Политическое искусство как наука управления рисками национальной безопасности России
Автор: Иванченко Елена Анатольевна
Журнал: The Newman in Foreign Policy @ninfp
Статья в выпуске: 52 (96), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье выявляются проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях продолжающегося политического и экономического кризиса. Автор анализирует актуальное состояние внешних и внутренних факторов, оказывающих негативное и позитивное влияние на состояние безопасности российского общества.
Национальная безопасность, национальные интересы, внешние и внутренние угрозы
Короткий адрес: https://sciup.org/14124083
IDR: 14124083 | УДК: 327
Текст научной статьи Политическое искусство как наука управления рисками национальной безопасности России
По мнению многих политологов, правоведов, специалистов в области обеспечения национальной безопасности, наступивший 2020 год станет переломным этапом в истории новейшей российской государственности, о чем не раз говорилось на страницах научной литературы [8], ровно десять лет назад специалисты констатировали сложившейся глобальный мировой дисбаланс, который неизбежно должен был предопределить согласованное перераспределение действий на мировой арене всех основных политических игроков [9, с. 20], некоторые исследователи называли в их числе только Соединенные Штаты, Китай и Россию [4, с. 21; 1], отдельные авторы включали в процесс перераспределения политического влияния страны Восточной и Западной Европы [2; 3, с. 40], целый корпус исследователей обозначал намечающуюся перегруппировку политических сил с участием стран Ближнего Востока [7].
Сейчас, по прошествии десяти лет, можно с уверенностью утверждать, что правильными оказались все озвученные точки зрения, поскольку глобальный мировой кризис – политический, гуманитарный, экономический, - ударил, хоть и с разной степенью силы, по всем политическим игрокам, как определяющим геополитическую конъектуру мира, так и скромно держащимся в тени авторитета более сильных «соседей».
Данное развитие ситуации не могло не обусловить адекватную оперативную реакцию России, прежде всего ее политических структур и институтов. Можно долго рассуждать о насильственной природе власти как таковой, но аксиоматичным является положение о том, что любое государство первостепенными задачами считает обеспечение государственных интересов в виде противостояния внешней экономической и военной экспансии; сохранения суверенитета;
ликвидации внешних и внутренних угроз российской государственности.
Указанные задачи являются основной триадой, формирующей так называемую национальную безопасность Российской Федерации – некое эталонное состояние российского общества, при котором гарантируется и реально обеспечивается незыблемость конституционного строя, охрана суверенитета, реализация и защита прав и свобод человека и гражданина, общее состояние законности в стране.
Мы не просто так употребили словосочетание «эталонное состояние», которое можем определить, как некое идеальное состояние общественного и политического уклада, к которому обязано стремиться любое государство. В контексте данного утверждения как можно оценить состояние национальной безопасности России, сформированное за последние десять лет? Где те критерии, шкала, маркеры, которые помогут оценить ее обеспечение? Попробуем предложить ответ на данный вопрос, логически подвергнув анализу сформированные основы обеспечения национальной безопасности; ключевые тенденции в международной среде с точки зрения обеспечения интересов Российской Федерации, содержащие комплекс способствующих и препятствующих факторов; стратегические приоритеты нашего государства на политическом макроуровне.
Итак, оценивая состояние поддержания национальной безопасности России, мы не можем не признать справедливость суждений А.К. Зайцева [5, с. 22], Д.В. Ирошникова [6, с. 45, 46] и некоторых иных авторов, которые признают, что многообразие категорий, входящий в систему национальной безопасности, затрудняют комплексную оценку
ее состояния. В свою очередь хочется отметить, что на последние 10-15 лет уже стало затруднительно даже просто четко дифференцировать внутренние и внешние угрозы, способные нанести урон ключевым национальным интересам России, настолько усложнились общественные отношения, обусловленные процессом правовой, экономической, культурной и политической интеграции государств.
Тем не менее, некоторые государственные задачи не утратили своей первозданной смысловой и правовой четкости, среди которых: прогнозирование угроз и принятие оперативных сбалансированных мер для их предотвращения; обеспечение бесперебойного, нормального функционирования объектов повышенной опасности; создание действенной системы предотвращения природных катаклизмов и оперативного устранения их последствий; недопущение образования транснациональных преступных связей, а также сегментирование и постепенное снижение в каждом сегменте преступности до социально терпимого уровня; сохранение территориальной целостности; обеспечение национальных экономических интересов РФ: твердости российской валюты, независимости от импорта товаров, предотвращение оттока финансовых ресурсов и т.д.
^Тш1г
Оценивая последние тенденции в мировом геополитическом пространстве, оказывающие как негативное, так и позитивное влияние на национальные интересы страны, хочется опять отметить их взаимообусловленность, что ещё раз доказывает сложность сохранения баланса с геополитическими оппонентами, иной раз неочевидность и временную отдаленность результатов данной деятельности, вызывающие непопулярность и критику в российском обществе.
Международные тенденции в геополитике не складываются сами собой, это не стихийный процесс, но многоплановое длительное филигранное политическое искусство создания условий, которые должны оказать положительное влияние на ключевые интересы российского государства.
Из явных положительных тенденций мы можем назвать:
-
- кризис НАТО;
-
- наращивание военного потенциала стран, которые раньше не воспринимались серьезными политическими игроками, а на данный момент сформировали некий сдерживающий четвертый силовой лагерь на политической арене;
-
- существенное сокращение военного диктата США;
-
- формирование Коалиции, которую мы условно назовем Евразийской,
приобретающей все больше силовую природу, а в свое время зародившейся в условиях специально созданного экономического благоприятствования путем увеличения транзитного потенциала Евразии (хочется улыбнуться, вспоминая общественные дебаты и обывательскую критику, развернувшуюся вокруг Северного морского пути_).
Однако, необходимо диагностировать и негативные для российских национальных интересов тенденции, подлежащие если не полному устранению, но обязательному существенному смягчению в кратчайшие сроки, т.к. именно они формируют актуальные угрозы национальной безопасности России, а именно:
-
- сохранение высокого уровня террористической опасности, поддержание некоторыми государствами террористической активности в третьих странах является умышленной деструктивной мерой, способной влиять на национальную безопасность РФ, и это необходимо сознавать;
-
- планомерная идеологическая работа в Восточной Европе, направленная на искажение исторических фактов, выраженная в спекуляции «исторической обидой», которую якобы претерпели некоторые страны от СССР, и прозаично объясняющийся необходимостью укрепления военно-стратегических позиций НАТО;
-
- усиленно поддерживаемая стагнация украинского политического кризиса;
-
- продолжение санкционного давления, оказывающего деструктивное влияние на
-
7. Рассадин П.А. Ливанский конфессионализм и политические кризисы / П.А. Рассадин // Международная жизнь. - 2007. - № 10. - С. 49-58.
-
8. Россия и мир в 2020 году. Контуры тревожного будущего. Под ред. А. Безрукова и А. Сушенцова. - М.: ЭКСМО, - 2016.
-
9. Соловьев А.И Мировой кризис и политические стратегии России / А.И. Соловьев // Проблемный анализ и государственно управленческое проектирование. -2009. - Т. 2. - № 6. - С. 19-23.
российские экономические интересы, несмотря на предпринятые контрмеры. К сожалению, избавление от импортозависимости еще недостаточно для благоприятного экономического состояния, необходимы для российской экономики и внешние инвестиции, и свободный финансово-товарный оборот, и крупные совместные транснациональные проекты и т.д.
Да, национальные угрозы преодолимы, но иной раз они требуют принятия неординарных решений, и задача российского общества состоит в том, чтобы не дать использовать непонимание определенной социальной группы граждан в качестве еще одной угрозы национальному благополучию и безопасности.
Список литературы Политическое искусство как наука управления рисками национальной безопасности России
- Баталов Э.Я. Глобальный кризис -XXI: идейно-политические аспекты / Э.Я. Баталов // США и Канада: экономика, политика, культура - 2009. - № 10 (478). - С. 3-22.
- Бачков Р.А. Спор о "косвенной агрессии" и европейский политический кризис 1939 г. / Р.А. Бачков // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 9. - С. 22-26.
- Громыко А.А. Политические циклы Великобритании: корреляция с кризисом / А.А. Громыко // Мир перемен. - 2010. - № 1. - С. 32-41.
- Деменин А.А. Анализ социально-политической обстановки в Китае в условиях мирового экономического кризиса / А.А. Деменин // Власть. - 2010. - № 5. - С. 30-32.
- Зайцев А.К. Система национальной безопасности как элемент общей теории национальной безопасности / А.К. Зайцев // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2019. - № 50. - С. 21-22.
- Ирошников Д. В. Система национальной безопасности в действующем законодательстве Российской Федерации // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2017. - №4 (20). - С. 43-47.
- Рассадин П.А. Ливанский конфессионализм и политические кризисы / П.А. Рассадин // Международная жизнь. - 2007. - № 10. - С. 49-58.
- Россия и мир в 2020 году. Контуры тревожного будущего. Под ред. А. Безрукова и А. Сушенцова. - М.: ЭКСМО, - 2016.
- Соловьев А.И Мировой кризис и политические стратегии России / А.И. Соловьев // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2009. - Т. 2. - № 6. - С. 19-23.