Политика Трампа и международные институты

Автор: М. Ларионова, А. Сахаров, А. Шелепов, М. Рахмангулов

Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr

Статья в выпуске: 5 (43), 2017 года.

Бесплатный доступ

Риторика и некоторые практические шаги Дональда Трампа вызвали немало вопросов на тему о том, какой в реальности окажется политика США в отношении ведущих международных институтов – ООН, «группы семи», ЕС, ВТО. Эта политика будет меняться, однако во многих случаях перемены, скорее всего, не будут носить радикального характера. Очевидно, что Трамп не планирует отказываться от использования дипломатических инструментов и глобальных институтов реализации внешней политики, приоритетом которой являются интересы национальной безопасности США.

Короткий адрес: https://sciup.org/170176715

IDR: 170176715

Текст научной статьи Политика Трампа и международные институты

Несмотря на жесткую риторику в адрес ООН1, а также многочисленные высказывания экспертов и политиков о неминуемом сокращении финансирования организации в части обязательных взносов2, миротворческих операций3 и специализированных агентств, работа миссии США при ООН осуществляется в режиме ‘business as usual’.

Вопросы сокращения финансирования ООН, несомненно, будут еще подниматься и администрацией, и Конгрессом США. Однако можно ожидать, что члены команды Дональда Трампа будут выстраивать баланс между публичными нападками на ООН и спокойной работой в основных органах там, где это соответствует, по их мнению, интересам Соединенных Штатов4. Одной из «жертв», вероятно, станет Парижское соглашение по климату5. Даже если США не выйдут из Соглашения, не стоит ожидать своевременного и полного выполнения заявленных администрацией Барака Обамы национальных целей сокращения в 2025 г. выбросов парниковых газов6.

Сотрудничество по содействию развитию, миротворчеству и гуманитарным вопросам будет продолжено.

Вряд ли Трамп, заявивший о намерении усилить сотрудничество в борьбе против транснациональных криминальных организаций7, откажется от использования политических и правовых инструментов борьбы с терроризмом, созданных после трагедии 11 сентября 2001 г. в соответствии с резолюцией Совета безопасности (СБ) 1373.

Можно предположить, что ожидаемый указ президента «Об аудите и сокращении финансирования США международных организаций» учтет еще два аргумента в пользу решения продолжить активную работу Соединенных Штатов в ООН. В случае ухода США с лидерских позиций Китай будет готов усилить свое влияние в системе Организации Объединенных Наций1. Кроме того, даже если США прекратят в ООН финансирование содействия развитию, экономия для бюджета США составит не более 0,2% ВВП, или примерно 1/5 предлагаемых Трампом сокращений налога на корпорации. То есть выгоды будут минимальными, а потери для репутации США весьма существенные2.

«Группа семи» (G7)

Некоторые эксперты полагают, что саммит G7 в Таормине (Италия) в мае 2017 г. окажется «ожидаемой катастрофой, где Трамп бросит вызов ключевым убеждениям и политическим приоритетам своих коллег»3. Однако у лидеров «семерки» значительно больше общих приоритетов и ценностей, чем разногласий. Кроме того, клубный формат показал свою способность «социализировать» новичков и скептиков4. Вряд ли на саммите G7 будут сформулированы исторические решения. Как показывает практика, для выработки таких решений требуется четко выраженная лидерская позиция США и поддержка как минимум еще одной держа-вы5. Успехом будет согласование политики стимулирования экономического роста, инвестирования в инфраструктуру и борьбы с терроризмом.

«Группа двадцати» (G20)

Оценки влияния политики Трампа на роль США в «Группе двадцати» достаточно противоречивы. В негативном сценарии рассматривается вероятность возвращения к формату министров финансов и полного прекращения работы «двадцатки»6. Действительно, в повестке дня G20 много вопросов, по которым у американского президента особая позиция: либерализация условий торговли и инвестиций, цели устойчивого развития, Парижское соглашение, финансовое регулирование, отказ от субсидирования неэффективных ископаемых видов топлива. Однако есть и проблемы, соответствующие приоритетам 45-го президента США.

Прежде всего, ему близка основная миссия «двадцатки» по обеспечению уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста. Безусловно, вопрос борьбы с терроризмом является центральным для новой администрации. Инфраструктурным инвестициям отводится особое место в усилении экономического роста и повышении конкурентоспособности США. В связи с этим тактика немецкого председательства – не пытаться продвинуться вперед по противоречивым вопросам, например, финансовому регулированию, но закрепить решения, согласованные в Ханчжоу (саммит «Группы двадцати» в 2016 г.), одновременно добиваясь прогресса по вопросам, где нет противоречий1, – представляется весьма перспективной. Эта тактика может иметь решающее значение для успешной интеграции Трампа в «G20».

Многосторонние институты в сфере международной торговли

Новая администрация заявила о пересмотре торговых соглашений, которые характеризуются командой президента как невыгодные и нечестные по отношению к экономике США2.

Транстихоокеанское партнерство

23 января 2017 г. Трамп подписал меморандум о приостановке участия страны в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), дав торговому представителю поручение отозвать подпись со стороны США, приостановить участие страны в переговорах ТТП и придерживаться курса на заключение двусторонних соглашений с другими государствами в интересах американской промышленности и работников3.

Существуют различные позиции относительно перспектив ТТП без участия США. Премьер-министр Японии С. Абэ заявил, что не считает подобную конфигурацию многостороннего торгового соглашения целесоо-бразной4. Вице-премьеру Японии и вице-президенту США было поручено проработать новую рамочную основу диалога по торговле5.

Австралия настаивает на необходимости продолжения переговоров с целью переформатирования условий работы объединения в отсутствие США, в том числе с учетом потенциальной возможности присоединения Китая, и надеется склонить другие стороны к продолжению перегово-ров6.

Наиболее вероятным представляется начало длительного процесса пересмотра двусторонних торговых соглашений США со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Участие Вашингтона в новых многосторонних инициативах, в особенности с участием развивающихся государств, маловероятно.

НАФТА

США намерены также пересмотреть Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). В случае отказа других участников соглашения (Канады и Мексики) от переговоров по пересмотру НАФТА Соединенные Штаты выйдут из договоренности1.

Наибольшее недовольство у нового президента вызывают условия торговли и перемещений рабочей силы в отношении Мексики. Не способствовала прояснению ситуации и отмена двусторонней встречи между американским и мексиканским президентами, которая должна была состояться в конце января 2017 г.2.

Вопрос о будущем НАФТА поднимался и на встрече с премьер-министром Канады Дж. Трюдо 13 февраля 2017 г. В то же время президент США отметил, что условия торговли с Канадой являются намного более выгодными по сравнению с «ситуацией на южной границе»3. Можно ожидать, что переговоры между североамериканскими соседями будут длительными.

ВТО

Ежегодный доклад о торговой политике, а также повестка дня в сфере в этой сфере на 2017 г. говорят о том, что США намерены продолжать работу в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), однако с некоторыми оговорками. В документе подчеркивается приоритетный характер национальных интересов Соединенных Штатов над решениями ВТО. США считают практику демпинга, применяемую другими странами, одним из основных препятствий для реализации своих национальных интересов в сфере международной торговли и оставляют за собой право применять антидемпинговые и компенсационные меры в соответствии с правилами ВТО.

Детальный план участия страны в работе различных органов ВТО и продолжения сотрудничества с членами организации в целях продвижения принципов либерализации международной торговли4 позволяет предположить, что говорить о кардинальном пересмотре политики США в отношении ВТО преждевременно.

Международные финансовые институты

Акцент на стимулировании экономического развития за счет собственных ресурсов, ослаблении вектора многосторонности проводимой политики, устранении избыточного регулирования и достижении в первую очередь национальных интересов может привести к снижению поддержки международных институтов финансового регулирования, в которых США в настоящее время играют лидирующую роль5.

НАТО

Укрепление военного потенциала США является одним из приоритетов администрации Трампа1. Во время предвыборной кампании американский президент заявлял, что НАТО «может быть устаревшей» структурой, и ставил под сомнение преимущества, которые США получают от НАТО. После инаугурации накал риторики снизился. Вопрос о необходимости более справедливого распределения нагрузки по обеспечению коллективной безопасности в рамках НАТО и повышения доли военных расходов до 2% ВВП всеми членами Альянса стал одним из ключевых2.

От администрации США следует ожидать оказания дальнейшего давления на другие страны – члены НАТО. Очевидно, что при Трампе сохранится лидирующая роль США в альянсе, и требование увеличения бюджетов на оборону партнерами не означает сокращения военных расходов США.

ЕС

Высказывания Трампа о неэффективности брюссельской бюрократии и использовании институтов ЕС в интересах Германии встретили эмоциональный отпор со стороны лидеров Евросоюза. Однако если оставить в стороне эмоции, основные проблемные моменты во взаимоотношениях между США и ЕС (сотрудничество в НАТО, поддержка выхода Великобритании из Евросоюза и приостановка переговоров по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству – ТТИП) не должны стать препятствием для продолжения трансатлантического экономического и инвестиционного сотрудничества. В то же время политика новой администрации США по чувствительным для Европы вопросам может усугубить расхождения во взглядах между самими европейскими странами и негативно повлиять на единство ЕС3.•

Статья научная