Политика Китайской Народной Республики как актора международной безопасности
Автор: Забора Е.А., Козина Ю.П.
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 9, 2025 года.
Бесплатный доступ
Статья анализирует значительную роль КНР в сложившейся к 2025 г. системе международной безопасности. Отмечено, что это произошло под влиянием сразу нескольких факторов. Во-первых, благодаря нарастающей экономической мощи Китая. Стабильность и неуклонный рост народного хозяйства страны влияют на глобальный рынок и при наличии проблем могут спровоцировать серьезные последствия для международной безопасности. Во-вторых, благодаря вооруженным силам КНР. Основной частью китайской дипломатии в XXI в. является участие страны в миротворческих операциях и разработка военных стратегий, направленных на обеспечение региональной и глобальной безопасности. В-третьих, Китай является государством, обладающим ядерным оружием, что также увеличивает его вес при обсуждении вопросов, касающихся атомного разоружения и нераспространения ядерного оружия в мире. В-четвертых, активная вовлеченность КНР в работу крупных международных организаций и саммитов, таких как ООН, ШОС и БРИКС, позволяет стране напрямую влиять на формирование усовершенствованных стандартов международной безопасности. Заключается, что действия и политические решения КНР оказывают значительное влияние на глобальную стабильность и конфигурацию мировой системы.
Китайская Народная Республика, международная безопасность, региональная безопасность, международное сотрудничество, международные отношения
Короткий адрес: https://sciup.org/149149102
IDR: 149149102 | УДК: 327.8(510) | DOI: 10.24158/pep.2025.9.12
Текст научной статьи Политика Китайской Народной Республики как актора международной безопасности
Введение . Со времен холодной войны в глобальном мировом порядке произошли значительные изменения, повлекшие за собой реструктуризацию международной безопасности. Крах Ялтинско-Потсдамской системы в начале 90-х гг. ХХ в. породил новый, «переходный» мировой порядок, который во многом утратил ранее принятые стандарты глобального взаимодействия и поставил под сомнение легитимность многих международных институтов.
В региональных и глобальной системах международной безопасности начали появляться новые акторы. К концу XX в. Китайская Народная Республика продолжала активно усиливать свое влияние в мире. Такие важные факторы, как значительная территория (9 598 962 км2), население (1 411 750 000 человек в 2023 г.), а также численность вооруженных сил страны (около 3 045 000 человек в составе действующей армии и резервистов в 2023 г., согласно аналитическому докладу Пентагона о развитии ВС КНР)1, наличие ядерного оружия и постоянное членство в Совете Безопасности ООН, обеспечили Китаю важную роль на международной арене.
Активное вовлечение страны в глобальную систему было начато с проведения политики реформ и открытости 1978 г., ставшей прежде всего программой экономической модернизации государства, суть которой заключалась в построении долгосрочных и взаимовыгодных отношений с другими странами. Это способствовало укреплению позиций Китайской Народной Республики на международной арене, и впоследствии лидеры государства неоднократно заявляли о важности проведения коренных преобразований и политики открытости внешнему миру2.
Одним из результатов своевременных реформ в стране можно считать тот факт, что современный Китай обладает достаточной мощью и потенциалом для реструктуризации и изменения существующего международного порядка и устоявшейся системы международной безопасности в рамках провозглашенного стремления к многополярности3. Последняя в рамках концепции безопасности обусловлена наличием различных полюсов силы, которые измеряются в военных показателях и характеризуются отсутствием гегемона – абсолютного лидера. В многополярной системе существуют независимые в своих решениях и действиях акторы, которые могут проводить свой курс на международной арене, руководствуясь собственными интересами, не нарушая при этом принципиальные интересы других участников глобальных процессов. Кроме того, данные акторы занимают прочные военно-политические, экономические позиции, обладают масштабным информационным и научно-техническим потенциалом, а также самобытной культурой в ее широком понимании.
Цель данной работы – охарактеризовать вклад Китайской Народной Республики в формирование системы международной безопасности регионального и глобального масштабов. Для достижения ее представляется необходимым обозначить идеальную систему безопасности на основе национальной и глобальной концепций безопасности КНР.
Обзор научной литературы . Современная система международных отношений характеризуется не только стремлением к многополярности, но и растущей взаимозависимостью акторов в связи с распространением процессов глобализации. Согласно образному выражению бывшего министра иностранных дел Российской Федерации И.С. Иванова, глобализация является «самым влиятельным архитектором новой повестки дня в области международной безопасности»4. Усиление взаимозависимости в силу нарастающих глобализационных тенденций и в XX в., и в XXI в. привнесло не только положительные, но и негативные моменты в систему международной безопасности, усугубив существующие проблемы и породив новые риски. Изучением подобных проблем занимались многие современные российские и зарубежные исследователи: А. Арбатов (Международная безопасность: новый миропорядок и технологическая революция …, 2023), А. Евдокимов (Евдокимов, Гулиев, 2019), Санджана Шах5 и др. В данных условиях каждая страна разрабатывает и актуализирует свои собственные доктрины безопасности, а также стремится к заключению выгодных союзов и ищет партнеров для обеспечения мира и стабильности в регионе.
Во внешнеполитической стратегии КНР подчеркивается направленность на поддержание национальной независимости, единства, стабильности и развития, а также содействие миру и сотрудничеству. Исследованием вопросов международной безопасности и роли Китая как одного из главных формирующих ее акторов занимались Юй Тэцзюнь (2024), Лин Шэнли (2023), Ван Чжаодун1 и др.
Методология . В настоящем исследовании используются методы эмпирического и теоретического научного познания, такие как анализ и синтез, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применялись также ретроспективный и сравнительно-исторический методы исследования.
В ходе работы были проанализированы и обобщены следующие материалы:
-
– официальные документы КНР: Концептуальный документ Глобальной инициативы по безопасности2 и Закон о международных отношениях3;
-
– работы российских и зарубежных авторов по соответствующей тематике.
Также был произведен синтез полученных данных для создания цельного образа Китая как активного актора в системе безопасности и определения его роли в данной области.
Предпосылки формирования политики глобальной безопасности . Начиная с момента образования в 1949 г. КНР была сосредоточена преимущественно на обеспечении собственной безопасности внутри страны. Впоследствии, однако, Китай не стал ограничиваться этим ландшафтом, а заявил о себе уже как о ключевом акторе поддержки системы международной безопасности. Такой переход связан прежде всего с изменениями в политических процессах внутри самой страны и, как следствие, трансформацией внешнеполитической стратегии.
В первую очередь, необходимо отметить основополагающую концепцию внешней политики государства – «скрывать свои возможности и держаться в тени» ( 韬光养晦 ), выдвинутую в начале 1990-х гг. председателем Дэн Сяопином. Определившая внешнеполитический курс Китая в период начала политики реформ и открытости (1978 г.), она стала базовой для всех последующих преобразований. Трезво оценивая реалии Китая конца ХХ в., Дэн Сяопин считал, что страна должна быть нацелена прежде всего на развитие экономики и отношений с внешним миром и при этом не должна участвовать в каких-либо международных конфликтах, выступая союзником одной из сторон (Денисов, 2015).
Стремление преодолеть отставание от промышленно развитых стран из-за политики международной изоляции, проводимой Мао Цзэдуном в 1960–70-х гг., стало одной из главных причин выдвижения этой концепции. Изменение подхода принесло свои плоды: сосредоточение на внутренней модернизации и формирование имиджа устойчиво развивающегося партнера на международной арене позволило стране добиться экономического роста, что способствовало укреплению ее экономических связей, в том числе и с крупнейшими акторами на международной арене. Наряду с внутренней безопасностью, основанной на стабильности, появился аналогичный акцент и во внешней.
Во второй половине 1990-х гг. складывается «Новая концепция безопасности» (新安全观), провозглашенная председателем КНР Цзян Цзэминем (Nyman, 2023). Основная ее идея заключалась в том, что Китай и другие страны должны отказаться от «ментальности холодной войны» и продвигать взаимные и общие интересы4. Китайское правительство активно развивает идею многополярного мира, лидеры других стран также согласились с этой концепцией: так, в 1997 г. Цзян Цзэминь и президент Российской Федерации Борис Ельцин подписали совместную декларацию, провозгласившую целью формирование нового многополярного миропорядка, основанного на авторитете главного регулятора международной безопасности, а именно Совета Безопас- ности ООН1. Угрозой для этого представляется политика гегемонии с применением военной силы и «гонка вооружений». Таким образом, КНР уже в 1990-х гг. активно включилась в дискурс международной безопасности.
Си Цзиньпин и «Сообщество общей судьбы» . С момента избрания Си Цзиньпина председателем Китайской Народной Республики, начался новый этап в развитии глобальной безопасности. Выдвинутая им концепция «Сообщества общей судьбы» ( 人类命运共同体 ) представляет особый интерес. Впервые эту идею обозначил Ху Цзиньтао, предшественник Си Цзиньпина на посту председателя Китайской Народной Республики. Однако именно с началом президентства Си Цзиньпина эта концепция была расширена и закреплена во внешнеполитической стратегии страны (Верченко, 2020).
«Мы (человечество) живем в неделимом сообществе безопасности. Снова и снова доказывалось, что менталитет холодной войны только разрушит рамки глобального мира, что гегемонизм и силовая политика только поставят под угрозу мир во всем мире, а конфронтация блоков только усугубит вызовы безопасности в XXI веке», – заявил Си Цзиньпин, говоря о будущем глобальной безопасности 21 апреля 2022 г. на ежегодной конференции Азиатского экономического форума2.
Китай предложил миру инициативу по обеспечению глобальной безопасности, которая основана на принципе ее неделимости и построении устойчивой и эффективной мировой архитектуры. Инициативы глобальной безопасности, развития и цивилизации, которые были выдвинуты в период с 2021 по 2023 гг. ( 三大倡议 три глобальные инициативы), являются составными элементами концепции «Сообщества с общей судьбой», в рамках которой руководство КНР обозначило основные принципы, на которых должна строиться современная безопасность.
В 2023 г. был опубликован «Концептуальный документ инициативы по глобальной безопасности» ( 全球安全倡议概念文件 ), в котором разъясняются основные концепции и принципы, уточняются ключевые направления сотрудничества и механизмы работы в заданных направлениях (рис. 1).
Устойчивость безопасности всеобъемлющего характера
Уважение суверенитета и территориальной целостности
Уважение к обеспокоенности других стран вопросами безопасности
\
Приверженность принципам Хартии
ООН

Мирное разрешение споров путем диалогов и консультаций
I______________________/
Поддержание безопасности в (не)-традиционных областях
Рисунок 1 – Принципы безопасности 3
Figure 1 – Safety Principles
Выделяются следующие ключевые принципы этой инициативы.
-
1. Придерживаться общей, всеобъемлющей, основанной на сотрудничестве, устойчивой концепции безопасности. В 2014 г. Си Цзиньпин представил новую концепцию безопасности на Конференции по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Она характеризуется общим, всеобъемлющим устойчивым подходом к безопасности. Его главный принцип заключается в том, что новый подход поощряет взаимопонимание и уважение как к традиционным, так и к нетрадиционным вопросам безопасности, делая упор на мирный диалог и переговоры как на основные методы предотвращения и разрешения конфликтов.
-
2. В данном аспекте подчеркивается роль международного права, в частности, таких его основополагающих принципов, как уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела государств вне зависимости от их политического, военного или экономического положения. Предполагается, что все страны должны придерживаться одинаковых фундаментальных норм международного права.
-
3. Приверженность принципам Устава Организации Объединенных Наций 1 . Согласно этому аспекту, конфликты в мире возникают не потому, что цели и принципы Устава ООН устарели, а потому, что они недостаточно эффективно поддерживаются и реализуются. Образ мышления времен противостояния двух сверхдержав во время холодной войны, стремление к гегемонии и разделение мира на противоборствующие группы противоречат основам Устава ООН, поэтому им следует противостоять для обеспечения мира.
-
4. Уважение разумных соображений безопасности всех стран. Согласно этому принципу, стремление обеспечить собственную безопасность должно быть законным и иметь равную ценность среди всех государств-участников международных отношений, а безопасность одной страны не должна обеспечиваться за счет безопасности других акторов. Интересы всех стран равны, а разумные опасения любой из них по поводу безопасности следует воспринимать серьезно и надлежащим образом разрешать: они не должны игнорироваться мировым сообществом и тем более систематически нарушаться2.
-
5. Приверженность мирному урегулированию разногласий и споров между странами посредством диалога и консультаций, а не путем санкций и вооруженных конфликтов. Великие державы должны придерживаться принципов справедливости и ответственности в отношениях, проводить консультации и переговоры на равных. Необходимо убеждать стороны начать диалог и всячески содействовать этому, предлагать посредничество в соответствии с потребностями и пожеланиями заинтересованных сторон. Международное сообщество должно поддерживать все усилия, способствующие мирному урегулированию кризисов. Злоупотребление односторонними санкциями и «юрисдикцией с длинными руками» создает лишь больше трудностей в выстраивании справедливой архитектуры безопасности.
-
6. Соблюдение всеобщей координации и обеспечение безопасности как в традиционных, так и в нетрадиционных областях безопасности. Данный принцип направлен на призыв стран к сотрудничеству и консультациям, а также к поиску комплексных подходов к решению традиционных и нетрадиционных проблем безопасности.
В рамках инициативы глобальной безопасности Китай подчеркивает свою полную поддержку ООН как регулятора глобальной безопасности, а также содействует укреплению Договора о нераспространении ядерного оружия и конвенций о запрещении химического и биологического оружия. КНР также поддерживает глобальный процесс контроля за оборотом оружия, уделяя особое внимание африканским странам.
В своих усилиях по укреплению безопасности Китай активно развивает партнерские отношения с региональными международными организациями, такими как АСЕАН, Африканский союз, Лига арабских государств, и странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Кроме того, в рамках Глобальной инициативы по обеспечению безопасности Китай расширяет сотрудничество через различные комитеты ООН, Шанхайскую организацию сотрудничества, БРИКС, саммит «Китай – Центральная Азия» и другие платформы для совместной работы и поддержки развития Глобального Юга. Особая роль как механизмам ведения диалога по вопросам мира и безопасности отводится работе в рамках международных форумов по вопросам безопасности, таких как Китайско-Африканский форум мира и безопасности, Международный Ближневосточный форум по поддержанию мира и безопасности, Сяншаньский форум, Глобальный форум по сотрудничеству в области общественной безопасности и другие.
Стоит, однако, отметить, что данная инициатива вызвала неоднозначную реакцию мирового сообщества: некоторые страны (прежде всего, страны Глобального Юга) ее поддержали или отнеслись с осторожностью, а некоторые увидели в этом вызов существующему мировому порядку. Западные страны, включая Соединенные Штаты Америки, не поддержали инициативу, усмотрев в ней стремление Китая заручиться поддержкой развивающихся стран и создать противовес политике США.
Заключение . На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы о политике Китая в вопросе построения системы международной безопасности:
-
1. КНР активно участвует в формировании нового типа международных отношений, в частности, в области глобальной безопасности, что предполагает глубокое и расширенное партнерство, основанное на равенстве всех государств и уважении суверенитета партнера.
-
2. Китай поддерживает международную систему, в центре которой находится Организация Объединенных Наций, и порядок, основанный на международном праве в рамках многополярного мира.
-
3. Китай выступает за повышение эффективности механизмов многостороннего сотрудничества в рамках международной кооперации посредством проведения саммитов или в рамках организаций, таких как БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества. В ходе международных дискуссий политики Китая часто подчеркивают необходимость расширения представительства стран Глобального Юга с целью совместного построения сообщества безопасности.
-
4. КНР продолжает активно участвовать в формировании архитектуры глобальной безопасности и укреплении сотрудничества в области международной безопасности.
-
5. Западные страны и их союзники скептически относятся к выдвигаемым Китаем заявлениям на тему обеспечения глобальной безопасности, однако очевидно, что влияние его в этом вопросе со временем только возрастает.
Следует отметить, что КНР играет все более заметную и конструктивную роль в формировании архитектуры международной безопасности. Неоднократно заявляя о своей приверженности концепции многополярного мира и уважении международного права, Китай последовательно продвигает принципы равенства, суверенитета всех государств и расширения партнерства на взаимовыгодной основе. Особо отмечается, что для построения прочной системы международной безопасности необходимо вовлекать всех действующих лиц в конструктивный диалог. Китай вносит значительный вклад в совершенствование механизмов многостороннего сотрудничества, являясь активным участником таких международных организаций, как БРИКС и ШОС, стремится расширить представительство стран третьего мира в процесс решения глобальных проблем. Активное участие Китая в разработке правил глобальной безопасности и укреплении международного сотрудничества свидетельствует о стремлении создать сбалансированную систему международных отношений с равноправными участниками. Несмотря на существующие разногласия между Китаем, западными странами и их союзниками относительно концепции глобальной безопасности, вес его в мировой политике неуклонно растет. КНР оказывает все более заметное влияние на формирование ландшафта международных отношений и стратегический баланс сил.