Политика советского государства по отношению к РПЦ: от противостояния до взаимодействия в военное время (1917–1947 гг.)

Автор: Туманов Д.Ю.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 4, 2025 года.

Бесплатный доступ

Настоящая статья посвящена истории взаимоотношений между Русской православной церковью и Советским государством в первые два десятилетия становления советской власти (1917-1937), а также в период Великой Отечественной войны (1941-1945). Основное внимание уделяется улучшению взаимоотношений между Церковью и государством в годы войны. Проведенное исследование указывает на то, что легализация церковной деятельности в военные годы, восстановление патриаршества, прекращение антирелигиозной пропаганды были одним из инструментов государства в мобилизации населения и ресурсов. Данный компромисс между Русской православной церковью и государством носил временный тактический характер. В статье анализируются официальные нормативные правовые акты, мнения исследователей, архивные и иные материалы, свидетельствующие о происходящих в то время переменах в сфере идеологической, духовной, религиозной жизни советского общества.

Еще

Русская православная церковь, советское государство, взаимоотношения рпц и государства, великая отечественная война, православная вера, государственная идеология, советский народ

Короткий адрес: https://sciup.org/149148300

IDR: 149148300   |   DOI: 10.24158/tipor.2025.4.28

Текст научной статьи Политика советского государства по отношению к РПЦ: от противостояния до взаимодействия в военное время (1917–1947 гг.)

Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, Набережные Челны, Россия, ,

Naberezhnye Chelny Institute of the Kazan (Volga region) Federal University, Naberezhnye Chelny, Russia, ,

Взаимоотношения между Русской православной церковью (далее – РПЦ или Церковь) и отечественным государством развивались на протяжении более тысячи лет, пройдя через различные эпохи, испытания, драматические периоды и переломные моменты истории нашей страны.

Можно отметить, например, такие события, как распад некогда процветающего Древнерусского государства, монголо-татарское нашествие; разорение русских земель и установление ордынского ига, продлившегося почти два с половиной века; новое напряженное собирание страны

воедино на протяжении нескольких столетий; Смутное время, сопровождавшееся тяжелейшим политическим, экономическим, социальным кризисом; противостояние между светской и духовной властью в XVII в., подчинение Церкви государству в эпоху абсолютизма и т. д.

Но всегда, какими бы сложными ни были времена, РПЦ выступала в роли идеологической опоры, объединяющей общество и государство основы, являлась хранительницей цивилизационных, национальных, духовно-нравственных ценностей.

Самым же сложным, трагичным периодом взаимоотношений между РПЦ и отечественным государством стал советский период нашей истории.

Практически с первых дней после совершения октябрьского государственного переворота в России РПЦ невольно оказалась в роли внутреннего и при этом непримиримого идеологического оппонента по отношению к новой власти, что сразу же отразилось на взаимоотношении Церкви и Советского государства.

Государство, возглавляемое партией большевиков, незамедлительно начинает отстранять РПЦ от участия в регулировании всех сфер общественных отношений, в которых ранее Церковь имела важное или даже приоритетное значение.

В ноябре 1917 г. духовенство было лишено сословного преимущества в соответствии с Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11.11.1917 г.1

Все духовные учебные заведения в декабре 1917 г. были переданы в ведение Наркомпроса согласно Постановлению СНК РСФСР «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению» от 11.12.1917 г. 2

В это же время Церковь была отстранена от регулирования сферы брачно-семейных отношений принятием Декрета СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» от 18.12.1917 г.3 Примечательно, что самым первым советским кодексом стал именно Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР (принят 16.09.1918 г.).

В январе 1918 г. РПЦ отделяется от государства. Была декретирована свобода вероисповедания и проведено практически полное огосударствление церковного имущества4.

Приведенный перечень нормативных правовых актов, отражающих отношение Советского государства к Церкви в первые месяцы и годы становления новой власти в стране, далеко не полный.

В отношении РПЦ и священнослужителей проводился открытый террор, санкционированный высшим руководством Советского государства. В августе 1918 г. глава советского правительства В.И. Ленин лично предписывал: «Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев» (Шмелев, 2003: 41).

Интересны данные переписи, проведенной в 1937 г. После двадцати лет воинствующего атеизма, открытых гонений на Церковь и религию выяснилось, что верующих в стране все равно оказалось больше, чем неверующих: 56,7 % против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии (Жиромская, 2001: 191). С высокой долей вероятности можно утверждать, что фактически количество верующих было гораздо больше. На 1937–1938 гг. приходится период наиболее массовых и максимально жестоких репрессий по отношению к Церкви и её служителям, что, по всей видимости, стало реакцией Советского государства на результаты переписи.

Согласно данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 г. было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 г. арестовано 28 300, расстреляно 21 5005.

Приведенная статистика не бесспорна, различные источники дают разные количественные показатели. Но то, что репрессии в отношении священнослужителей в первые два десятилетия становления советской власти носили массовый характер, а их апогей приходится именно на 1937–1938 гг., никто из исследователей не отрицает.

Но даже в этих тяжелейших условиях, когда стоял вопрос о самом её существовании, РПЦ не утратила своих основополагающих функций и принципов: человеколюбия, сострадания к прихожанам, оказания посильной помощи обществу и стране. Для многих советских граждан Церковь и православная религия остались неотъемлемой частью национально-культурной идентичности.

Начавшаяся 1 сентября 1939 г. Вторая мировая война фактически спасла РПЦ от полного уничтожения. Согласно пакту Молотова-Риббентропа, в соответствии с приложенным к нему протоколом о разделе сфер влияния между Германией и Советским Союзом в Европе, к СССР отошли многие территории: Восточная Польша, Западная Белоруссия и Западная Украина, Латвия, Литва, Эстония, Бессарабия, Северная Буковина. Часть территории в 1940 г. была отвоёвана у Финляндии.

На всех вновь присоединенных территориях проживали миллионы верующих различных религиозных конфессий, ставших почти одномоментно советскими гражданами, здесь располагались тысячи культовых объектов (храмов, приходов, монастырей).

Проводить в этих землях прежнюю уничтожительную, антицерковную и антирелигиозную политику Советское государство уже не решилось, поскольку это могло привести к всеобщему возмущению местного населения и его враждебному настрою против советской власти накануне грядущей большой войны, неизбежность начала которой была уже вполне очевидна.

Учитывая эти и иные сложившиеся обстоятельства, открыто враждебное настроение Советского государства по отношению к Церкви и религии начинает меняться на относительно терпимое. Планы по скорейшему и полному уничтожению всего, что связано с религией, откладываются. Агрессивная атеистическая пропаганда существенно смягчается. Религиозная жизнь в стране частично начинает возрождаться.

В годы Великой Отечественной войны (далее – ВОВ или война), причём с самого её начала, взаимоотношения между РПЦ и Советским государством начинают принципиальным образом меняться в лучшую сторону.

22 июня 1941 г. митрополит Сергий, который в то время был местоблюстителем Патриаршего престола, выступил с обращением к населению страны, призывая народ к единению в начавшейся войне:

«…Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. … Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы ‒ православные, родные им и по плоти, и по вере. … Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины»1.

Проявление со стороны Церкви истинного патриотизма, укрепление морального духа всего населения и военнослужащих, поддержка борьбы против фашистских захватчиков не могли остаться незамеченными со стороны партийного и государственного руководства нашей страны.

Глава Советского государства И.В. Сталин, как известно, обратился к народу только 3 июля 1941 г., и наличие в самом начале его речи обращения «Братья и сёстры!» говорит о том, что руководитель коммунистической партии и государства вкладывает в свои слова не только официально-информационный, но и определённый сакральный смысл, в свою очередь призывая народ к единению в начавшейся войне.

Далее последовали уже конкретные действия, свидетельствующие о том, что Советское государство с 1941 г. начинает проводить мероприятия, ориентированные на дальнейшее смягчение излишнего гнёта по отношению к РПЦ и православной религии.

С началом войны была приостановлена деятельность Союза воинствующих безбожников (данная организация была создана в СССР в 1925 г. и вела активную антирелигиозную пропаганду, была упразднена в 1947 г.). В июне 1941 г. был выпущен последний номер газеты «Безбожник», издаваемой этим Союзом. Типография и все материальные ценности переданы в распоряжение РПЦ. Осенью 1941 г. начинается возобновление ранее запрещенных религиозных изданий.

В самый разгар битвы за Москву даже возникла легенда о том, что по личному приказу И.В. Сталина 8 декабря 1941 г. был совершён облёт вокруг Москвы на самолете со священной иконой Пресвятой Богородицы на борту, и что именно это помогло отстоять столицу и отбросить фашистов.

В дальнейшем ходе войны тенденция по улучшению отношений Церкви и Советского государства продолжала развиваться. При этом на начальном этапе войны (до конца 1942 г., когда положение на фронте было не в пользу СССР) Церковь, не имевшая официального статуса и необходимой материальной базы, смогла укрепить свое положение и расширить влияние в деле борьбы против фашистских агрессоров. Существенное значение в этом имело обращение к российским национальным ценностям и традициям, хранителем которых продолжала оставаться РПЦ.

Церкви разрешили проведение регулярных молебнов и служб в поддержку морального и боевого духа Красной армии и всего советского народа, началась передача РПЦ ранее закрытых приходов, допускалась эвакуация из отдельных местностей сохранившихся центров православия вместе со священнослужителями, документами, материальными ценностями.

По инициативе советской власти в 1942 г. был опубликован сборник статей и документальных материалов под общим названием «Правда о религии в России». Следует, однако, отметить, что публикация данного сборника стала не отражением развития взаимоотношений РПЦ и государства, а была пропагандистской акцией, призванной продемонстрировать мировому сообществу лояльность советской власти к своим внутренним идеологическим оппонентам.

Но начиная с 1943 г. улучшение взаимоотношений Советского государства и РПЦ выходят на качественно новый уровень.

В 1943 г. с личного разрешения товарища И.В. Сталина государство начинает оказывать Церкви материальную поддержку, возобновляется обучение в духовных семинариях.

Поистине эпохальным в возрождении роли и значения РПЦ становится сентябрь 1943 г.

8 сентября 1943 г. 19 иерархов, некоторые из которых были недавно освобождены из мест заключения, избрали нового Патриарха. Им стал митрополит Сергий (Страгородский). После многих лет репрессий подобные изменения в религиозной жизни воспринимались как начало новой эры1.

В 1943 г. возобновился выпуск журнала Московской патриархии (первый номер опубликован 12 сентября 1943 г.), который является официальным изданием РПЦ и по сегодняшний день.

14 сентября 1943 г. создается новый государственный орган «Совет по делам Русской Православной Церкви»2, на который возложена задача осуществления связи между Правительством СССР и Патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения Правительства СССР. Председателем данного органа был назначен товарищ Г.Г. Карпов (на момент назначения полковник госбезопасности, начальник 5-го отдела 2-го Управления НКГБ-МГБ СССР).

28 ноября 1943 г. Совнарком СССР принял постановление «О порядке открытия церквей»3, в котором был прописан порядок подготовки документов, подачи и рассмотрения заявлений по вопросу открытия церквей с непосредственным участием в этой процедуре Совета по делам РПЦ.

В ходе реализации указанных нормативных правовых актов только на границе Верхнего Поволжья в период 1944–1945 гг. были открыты вновь 155 храмов4.

Не только молитвами, воззваниями, психологической и идеологической поддержкой Церковь в годы войны старалась помочь Советскому государству.

Священнослужители участвовали в возведении оборонительных сооружений, ухаживали за ранеными военнослужащими, помогали тушить пожары, обустраивать на местах эвакуированных граждан.

Ещё одно направление деятельности РПЦ в это время – организация сбора средств на военные нужды практически с первых дней войны. Люди несли зачастую последнее, несмотря на тяготы военных лет, голод, лишения, нищету. В этом проявился подлинный народный патриотизм. И средства собирались немалые, на них строились различные виды вооружений.

После обращения митрополита Сергия к Сталину с просьбой открыть Церкви банковский счет с целью организации сбора средств на нужды Красной армии и фронта, разрешение было дано, и таким образом РПЦ приобрела статус юридического лица.

Известным фактом является передача армии в 1944 г. танковой колонны «Дмитрий Донской» (40 боевых машин), двух эскадрилий самолетов «За Родину» и «Александр Невский», которые были приобретены на собранные РПЦ средства, и это только отдельные примеры.

Наконец, представители духовенства добровольно уходили в Красную армию, на территориях, оккупированных врагом, принимали участие в организации партизанского движения. Многие священнослужители в годы ВОВ были заслуженно награждены орденами и медалями.

Период Великой Отечественной войны стал временем, позволившим сгладить самые острые противоречия во взаимоотношениях Русской православной церкви и Советского государства, которые казались абсолютно неразрешимыми при становлении советской власти.

Именно в годы ВОВ были заложены правовые основы и предприняты определенные практические шаги со стороны государства по возрождению Церкви, что давало народу надежду на обновление духовной жизни всего общества.

Улучшение взаимоотношений между РПЦ и Советским государством продолжится и в первые послевоенные годы, но с 1947 г. этот процесс остановится, а затем повернёт вспять. Государство, использовав ресурсы и влияние Церкви в годы войны, перестало нуждаться в полной мобилизации сил и средств для своей защиты.

С приходом Н.С. Хрущева к власти ситуация во взаимоотношениях государства с Церковью ещё более ухудшится. Возврата к массовым репрессиям 1937‒1938 гг. уже не произойдёт, но вновь будут приняты акты по усилению атеистической пропаганды, развернётся новая антирелигиозная и антицерковная компания, начнут закрываться приходы, храмы, монастыри. Снова РПЦ будет вынуждена бороться за своё выживание и существование, доказывать ещё несколько десятилетий, что она не враг государству. Но это уже другой этап нашей истории и новая тема для исследования.

Список литературы Политика советского государства по отношению к РПЦ: от противостояния до взаимодействия в военное время (1917–1947 гг.)

  • Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е годы. Взгляд в неизвестное. М., 2001. 280 с. EDN: SMXZLP
  • Шмелев Г.М. Русская православная церковь, ее деятельность и экономика до и после 1917 года // Вопросы истории. 2003. № 11. С. 36-51.
Статья научная