Политика укрепления российской идентичности на Северном Кавказе

Автор: Шадже Асиет Юсуфовна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политология

Статья в выпуске: 8, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется политика идентичности и аргументируется необходимость укрепления российской идентичности на Северном Кавказе. В качестве главного звена политики укрепления российской идентичности в регионе рассматривается взаимосвязь гибкого управления и самоорганизации полиэтничного общества.

Российская идентичность, северный кавказ, сложная система, гибкое управление, самоорганизация системы

Короткий адрес: https://sciup.org/170167081

IDR: 170167081

Текст научной статьи Политика укрепления российской идентичности на Северном Кавказе

О смысливая современные идентификационные процессы, следует отметить, что принципиально важным здесь явля-ется понимание необходимости преодоления сложившихся парадигм мышления, поиска новых методологических подходов к проведению политики укрепления единства и разработке модели будущего как России в целом, так и ее регионов. Особенность этой модели и, пожалуй, главное звено национальной политики рос -сийского государства в современных условиях видятся в сохране нии его внутреннего единства и неразделенности, формировании и укреплении российской национальной идентичности и россий ской гражданской нации. А это выдвигает на первый план теоре-тически и практически чрезвычайно важный вопрос: как совме-стить процессы самоорганизации сложных систем с управлением сложностью?

ШАДЖЕ Асиет

Юсуфовна – д.филос.н., профессор;

Представляется, что ответ на поставленный вопрос связан с необходимостью разработки политики управления, основанной на методах современной, постнеклассической науки, в частности на теории самоорганизующихся систем — синергетике. Рассматривая идентичность/идентификацию с позиции синергетической пара -дигмы, мы установили, что необходимым условием успешного функционирования такой сложно эволюционирующей системы, как Северо-Кавказский регион, является оптимальное взаимо-действие этнокультурной, региональной, российской нацио нальной идентичностей. Построенная нами нелинейная модель укрепления российской идентичности на Северном Кавказе1 проясняет новые социокультурные смыслы рассматриваемого региона и наполняет управление сложным полиэтничным обще ством постнеклассическим содержанием, что означает несиловое воздействие на самоорганизационные процессы для перестройки системы и возникновения нового типа структур. Это очень важно для понимания смысла идентификационных процессов в России и российских регионах, а также укрепления образа «мы — росси-яне». «От того, какие образы идентичности будут доминировать в массовом сознании, что будет представлять собой важнейшие референтные группы самоидентификации, во мно-гом зависят перспективы становления в России структур гражданского обще -ства, эффективность функционирова-ния политических институтов, характер механизмов представительства интересов и политического участия, а в конечном счете — социальный климат общества»1.

Цель данной статьи — обозначить кон -цептуальные параметры политики укре пления российской идентичности на Северном Кавказе в новой парадигме.

Прежде всего, отметим, что под поли -тикой идентичности нами понимается «совокупность ценностных ориенти-ров, практик и инструментов форми рования и поддержания национальной (национально-государственной), граж-данской и иных форм макрополитиче ской идентичности»2. Политика идентич-ности проявляется на разных уровнях, и она может стать средством консолидации населения в условиях модернизации со временной России.

Принципиально важной является необ ходимость предваряющего методологиче -ского положения: сложившиеся кавказо-ведческие концепции в рамках классиче ской науки руководствуются в основном описанием традиций, не раскрывают основные тенденции и противоречия российских трансформаций на Северном Кавказе. А это не способствует понима-нию сущности целого, пониманию вза имосвязи целого и части, а также регио нальных процессов в условиях ускорен ного перехода к инновационной модели социального устройства жизни, не позво ляет определить основополагающие, базо вые компоненты — параметры порядка, недостаточная изученность ценностного потенциала и недооценка значимости которых серьезно ослабляют политику идентичности в регионе. Силовые методы сохранения территориальной целостно сти РФ запутывают и без того сложную ситуацию. Вот почему столь насущно переосмысление политики идентичности на Северном Кавказе.

В полиэтничном северокавказском обществе издавна проживают и по праву считают себя коренным населением пред ставители более чем 150 этносов. В про -цессе совместного проживания народов и их взаимного сотрудничества истори чески выработаны такие социокультур ные институты, опирающиеся на методы народной дипломатии и общие социокуль турные ценности, в которых принимали участие в основном советы старейшин, вырабатывались мудрые и справедливые решения с помощью диалога. Они фор -мировались непросто, иногда болезненно, но в то же время дали определенный положительный опыт обществу. Именно они помогли определить формы мирного сосуществования и взаимодействия. Это ментальная совместимость различных человеческих сообществ, мирное сосуще ствование этносов и конфессий, осозна ние того, что разнообразие - это реаль ность жизни, умение понимать, доверять и помогать друг другу, ценить общение и сотрудничество.

Понятно, что эти социокультурные цен ности в том виде, в каком они исторически формировались, не могут быть возрож дены. Используя терминологию Гегеля, можно сказать, что они могут быть рас смотрены сегодня лишь в «снятой» форме. К этим феноменам следует подходить с учетом возможности выявления нового социокультурного смысла и ценностей в условиях современного общества. Это сложно, но может способствовать сохра нению этнокультурного многообразия и гражданского мира.

Представляется, что в целях сохране ния и укрепления единства полиэтнич ного российского общества необходимо разработать национальную политику на Северном Кавказе, основанную на мето дах современной науки - синергетики. Это может быть рациональным, «потому что синергетические принципы коэволю ции глубоко содержательны и ориенти рованы на отдаленное будущее, которое практически невозможно предсказывать традиционными методами. Потому что глубокое понимание синергетических принципов коэволюции, нелинейного синтеза частей в устойчиво эволюцио нирующее целое может и должно лечь в основу современного “искусства жить вместе”, содействуя утверждению толерантности и сохранению разнообразия в глобализирующихся сообществах»1.

Заметим, что в условиях глобализации и модернизации России в нашей стране возрождается этническая и религиозная феноменология. Возможно, это обусловлено боязнью этносов (особенно малочисленных) раствориться в изменяющемся мире. Именно поэтому активизируют свою деятельность этнокультурные объединения, идут поиски перспектив этнокультурной идентичности в контексте глокализации. Важность учета этнокультурной идентичности, как нам представляется, заключается в том, что в сложных саморазвивающихся системах, к каковым относится полиэтничное общество, приходится выявлять тенденции динамического развития и оказывать на них влияние.

На укрепление российского единства и сохранение этнокультурного разнообразия как его основы оказывает пози-тивное/негативное влияние национальная политика, проводимая в России в целом и в Северо-Кавказском регионе в частности. В мышлении многих людей многообразие и этнокультурное развитие трудно соединяются с гражданской идентичностью. Именно многообразие и есть единство, которое не должно пониматься как единообразие. «Признавая, поддерживая и укрепляя региональные и этнокультурные идентичности как составляющие российскую идентичность, как общее достояние, а не как эксклюзивную собственность отдельных групп населения, мы тем самым укрепляем групповое достоинство и уверенность людей в том, что Россия – это их общее государство, а не собственность какого-то одного народа. Россия есть общая и главная родина россиян. Для многих в стране эта Родина включает и малую родину, где прошло детство или где исторически проживают представители собственной этнической группы»2. Именно поэтому важно понимание и практическое использование общих базовых идей национального единства, а также определение инновационных путей модернизации, укрепления российской нации и этнокультурного разнообразия.

Проблема укрепления российской национальной идентичности связана с пониманием смысла самоорганизации полиэтничного российского общества, возрастающей сложности этого процесса, а также с совмещением разных видов идентичностей. Сосуществование региональной, этнокультурной и религиозной идентичностей в полиэтничном северокавказском обществе наряду с общероссийской – серьезная социально-политическая проблема. Для России проблема укрепления российской национальной идентичности связана с функционированием разных видов идентичности, с гармоничным их сосуществованием. Принятая 19 декабря 2012 г. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. не отрицает многообразие этнокультурных идентичностей. Однако нужен механизм реализации Стратегии.

Руководствуясь Стратегией, важно разработать технологию укрепления российской идентичности в Северо-Кавказском регионе: а) используя положительный потенциал традиций для поддержки инновационных процессов; б) сплачивая российское общество, выявляя и используя консолидационный потенциал различных социальных групп, взаимодействующих в нелинейном идентификационном пространстве. При этом основные направления политики формирования идентичности на Северном Кавказе должны подразумевать активную включенность общественности, региональной элиты и молодежи.

В контексте рассматриваемой проблемы обозначим еще один важный вопрос. Отношения между Россией и российским Северным Кавказом должны осмысливаться в рамках современной науки. При этом следует отметить необходимость:

– строительства «здания доверия», т.е. создания отношений доверия;

– не проведения политики силового давления, а поиска способов конструктивного сотрудничества и взаимопонимания;

– учета специфики региона, в котором онтологический статус этнического фактора еще высок и определяет существен- ную характеристику северокавказского общества;

– поиска способов гармоничного сосуществования и развития сложных систем – «этнос – регион – Россия – глобальное сообщество» – с учетом особенностей их взаимодействия.

Это трудный, но необходимый процесс.

Как отмечалось выше, рассматривая развитие сложных систем, не избежать вопроса о политике управления. В политологии актуализируются проблемы управления самоорганизующимися системами. Традиции исследовании феномена «управление» складываются в контексте современной науки. Теоретическая ценность вопроса о выявлении синергетического потенциала в современных управленческих процессах и необходимость преломления его в практическую плоскость при исследовании региональных проблем очевидны. Интерес представляют современные научные теории, касающиеся совмещения управления и самоорганизации сложных систем, в частности и идентификационных процессов.

В этой связи интерес представляет то, что применение методов синергетики в антропологической социокультурной сфере имеет свои особенности. Дело в том, что социокультурная/политическая реальность, в которую включен человек, представляет собой более сложную (на несколько порядков) систему по сравнению с природными системами. Одно из отличительных качеств социокультурной реальности – «зависимость соотношения сил порядка и хаоса в историческом процессе не только от объективных факторов и от случайностей, особенно действенных в состоянии бифуркации, но и от воли исторических деятелей, микро- и макрогрупп, а в определенных обстоятельствах и народных масс»1.

Человек включен в сложную саморазви-вающуюся систему. В нашем случае он – элемент системы. На поведение системы оказывает влияние его активная деятельность, а значит, общество испытывает воздействие его деятельности. Ценностномировоззренческие установки, цели и идеи становятся частью системы – общества, другими словами, частью целого. Здесь важно вспомнить, что часть может быть сложнее целого, если она имеет более высокий показатель нелинейности по сравнению с целым. Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов считают, что это имеет место в случае человека в обществе. Дело в том, что сложные системы, в т.ч. социальные и политические, организованы иерархическим образом. Сама часть может стать целым, если она состоит, в свою очередь, из более мелких частей на нижележащем уровне организации мира. Часть может быть сложнее целого (по своему поведению, по спектру возможных форм), если она имеет более высокий показатель нелинейности по сравнению с целым. Так, например, человек сложнее любой социальной группы или общества, ибо его нелинейность выше.

Характеризуя полиэтничное общество, мы отмечаем, что ему присущи все синергетические признаки: принципы открытости, самоорганизации, нелинейности развития, неединственности будущего, положение об управляемом развитии и др. Более того, общие параметры порядка дополняются очень важным – этническим – компонентом, который выступает как главный параметр порядка в полиэтничном обществе. Исторически сложившиеся и функционирующие этнокультурные традиции формируют ментальность человека, его ценностномировоззренческие установки, наконец, саму личность.

Так, в функционировании северокавказского общества, являющегося сложной системой, важная роль принадлежит социокультурному разнообразию. Поэтому принципиально важно остановиться на следующих положениях. Во-первых, силовое вмешательство в сложную систему недопустимо: оно разрушает самоорганизацию социальных и политических процессов на любом уровне. Должен быть новый подход к управлению, т.е. мягкое воздействие на систему.

Из этого вытекает второе положение, связанное с синергетическим пониманием сущности самоорганизующейся системы, – это умение увидеть богатые и разнообразные формы, скрытые силы системы. Именно поэтому естественные процессы самоорганизации такой сложной системы, как полиэтничное обще- ство, важно искусственно не сдерживать и не ускорять, а поддерживать. На познание взаимосвязи управления и самоорганиза-ции нацеливает академик Н.Н. Моисеев, предлагая вести речь «не об управляемом, а направляемом развитии». Для социально -экономических и политических систем важно понимание того, ради чего и как следует использовать тот ресурс, который находится в распоряжении этих систем, для воздействия на их развитие1. По мне -нию ученого, людям, науке доступно не жесткое управление с четко поставлен ными целями, а возможность направле ния естественных процессов самооргани зации в желаемое русло развития, которое сегодня обеспечивает стабильность обще -ственной жизни и ее развитие.

Для понимания процессов самоорга н изац ии сложных социальных с истем необходима смена парадигм мышления, что означает переход от линейного мышления к нелинейному. Это означает поиск путей достижения согласия и гар моничного сосуществования, например, в обществе с помощью диалога и призна ния разнообразия интересов разных соци -альных и политических групп, толерант ности друг к другу. В этом плане трудно не согласиться с К. Майнцером, который указывал на необходимость осторожного обращения с высокочувствительными сложными системами в природе и обще стве: «Мы должны быть осторожными и храбрыми — в соответствии с условиями нелинейности и сложности эволюции. В политике нам не следует забывать о том, что любой вариант монокаузальности может привести к догматизму, нетерпи мости и фанатизму»2.

Итак, линейное мышление может быть опасным в нелинейной сложной реаль ности. В обществе это может привести к интолерантности, фанатизму и силовому решению проблем. Одним словом, линей -ное мышление разрушает естественные процессы самоорганизации сложных социально политических систем.

Осмысление полиэтничного региона как системы позволило сделать вывод, что в ней усложняются методы управления, приобретающие новый характер, слож носистемное мышление, новую методо логию и креативный подход. Это обуслов-лено тем, что в условиях модернизации приоритетным параметром порядка на современном этапе еще остается этни ческий компонент, определяющий раз витие рассматриваемой системы. Данная система является нестабильной с высокой чувствительностью по отношению к флук туациям.

Элементом рассматриваемой системы является человек, осуществляющий управление, проявляющий активную де ятельность. Его мышление, ценностно -мировоззренческие ориентации, целевые установки, отношение к природе, людям, себе определяют принятие им управленче ских решений и проведение соответству ющей политики, в частности политики идентичности. Политика по укреплению российской идентичности, основанная на гибком совмещении управления с само организацией системы, позволит достичь желаемого состояния идентификацион ного пространства полиэтноконфессио нального региона.

Наконец, завершая свои размышления, считаю возможным обозначить ряд поло жений, которые могли бы оказать пози тивное влияние на проведение политики укрепления российской идентичности на региональном уровне.

  • •    Необходимо использовать организа-ционный потенциал, т.е. в процессе при -нятия решений в сфере политического и экономического развития страны и ее регионов, важно исходить из эври стических возможностей российской национально гражданской идентично сти, активно используя конструктивный потенциал для консолидации граждан страны.

  • •    Политика укрепления российской идентичности должна базироваться на соответствующей идеологии - россий ской национальной идее, направленной на выявление объединяющей скрепы культурного разнообразия и укрепление единства многоэтничного российского народа.

  • •    Учитывая высокий уровень влияния средств массовой информации на культи вирование в обществе толерантных и диа логичных отношений, информационные и вещательные программы должны вклю

чать статьи и передачи, посвященные формированию и укреплению российской идентичности, межэтнической толерантности, сплочению российской нации.

  • •    Нацелить работу социокультурных институтов на понимание того, что взаимосвязь общероссийской и этнической идентичностей в современной России основана на новых ценностномировоззренческих ориентациях, которые формируются на основе гражданской культуры с сохранением социокультурного разнообразия. В связи с этим актуальным и востребованным является формирование представления о конструктивной роли этой взаимосвязи, которая рассматривается как механизм преодоления напряженности в полиэтноконфессиональном регионе.

  • •    Представляется, что такую работу может и должна осуществить элита страны при условии объединения усилий науки и политики, используя в решении данной проблемы эвристические идеи гражданской нации, активизируя работу по утверждению понятий «российская нация» и «российская идентичность»,

показывая интегрирующий смысл этих феноменов.

  • •    Активно использовать региональный потенциал для формирования интегрирующего образа «мы – россияне» и восприятия его в массовом сознании. Для этого необходима конкретизация в ориентации власти и научных дискуссиях главного положения, связанного с тем, что российская идентичность и российская нация совсем не влекут за собой унификацию, т.е. исчезновение этносов и этнических идентичностей. Наоборот, российская, региональная и этническая идентичности могут и должны сосуществовать, взаимо-дополняя друг друга.

Таким образом, политика идентичности в регионе должна способствовать тому, чтобы Северный Кавказ стал привлекательным модернизирующимся российским регионом.

Статья написана по материалам доклада на секционном заседании VI Всероссийского политологического конгресса в Москве. 23 ноября 2012 г.

Статья научная