодействия, характерных для данной социальной группы. Назначение послания как акта политической коммуникации состоит в том, чтобы обозначить официальную позицию по отношению к наиболее актуальным проблемам, предложить свое понимание политической реальности, способы решения проблем. Все это вместе складывается в мировоззрение, философию, идеологию политика и государства. В контексте заявленной проблемы интерес представляет исследование текстов посланий российских президентов в динамике – от Б. Ельцина, который впервые ввел послание в коммуникативное пространство современной России, до Д. Медведева, продолжившего эту практику. Послания президентов являются текстами стратегического значения, создаются в определенных социальнополитических условиях, содержат в наиболее полном виде понимание президентом и его ближайшим окружением ситуации в стране в экономической, социальной и политической сферах.

МИТРОХИНА Татьяна

Послания Б. Ельцина гораздо объемнее посланий его последователей. Действительно, «методы работы над текстами посланий в период президентства Б. Ельцина были вполне научными – создавались рабочие группы, в состав которых входили профессионалы, ученые, политологи и социологи, привлекались эксперты, проводились мозговые штурмы, проговаривались идеи, подбирались словесные жемчужины, кристаллизовался замысел посланий»1.

Тексты посланий Б. Ельцина отражают специфику реформирования России того периода – реформирование всех сфер сразу: политического устройства, экономической и судебной системы, социальной сферы (пенсионная реформа, медицина, образование, армия, территориальное реформирование и многое другое). В конечном итоге высвободившаяся в результате реформирования социальная энергия вышла из-под контроля, процессы реформиро- вания стали неуправляемыми. Несмотря на большое число проблем, обсуждаемых в посланиях, в каждом из них, на наш взгляд, прочитывается основной месседж, или так называемый лейтмотив послания, – главный вопрос политической повестки дня для страны, который не всегда очевиден или официально озвучивается. Так, например, в первом послании Б. Ельцина явно доминирует тема демократизации и переходного периода для России, формирования гражданского общества. Высокий уровень эмоциональности послания обусловлен эйфорией, вызванной принятием Конституции и формальным закреплением в ней принципов демократического и правового государства.

Либерально-демократический дискурс в лучших традициях западной политической науки разворачивается в послании 1995 г. и в полном объеме доминирует в 1996 г. На повестке дня стоят проблемы рыночной экономики, демократизации политической системы, разгосударствления СМИ, формирования институтов гражданского общества, отношений с политической оппозицией. Очевидно, что демократические принципы декларированы Конституцией, но пока еще не заработали в полной мере и не «пустили корни» в российском обществе.

На фоне либерально-демократической риторики послания 1996 г. все более настойчиво пробивается кризисный дискурс. Президент оценивает ситуацию в стране посредством таких терминов, как «пропасть», «выживание», «катастрофа», «кризис», «хаос», «рынок – война всех против всех». Тема кризиса, охватившего Россию, прочитывается лексически, интенционально и тематически. Президент говорит о конфликтах, бедности, дифференциации доходов, сепаратизме, преступности, коррупции. Ведется речь и о дискредитации демократии в глазах большинства населения, о дефиците доверия к власти1. Во главу угла послания 1997 г. поставлен кризис и еще раз кризис, а затем – «тяжелые раны», «жертвы», «крах» и «бездна». Тематически – это низкая эффективность власти, паралич экономики, нецелевое использование бюджетных средств, низкая финансовая дисциплина, потеря доверия граждан к государству. Эмоционально послание по сравнению с более ранними текстами насыщено метафорами – «бюджетный пирог», «удавка неплатежей», «тугой чеченский узел», «стройплощадка», «зона особого внимания», «государственный организм», «завеса молчания», «закулисное лоббирование», «презумпция недобросовестности»2.

Метафоры, используемые сознательно или бессознательно, как никакой другой прием функциональны в плане вычисления социально-политического контекста или подтекста. Использование метафор в политике – признак кризисного мышления в сложной проблемной ситуации, разрешение которой требует от человека включения всех его способностей. Чем сложнее ситуация в государстве, тем чаще используются метафоры пессимистического или агрессивного содержания. Состояние дел в стране уподобляется тяжело больному и страдающему не первый год организму, возможно даже неизлечимо больному. Российская политика на уровне подсознания воспринимается как война, предполагающая сокрушительную и окончательную победу над противником, полный перехват инициативы, обеспечение перевеса в решающем месте, уничтожение оппозиции. Наиболее частотными метафорами являются метафоры медицинские и военные. Так, например, Б. Ельцин использует такие выражения, как «медленное выздоровление», «тяжелейший шок», «переболеть всеми болезнями переходного периода», «вакцина от вируса», «старое уходит с боем», «средство от депрессии и апатии».

Послание 1998 г. выстраивается заметно оптимистичнее предыдущих текстов. Это обращает на себя внимание, поскольку неясными остаются источники оптимизма. Президент утверждает, что «к концу 1998 года бюджетный кризис должен быть преодолен. Экономический рост станет устойчивым…»3. По-прежнему он метафоричен – «живые», «длинные», «короткие» деньги, «карманные» банки,

«Россия похожа на пружину, сжатую до отказа». Лейтмотивом этого послания является искусственное нагнетание энтузиазма, не имеющего реальных оснований: «мы построили систему демократических институтов, которая позволила осуществить глубокие демократические преобразования, без фундаментальных политических потрясений», «мы создали рыночную экономику, которая позволила преодолеть кризис без катастроф». По стилистике и тональности послание 1998 г. явно выбивается из общего ряда, заметно отличаясь от предыдущих и последующих текстов интенционально и тематически, что наводит на мысль о далеко не случайном выстраивании послания в таком ключе. Подтверждение предположениям находим и в реальной политической практике того года, и в оценках, озвученных в послании следующего года: «нас поразил тяжелейший шок второй половины 1998 года», «это был год самого острого в новой России финансового кризиса», «многие не хотели замечать тревожных сигналов». Прежде всего, этого не хотел замечать и сам президент, который буквально накануне кризиса говорил, что никакого финансового обвала не будет.

Послание 1999 г. окрашено «синдромом поражения» и горечью разочарования от неудавшихся реформ. Преобразования шли мучительно, долго, пошли незапланированным путем, сопровождались непредсказуемыми последствиями и непростительно неподъемной тяжестью легли на плечи российских граждан1. Прочитывается разочарование и усталость главы государства, расписывающегося в своем бессилии и полном непонимании происходящего. Однако опять-таки президент, вероятно искренне, верил, что все беды обусловлены тяжестью перехода от плановой социалистической экономики к экономике рыночной и собственными ошибками, сделанными на этом пути.

Лишь спустя десятилетие – в послании 2009 г. – президент страны Д. Медведев скажет, что «престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого, ведь производственные комплексы по добыче нефти и газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных посту- плений, ядерное оружие, гарантирующее нашу безопасность, промышленная и коммунальная инфраструктура – все это создано большей частью еще советскими специалистами»2. Но в 1999 г. отношение к советскому наследству было иным.

В. Путин продолжил практику президентских посланий, в текстах которых хорошо прочитывается смена стиля управления, направленности реформирования, мышления и политического курса. Послания В. Путина существенно отличаются от посланий его предшественника. Лейтмотив документа выявляется много проще, в силу того что президент выражается конкретнее, убедительнее, не увлекается философией и теорией вопросов государственного реформирования, строительства и управления. Не отвлекается он и на мелочи. В этой связи и уровень суггестивности его текстов и выступлений много выше, чем у предшественника, а далее – и преемника. Главным становится какая-либо политическая идея, нововведение, обоснование того или иного этапа в процессе осуществления реформ. Стиль президента оценивается как жесткий, логичный до непререкаемости. В то же время послания полны информации, политических инициатив и импровизаций.

Лейтмотив послания 2000 г. – укрепление государственной власти, построение вертикали власти как важнейшее условие очередного этапа государственной модернизации. Главная задача – остановить процессы дезинтеграции, восстановить территориальную целостность федерации. Процессы государственного реформирования приобретают иную направленность. Президент краток и лаконичен, конкретен, прагматичен и рационален. Вся политика затачивается под решение поставленных задач. В послании президента 2000 г. доминирует тезис о том, что «без укрепления государства нельзя решить ни одну общенациональную задачу. И хотя укрепление государства не первый год провозглашается важнейшей целью российской политики, дальше деклараций и пустых разговоров мы не продвинулись за эти годы. Никуда!»3.

В послании 2001 г. продолжает доминировать проблема политического рефор- мирования — построение четко работающей вертикали исполнительной власти, запуск действенного механизма реализа -ции государственных решений. В сфере экономики президент констатирует, что «модернизация структуры экономики не идет, консервируется и даже усиливается ее сырьевая направленность»1. В 2002 г. президент говорит о необходимости модернизировать систему исполнитель ной власти в целом, судебно правовую систему, монополии, систему здравоохра нения, экономику. «Структура испол-нительной власти должна быть логично и рационально устроена, а госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики»2. В послании 2003 г. на фоне системного укрепления государственной власти пре зидент уделяет существенное внимание необходимости модернизации воору женных сил.

Послание 2004 г. — предвыборное, а зна-чит, оно в большей степени, чем предыду щие, социально ориентировано, содержит множество мини посланий представите лям различных социальных групп. Подводя итоги первого срока своего пребывания в должности президента, В. Путин гово рил о том, что «до сих пор России не уда -лось догнать саму себя образца 89 - го года. При этом нельзя забывать, что 1989 год в развитии бывшего СССР был далеко не лучшим»3. В 2005 г. озвучен ряд важных решений, направленных на удержание и укрепление власти — определен новый порядок наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов феде -рации, а также ряд других, еще более кон кретных мер по укреплению государства и вертикали исполнительной власти4.

Проблема модернизации и иннова ций, на наш взгляд, начинает доминиро вать в тексте послания 2006 г. Речь шла о модернизации приоритетных секторов промышленности, российской армии, научных отраслей, модернизации мощ ностей по производству космической техники и развитию наземной инфра структуры. «Россия может стать и одним из лидеров в нанотехнологиях. Это одно из самых перспективных направлений и путей развития энергосбережения, эле ментной базы, медицины, робототех ники», - сказал В. Путин5. Несмотря на то что послание 2007 г. работало на пред -стоящие выборы и на обеспечение пре емственности власти, модернизация всех сфер общественной жизни также заняла здесь достойное место: речь шла о модер -низации вооруженных сил и правоохра нительных органов, модернизации и раз витии высокотехнологичных промыш ленных производств, электро и гидроэ нергетики, авиастроения, водоканалов, науки и образования6.

Первое послание Д. Медведева содер-жит тезис о том, что страна продолжает следовать либерально демократическим принципам, политический курс не изме нится с приходом нового главы государ ства. Одновременно с этим президент внес изменения в сроки пребывания у власти президента и представительного собрания страны. Эмоционально послание выдер жано на высокой ноте. Оптимизм, вооду шевление, уверенность в недалеком свет лом будущем, опора на труды теоретиков, жизнеутверждающее завершение посла ния. Оценивая положение страны, пре зидент констатирует, что страна сильна и экономически, и политически.

В послании 2008 г. на первый план выхо-дит российский кризис, происхождение которого объясняется внешними причи нами: «экономика Соединенных Штатов потащила за собой вниз, на траекторию спада, финансовые рынки всей планеты», «надувая денежный пузырь для стиму-лирования собственного роста, США не только не потрудились скоординировать свои решения с другими участниками гло бальных рынков, но и пренебрегли эле ментарным чувством меры. И не внимали многочисленным предостережениям со стороны своих партнеров (кстати, в том числе и нашим). В результате чего нанесли ущерб и себе, и другим»1.

В отличие от послания 2008 г., в котором затрагивалось множество проблем, послание 2009 г. фактически посвящено только одной теме, красной нитью проходящей сквозь все послание, – модернизационному прорыву. Помимо проблем экономической и технологической модернизации, через все инициативы президента на протяжении 4 лет рефреном проходит необходимость «дальнейшего повышения уровня и качества народного представительства во власти». Для его совершенствования на федеральном (2008), региональном (2009) уровнях и уровне местного самоуправления (2010) последовательно было сформулировано по 10 позиций реформирования российской политической системы в таком ее сегменте, как качество народного представительства посредством политических партий. В 2010 г. президент страны оптимистично заверил, что в результате проведенных реформ «выборы в Государственную Думу в декабре 2011 года пройдут в условиях политической системы, обновленной на всех уровнях»2.

В конце пребывания на посту главы государства, в декабре 2011 г., Д.А. Медведев в не менее позитивном ключе подвел итоги осуществленного им реформирования политической системы: «проведенная модернизация политической системы сделала ее эффективнее», «повысили качество народного представительства, стимулировали развитие политической конкуренции», «повысили открытость деятельности депутатского корпуса», «партии получили право представлять Президенту кандидатуры на пост высшего должностного лица субъекта РФ в случае победы на выборах в законодательное собрание в этом регионе», «партиям были переданы полномочия для реализации контрольных функций на федеральном, региональном и местном уровнях», «введен новый порядок формирования Совета Федерации», «снижен до пяти процентов проходной барьер на выборах в Государственную Думу»3.

Анализ текстов посланий позволяет выявить приоритеты российской политики в динамике. Для каждого главы государства и временного периода они имеют свою специфику на фоне общей для всех президентов политики, направленной на реформирование и модернизацию. В целом тексты посланий Б. Ельцина интенционально пронизаны убежденностью в том, что мировое сообщество счастливо тем, что Россия вступила на путь демократических преобразований. Текс ты посланий этого времени представляют собой не столько детальную программу действий президента и его окружения, сколько теорию, философию и идеологию государственной политики. Характерной особенностью посланий Б. Ельцина является то, что они выстроены достаточно эмоционально и даже пафосно. В посланиях ельцинского периода хорошо прочитывается стремление способствовать становлению и формированию новой демократической России. Даже в условиях жесткого экономического кризиса 1998 г., когда в официальном дискурсе Б. Ельцина тематически доминирует кризис, президент по-прежнему подчеркивает важность демократических институтов для будущего России – сохранение института выборов, независимых средств массовой информации и местного самоуправления. Послания В. Путина, напротив, обретают инструментальный и функциональный характер. В целом тексты полны информационных поводов, политических инициатив. Либерально-демократическая риторика меняется на волевую. Тексты посланий конкретны, так же как и политика главы государства в этот период. На смену вопросам демократизации приходят вопросы централизации, «собирания властей», укрепления и вертикализации государственной власти. Отличительной особенностью официального дискурса Д. Медведева является изобилие разнообразных выразительных средств, а также своеобразный характер построения текста, основу которого составляет принцип «тезис – антитезис». Результатом является сочетание либеральной и силовой тенденций, утверждений и опровержений одновременно. На повестку дня выходит модернизация всех сфер общественной жизни, а также необходимость политики инновационного прорыва и лидерства.