Политика советской власти по подготовке идеологов в СССР в 1920-е гг
Автор: Баранец Наталья Григорьевна, Линькова Эльмира Фаритовна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 12, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье проводится анализ действий лидеров советской власти по подготовке философов как идеологов, на которых власть опиралась в распространении марксизма.
Идеология, философское сообщество, марксистская парадигма
Короткий адрес: https://sciup.org/170166206
IDR: 170166206
Текст научной статьи Политика советской власти по подготовке идеологов в СССР в 1920-е гг
Для подготовки новых кадров в 1918 г. была создана Коммунистическая академия, в 1919 г. – Коммунистический университет им. Свердлова. В 1921 г. был образован Институт красной профессуры (ИКП). Но эти учреждения не могли решить поставленные задачи, прием в них был жестко лимитирован по классовому принципу (первый набор философского отделения составил 10 чел.). Поэтому преобразовывались старые университетские центры. В 1919 г. по решению советского правительства в МГУ, СПбГУ, КазГУ были созданы факультеты общественных наук (ФОН), на которых преподавались все гуманитарные дисциплины. Декретом Совнаркома от 4 марта 1921 г. было введено обязательное преподавание минимума по общественным дисциплинам, в качестве базового в него входил курс исторического материализма. Но кадров для разработки и воплощения программы воспитания идеологически подготовленной молодежи катастрофически не хватало. Поэтому В.И. Ленин лично рекомендовал использовать «старых» профессоров, связав их твердыми программами. От старых профессоров, которым разрешено было остаться преподавать, требовалось знание марксистской литературы и сдача специального марксистского экзамена. «Само собой разумеется, что эта картина профессора, переучивающегося “говорить по-марксистски”, показалась нам неслыханным и совершенно нереальным новшеством. К осуществлению этого лозунга мы подошли позже всего и только недавно ввели обязательный экзамен по марксизму для лиц, претендующих занять кафедру в наших ФОНах. Ожидали больших затруднений
— не встретили никаких. Экзамены держат даже с удовольствием. А некоторые (и даже из очень старых!) вдруг открыли, что они всегда были марксистами»1.
Целью власти было добиться транс -формации политической и философской позиции представителей высшей школы, что в принципе почти удалось, т.к. ста билизация внешней и внутренней жизни страны, наличие свободы дискуссий в рамках марксистской парадигмы созда вали благоприятный фон. Представители «старой» философской системы соглаша-лись идти на компромисс и выказывали внешнюю симпатию к марксизму.
Формирование идеологически лояль-ного философского сообщества требо-вало, во первых, воспитания специали стов (для этого созданы специализирован -ные высшие учебные заведения — ИКП, КомАкадемия); во-вторых, организации коммуникативного пространства, в кото ром можно было вести обсуждение и дово дить его результаты до широких групп интеллигенции (для этого создавались новые журналы — «Под знаменем марксизма», «Большевик»); в-третьих, теорети-ческой разработки положений марксист ской парадигмы в области исторического и диалектического материализма и политэ кономии (созданы Институт философии, Общество воинствующих материалистов, дискуссионные общества, где разворачива лись основные дискуссии 1923—1929 гг.).
Большое значение для оформления и консолидации советского философ -ского сообщества имело создание в 1922 г. специализированного философского жур нала «Под знаменем марксизма» (главным редактором стал А.М. Деборин). Один из его вдохновителей, Л.Д. Троцкий, доста-точно четко сформулировал задачу, кото рую новая власть ставила перед предста вителями «философского фронта»: «В такую глубоко переломную, критическую, неустойчивую эпоху, как наша, воспитание пролетарского авангарда требует серьезных и надежных теоретических основ... Вооружить волю, а не только мысль, гово-рим мы, потому что в эпоху величайших мировых потрясений более чем когда бы то ни было наша воля способна не сло миться, а закалиться только при том усло вии, если она опирается на научное пони мание условий и причин исторического развития... Захваченная событиями вра-сплох — без предшествовавшего богатого опыта практической классовой борьбы — мысль рабочей молодежи может оказаться незащищенной против различных учений идеализма, представляющих, в сущности, перевод религиозных догм на язык мнимой философии. Все эти школы, при всем раз нообразии своих идеалистических, канти анских, эмпириокритических и иных на именований, сходятся в конце концов на том, что предпосылают сознание, мысль, познание — материи, а не наоборот»2.
В третьем номере журнала «Под зна-менем марксизма» появилась статья В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма», которая считается его философским завещанием. Хотя Ленин был уже тяжело болен и активного участия в организации журнала не принимал, тем не менее он высказал свое мнение о зада чах «философского фронта». Важно, что В.И. Ленин признал необходимость уси-лий в этой работе не только коммунистов, но и всех материалистов, тем самым санк ционировав плюрализм позиций в рамках марксистской парадигмы: «Я думаю, что этот союз коммунистов с некоммуни стами является, безусловно, необходимым и правильно определяет задачи журнала... Без союза с некоммунистами в самых раз личных областях деятельности ни о каком успешном коммунистическом строитель стве не может быть и речи»3. В.И. Ленин указывал, что журнал должен быть орга ном воинствующего материализма и ате изма, «боевым органом», который имеет основную задачу — неуклонно разоблачать и преследовать всех «дипломированных лакеев поповщины». В качестве теоре тического направления исследований он указывает на целесообразность союза с представителями естествознания и разра ботку с их участием основ материализма.
В 1919 г. было создано Научное обще -ство марксистов (НОМ) — первое в стране общество преподавателей и ученых, инте ресующихся марксизмом4. Согласно уставу, членами общества могли быть марксисты, зарекомендовавшие себя в какой-то области знания, а членами-корреспондентами — еще не определившиеся как марксисты. Общество было создано для составления конкуренции Философскому обществу Петроградского университета, но уступало ему по числу членов и составу. Постепенно Общество укрепилось и начало достаточно эффективно работать, в основном за счет старой профессуры и секции естествен ников. В 1925 г. А.И. Презент организовал в естественнонаучной секции семинар по изучению диалектики природы для студен -тов и преподавателей естественных факуль -тетов. С группой студентов он попытался дать бой старой профессуре, но встретил твердый отпор со стороны руководства секцией. К концу 1927 г. стало очевидно, что НОМ не справляется с задачами про -паганды марксизма среди ученых. После создания в начале 1927 г. Института по изучению марксизма-ленинизма положе -ние НОМ усложнилось. В итоге 20 декабря 1929 г. фракция ВКП(б) НОМ выступила с предложением о ликвидации Общества в связи с существованием аналогичной марксистской организации в Ленинграде и вошла в секцию ленинградского Общества воинствующих материалистов диалектиков.
В 1921 г. при факультете общественных наук МГУ был создан Институт научной философии, который возглавил Г.Г. Шпет. В Институте было 4 секции: логики и тео-рии познания, методологии науки, систе матической философии и истории фило софии. Весной 1923 г. Институт подвергся резкой критике и был радикально преоб разован. Г.Г. Шпета отстранили от руко-водства. Директором стал В.И. Невский, а с октября 1924 г. — А.М. Деборин. Из состава института были исключены философы идеалисты (С.Л. Франк, И.А. Ильин). Изменилось деление секций института: в него вошли секции научной методологии, истории философии, диа лектического материализма и психологии. В качестве основных направлений работы были обозначены научно-исследова - тельская разработка тем по принятому плану коллективно - литературной деятель -ности и научно педагогическая деятель ность. Методологической основой работы института был признан марксизм.
В 1924 г. была создана секция научной методологии в Коммунистической акаде мии, которую возглавлял А.М. Деборин. 23 октября 1928 г. на совместном заседании бюро философской секции КомАкадемии и коллегии Института научной филосо-фии было принято решение об объедине-нии секций и института. 24 апреля 1929 г. постановлением ЦИК СССР был создан Институт философии Коммунистической академии. Он объявлялся центром научно -исследовательской работы в области философии, исторического материализма и диалектики естествознания с секциями диалектического материализма, истории философии, современной философии, исторического материализма и диалек тики естествознания.
Перед Институтом философии была поставлена задача: «преодолеть буржуазное мировоззрение во всех его фор мах — преодолеть религию, буржуазную философию, буржуазную общественную науку, идеалистические и метафизические моменты в современных естественных науках и т.д.1» Первоочередной задачей в области теории была разработка диалек тического материализма, основные поло жения которого распространялись в марксистских кружках на фабриках и заводах, в совпартшколах, на рабфаках, в воскрес ных университетах, комвузах, вузах, по системе заочного обучения.
Большое значение для активизации фи -лософскойжизни имело создание Общества воинствующих материалистов (ОВМ). 9 июня 1924 г. было организовано собрание членов учредителей, среди которых были: Г.К. Баммель, Н.И. Бухарин, В.А. Ваганян, Б.И. Горев, А.М. Деборин, Н.А. Карев, С.С. Кривцов, В.И. Невский, И.Е. Орлов, И.М. Покровский, Д.Б. Рязанов, В.К. Сережников, И.Н. Стуков, А.К. Тимирязев, А.Я. Троицкий, А.Д. Удальцов. Задача общества состояла в разработке основ диалектического мате риализма. Прием членов был относительно свободным, особенно приветствовалось вхождение естественников.
Таким образом, власть четко опреде лила, что она хотела видеть в работе фило софов, в каком направлении им целесоо бразно было двигаться, и создала условия для осуществления поставленных задач. Исследование выполнено в рамках грантов РГНФ № 11-13-73003а/В, № 12-33-01329.