Политическое и юридическое значение конституционного контроля

Автор: Максимовская И.Н.

Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu

Рубрика: Юриспруденция

Статья в выпуске: 3-4, 2005 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14718675

IDR: 14718675

Текст статьи Политическое и юридическое значение конституционного контроля

И Н. МАКСИМОВСКАЯ, ассистент

Одним из принципов организации и функционирования правового государства является верховенство конституции в системе нормативных актов, ее прямое, непосредственное действие. Данную задачу можно решить лишь при четком и неукоснительном соблюдении законов, наличии прочного правопорядка. Законность и правопорядок, как свидетельствует исторический опыт, являются важнейшими условиями нормального функционирования любой общественной системы, ее жизнеспособности. Установление их немыслимо без строгого выполнения режима конституционной законности путем применения эффективных правовых средств охраны конституции при тесном взаимодействии всех ветвей власти в этом процессе. Это касается всех субъектов права.

О защите конституции в юридической литературе говорят как в широком, так и в узком смысле данного понятия. В первом случае она означает создание необходимых предпосылок, развитие соответ- ствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых форм и методов обеспечения действия конституционных норм.

Правовая защита конституции — задача и обязанность всех государственных органов и должностных лиц, осуществляемая ими путем использования различных правовых средств в рамках предоставленных полномочий. Специфическим институтом охраны конституции выступает конституционный контроль. Он находится в центре системы контроля законности.

Это обусловливается, прежде всего, тем особым местом, которое занимает конституция в жизни общества: будучи главным политическим, правовым документом, она закрепляет важнейшие стороны социально-экономической, политической систем, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Ее действие распространяется па всю систему общественных отношений, должностных лиц, общественных органи-

заций, граждан. Нормативные акты должны четко соответствовать конституции, иначе невозможно построить правовое государство. Добиться же такого положения можно лишь при эффективной системе конституционного контроля, помогающей точно, последовательно проводить в жизнь установки конституции, усиливающей ее роль как основного закона страны и реализующей функцию гаранта защиты конституционных прав и свобод граждан. От ее действенности в конечном счете зависит успешность контроля законности в целом.

Потребность в конституционном контроле продиктована и самой действительностью. Мировой опыт, российская практика свидетельствуют, что нередко издаются акты, не соответствующие конституции, законам, возникают спорные ситуации в сфере применения конституции и текущего законодательства. Разрешение подобных проблем возложено на органы конституционного контроля, которые должны устранять отступления от конституционных принципов и исключать любую подмену законности.

Существует ряд подходов к определению понятия конституционного контроля, В первую очередь речь идет об охране основного закона путем осуществления контроля за конституционностью нормативных актов. Можно говорить о нем в связи с проведением в демократическом правовом государстве принципа разделения властей и закреплением его в конституции. Тогда конституционный контроль допустимо рассматривать как деятельность, заключающуюся в ограничении власти и разрешении конфликтов. Предварительным условием ее правомерности является непосредственное действие норм конституции, что вытекает из принципа верховенства закона, прежде всего конституции.

Цивилизованная правовая государственность предполагает сбалансированность конституционной системы, что достигается, в частности, через преодоление определенных диалектических противоречий, например между юридической и фактической конституциями, между конституционной моделью и негативным явлением в обществе. Это один из путей достижения баланса законодательной, исполнительной и судебной властей, взаимного контроля соответствующих органов, их взаимодействия в целях разумного уравновешивания согласно принципу разделения властей. Ограничение должно допускаться только с позиции конституции как акта высшей юридической силы. Так, парламент — высший представительный орган отражает волю народа лишь в той мере, в какой его деятельность не выходит за рамки основного закона и подчинена ему. Орган, на который возложен контроль за конституционностью, не противопоставляет свою волю воле народа: его задача — охрана конституции, служащей наиболее глубоким выражением воли народа, от возможных посягательств со стороны парламента, проявления им неуважения к ней [2, с. 21].

Возможно и иное понимание сущности конституционного контроля, исходящее из характера этой деятельности, ее форм и последствий. Стержневое значение имеет принцип верховенства конституции. Приоритет ее норм, с одной стороны, частный случай принципа верховенства закона, ибо конституция — тоже закон, хотя и играющий в системе законодательства ведущую роль. С другой стороны, это место конституции, а также проявление в ней власти и воли народа непосредственно (всенародное голосование, особо торжественная процедура принятия ит. п.) говорят о том, что приоритет ее норм имеет особое значение для реализации названного принципа, становящегося ядром конституции. Принцип верховенства закона определяется его высшей юридической силой [2, с. 20]. Так или иначе, конституционный контроль, как отмечалось, находится в центре системы контроля за законностью.

В науке под конституционным контролем понимают такую систему отношений между органами государственной власти, при которой контролирующие субъекты (например, парламент, глава государства, конституционный суд) могут принимать окончательное решение по спорному вопросу, в том числе вправе отменять (аннулировать) акты, признанные неконституционными [1, с. 28].

Однако это не единственная дефини- ция конституционного контроля. Например, М. А. Нудель характеризует его как проверку законов с точки зрения их соответствия конституции. Д. Л. Златопольский трактует конституционный контроль как проверку соблюдения конституции и конституционных законов, а также проверку соответствия всех других актов высших органов государства конституции. В. С. Нерсесяиц полагает, что это обеспечение конституционности и правового характера всей системы общеобязательных актов и норм путем лишения юридической силы тех из них, которые носят антиконституционный характер. Кроме того, под ним подразумевается правовой институт, цель которого — согласование системы права с источниками права и установленной иерархией норм, а также устранение несоответствий актов конституции.

Глубокий и всесторонний анализ законодательства, практики деятельности органов конституционного контроля свидетельствует о том, что в данной сфере решается целый комплекс конкретных, многообразных и важных задач. Первой, основной из них, можно признать проверку, выявление, констатацию и устранение несоответствий различных правовых актов конституции и законам. Эта деятельность, как видим, имеет два главных направления: 1) проверку, выявление, констатацию, устранение соответствующими правовыми средствами отклонений от конституции; 2) проверку, выявление, констатацию, устранение соответствующими правовыми средствами отклонений от законов. Второе предполагает разрешение спорных вопросов, имеющих конституционное значение.

Возникновение конституционного контроля, его необходимость и эффективность, как отмечается в научной литературе, напрямую связаны с федеративной формой государственного устройства, постоянной необходимостью рационализации, гармонизации федеративных отношений. Впервые он был введен в США. В Шв ейпа-рии конституционный контроль охватывает исключительно федеральную сферу. В бывших социалистических странах Европы (Чехословакии и Югославии) его появление также вызвано наличием федераций.

В нашей стране формирование конституционного контроля и его непродолжительное существование относятся к периоду становления советской федерации во второй половине 20-х гг. XX в. Заметим, что в федеративном государстве наряду с общефедеральной конституцией, законами и иными правовыми актами действуют конституции, законы и иные правовые акты субъектов федерации, т. е. налицо две правовые системы: общефедеральная и субъектов федерации. Между федерацией и ее субъектами, а также между самими субъектами возможны споры, касающиеся различных вопросов, например о территории, компетенции. В таких условиях необходим механизм, обеспечивающий единообразие всего законодательства, гармонично сочетающего интересы тех и других, и гарантирующий соблюдение установленной иерархии правовых актов. Таким образом, обеспечение соответствия общефедералыюй правовой системе систем субъектов федерации является основополагающим условием нормального функционирования правового федеративного государства.

Мировой опыт показывает, что наиболее эффективным механизмом разрешения названных споров выступают органы конституционного контроля. Важное место принадлежит ему в реализации принципа разделения властей, созидания правового государства. Идеи, концепции, теории, соответствующая практика двух последних феноменов имеют давнюю историю. У их истоков стоят крупнейшие мыслители — Аристотель, Платон, Цицерон. Но в окончательном виде представление о разделении властей в правовом государстве сложилось в эпоху перехода от феодализма к капитализму. Выдающуюся роль в этом сыграли французский юрист Ш. Л. Монтескье и английский мыслитель Д. Локк. Существенный вклад в развитие концепции в дальнейшем внесли И. Кант и Г. Гегель.

Учение о разделении властей, правовом государстве оказало серьезное влияние на раннебуржуазное конституционное законодательство, государственную деятельность. Оно отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 г., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Дальнейший ход событий показал, что идеи разделения властей и правового государства нашли практическое воплощение в значительной части стран мира.

Список литературы Политическое и юридическое значение конституционного контроля

  • Митюков М. А. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики)/М. А. Митюков, А. М. Барнашов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 405 с.
  • Хабриева Т. Я. Правовая охрана Конституции/Т. Я, Хабриева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1995. 212 с.
Статья