Политико-коммуникативный кризис демократии и способы его преодоления
Автор: Линде Андрей Николаевич
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 4, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются проблемы политической коммуникации, приводящие к кризису демократии. Так, выявляются четыре политико-коммуникативные проблемы, послужившие основой данного кризиса: политико-коммуникативное отчуждение государственной власти от общественности, становление в государстве медиакратии, нарушение политико-коммуникативных условий формирования рационального выбора граждан, постепенный переход к постдемократии. Выделяются две альтернативы дальнейшего развития демократии -переход к авторитарному технократическому управлению обществом или реализация нормативно подлинной демократии. Для осуществления второй альтернативы необходимо выполнение следующих политико-коммуникативных положений: применение на практике концепций мониторной демократии и делиберативной демократии, формирование независимой публичной сферы и взаимосвязанных с ней реальных, а не сконструированных государственной администрацией общественного мнения и повестки дня. Эти положения способны преодолеть проблемы, обусловливающие кризис демократии, и реализовать подлинно демократический режим.
Демократия, политическая коммуникация, кризис демократии, медиакратия, постдемократия, мони-торная демократия, делиберативная демократия
Короткий адрес: https://sciup.org/149134332
IDR: 149134332 | DOI: 10.24158/pep.2021.4.3
Текст научной статьи Политико-коммуникативный кризис демократии и способы его преодоления
Линде Андрей Николаевич кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры регионального управления и национальной политики факультета управления и политики МГИМО (У) МИД России
Основная исследовательская задача данной работы – выявить, какие политико-коммуникативные проблемы приводят к кризису демократии в современных государствах, и установить пути их преодоления.
В мировой политической науке часто озвучивается тезис, что демократия переживает серьезный кризис [1]. О нем пишут такие авторы, как К. Крауч, Д. Дзоло, Дж. Драйзек и др. Несмотря на то что ученые формируют различные подходы к данной проблеме, все они согласны с тем, что кризис демократии – это «кризис коммуникации» [2, p. 1445; 3, с. 252–301], усиливающий давление государственной власти на общество и затрудняющий исполнение своей роли демократической общественностью.
Для того чтобы определить кризис демократии, целесообразно придерживаться конкретной модели демократии. Так, в политической науке выделяется ряд подобных моделей: от пар-тисипаторной демократии К. Пейтман до элитарной – Й. Шумпетера. Мы обращаемся к изначальной теории демократии, в которой демократическая власть принадлежит народу, а не отчужденным от него элитам. Поэтому мы отказываемся от «ревизионистских» [4, с. 185], «элитарных» моделей (Й. Шумпетера, Р. Даля, Г. О’Доннелла и др.).
Если обобщить основные составляющие проблем политической коммуникации, выявляются следующие аспекты.
-
1. Государственная власть отчуждается от общественности, используя коммуникацию для сохранения своего положения, самовоспроизведения и легитимации определяемых ею государственных решений.
-
2. В современных государствах происходит становление медиакратии. Ее концепция предполагает существование крупных медиакорпораций, часто сросшихся с властью, оказывающих однонаправленное влияние на граждан. Как утверждает К. Крауч, проблема заключается в том, что крупные СМИ находятся «в руках чрезвычайно узкой группы лиц» [5, с. 56] – бизнес-корпораций. Медиакратия оказывает влияние на сознание граждан при помощи однонаправленной субъект-объектной коммуникации, определяя свою, искусственно сформированную повестку дня, не соответствующую реальным представлениям и интересам общественности. Наблюдается отчуждение гражданина от воздействия на демократическую власть при помощи общественного мнения, когда искусственное «общественное мнение» механически конструируется СМИ. В результате складывается не подлинное, а искаженное и сформированное извне общественное мнение, что также нарушает основные принципы демократии и приводит к ее кризису.
-
3. Следовательно, при такой однонаправленной коммуникации гражданин не способен к самостоятельным рациональным суждениям, поскольку его сознание и свободная воля находятся под влиянием медиакратии, нарушены основания рационального выбора в политике. Еще Й. Шумпетер писал, что политические ценности, убеждения программируются элитами при помощи средств массовой информации, поэтому граждане скорее воспринимают сконструированный извне образ политической реальности, а не ощущают подлинную реальность как таковую. В связи с этим они не могут реализовать осознанную политическую волю и взаимосвязанное с ней ответственное политическое действие, поскольку у них отсутствует восприятие подлинной политической реальности, они не знают правила политической деятельности. Таким образом, политическая воля граждан конструируется администрацией для ее самолегитимации и «мы в большей степени сталкиваемся не с подлинной, а со сфабрикованной волей. И часто эта последняя и составляет ту общую волю, о которой говорит классическая доктрина. До тех пор, пока это так, воля народа есть продукт, а не движущая сила политического процесса» [7, с. 348].
-
4. Так как формирование подлинного, а не сконструированного общественного мнения и справедливая, диалогическая политическая коммуникация являются основой демократии, их нарушение государственной элитой и связанными с ней медиакорпорациями угрожает регрессом от подлинной демократии к постдемократии, технократической власти административных элит. Постдемократия означает правление, когда сохраняются демократические институты, но они представляют собой только фасад политических процессов, а в реальности политика осуществляется среди узких, отчужденных от общественности элитарных кругов.
Например, в Великобритании «компания (News Corporation) монополизировала спутниковое телевидение (BSkyB), владеет такими разными газетами, как The Times и The Sun, и обладает тесными взаимоотношениями с другими поставщиками новостей» [6, с. 58]. В Италии компания Fininvest, принадлежащая семье Берлускони, контролирует медиаконгломерат Mediaset, обеспечивающий крупнейшее в стране частное коммерческое вещание.
Й. Шумпетер утверждает, что, с одной стороны, поведение и деятельность граждан зачастую не имеют рациональных оснований из-за недостатка политической информации, поверхностных знаний и ложных предубеждений; с другой – эти действия манипулятивно направляются, регулируются государственными элитами, влиятельными «группами интересов», предпринимателями. Данные методы манипуляции по форме являются рассчитанными техниками однонаправленного воздействия, а по содержанию – влияют на подсознание, эмоциональные, нерациональные убеждения и установки граждан.
Экономист по образованию, Й. Шумпетер определяет методы воздействия политических элит аналогичными бизнес-техникам по конструированию запросов потребителей при помощи манипуляции их желаниями. Утверждение ученого о том, что воля граждан на самом деле часто не имеет рационального базиса и однонаправленно «программируется» политическими элитами, приводит к отказу от центральной идеи рационального индивида, заключавшейся в «сердце либеральной мысли с конца XVI в.» [8, с. 248]. Отказ от основных постулатов теории демократии также обусловливает ее кризис.
Следовательно, личность не способна сформировать действительно рациональные суждения в таком потоке коммуникации и сделать осознанный политический выбор. Поскольку рациональный выбор индивида – основа демократии, это нарушение также приводит к кризису демократии.
На эти кризисные явления необходимо дать ответы. Как мы полагаем, для выхода из данного кризиса демократии существуют две основные альтернативы. Первой представляется полный переход от демократии к технократическому авторитарному правлению, базирующемуся на государственной меритократии – власти специалистов. Такая элитарная власть является само-воспроизводящейся и самолегитимирующейся: она не нуждается в признании легитимности со стороны граждан. В целом неконтролируемое управление административной элиты, основывающееся на «нейтрализации консенсуса» граждан, касающегося признания власти, с точки зрения Д. Дзоло [9, с. 246], реализуется при применении средств политической коммуникации. Государственная власть, чтобы управлять гражданами, использует методы коммуникации, которые обращаются не к аргументации, а к приемам «убеждения через повторения или убеждения на подсознательном уровне» [10, с. 248].
Другой альтернативой представляется политико-коммуникативное реформирование как теории демократического правления, так и его практики. Поэтому для преодоления политикокоммуникативного кризиса демократии необходимо применить следующие положения.
-
1. С отчуждением государственной администрации от гражданского общества, неподкон-трольностью государства демократической общественности помогает справиться концепция мониторной демократии, предложенная М. Шадсоном и развитая Дж. Кином. Она предполагает, что государственная власть и все ее действия должны находиться под постоянным «мониторингом», оцениванием со стороны общественности. Как утверждает Дж. Кин, все действия власти становятся подконтрольны, когда «потенциально все области социальной и политической жизни могут подвергнуться общественному контролю и досмотру, причем не только со стороны стандартных структур представительной демократии, но и со стороны всего комплекса непартийных, внепарламентских и часто неизбранных органов» [11, с. 112].
-
2. Необходимо осуществление в реальности принципов делиберативной демократии (от англ. Deliberate – совещаться, обсуждать): увеличения роли гражданского общества за счет введения новых институтов политической коммуникации. В концепции делиберативной демократии цель заключается в том, чтобы усилить власть гражданского общества и его влияние на административную власть, что реализуется с помощью процедуры диалогической, информированной, рациональной дискуссии, не подвергаемой системным воздействиям. В качестве научных экспериментов успешно осуществлены на практике такие институты делиберативной демократии, как гражданские присяжные, делиберативные опросы, делиберативные форумы и др.
Мониторная демократия включает в себя следующие институты: «комиссии по интеграции, гражданские ассамблеи, системы обмена сообщениями в Интернете, локальные активистские группы, региональные парламенты, саммиты и глобальные надзорные организации… сети защиты прав человека, гражданские суды присяжных, комиссии по аудиту и интеграции, а также многие другие надзорные организации, созданные для повышения уровня общественной подотчетности в сфере бизнеса и в других секторах гражданского общества» [12, с. 115–116]. В целом подобные постоянные воздействия на административные органы позволяют преодолеть отчуждение государственной власти от ее избирателей.
Концепция делиберативной демократии предусматривает создание подлинного, рефлексивного общественного мнения, которое способно повлиять на государственную политику и сформировать политический курс и его направление. Для этого необходима реализация следующих положений.
-
– В общественности число выражающих точку зрения совпадает с количеством «принимающих» информацию. Коммуникация диалогична, в ней каждый может выразить и выслушать сообщение, а повестка дня не задается «лидерами общественного мнения» через СМИ.
-
– В политической коммуникации возможно дать немедленный и результативный ответ на публичные точки зрения.
-
– Общественное мнение, рационально, аргументированно сформированное в дискуссии, реализуется в рациональном, позитивном действии, даже если последнее противоречит принципам, определенным «господствующей системой властных отношений» [13, p. 249].
-
– Государственная администрация не оказывает давления на общественность, независимую в проведении дискуссии.
-
3. Формирование подлинно независимой публичной сферы в социуме должно помочь сохранению и развитию демократии. Публичная сфера – это область общества, в которой свободно формируется общественное мнение, в коммуникации определяется легитимная власть, возможно решение социальных задач. В российской науке она также определяется как «социальное пространство, где в более или менее открытом режиме обсуждаются общественно значимые проблемы» [15, с. 55]. Восстановление взаимопонимания между гражданами обеспечивает самоорганизацию гражданского общества, что тоже поддерживает развитие демократии.
-
4. При развитии таких институтов формируется действительно независимое общественное мнение, способное воздействовать на государственную власть. Граждане самостоятельно создают реальную повестку дня, выявляющую их подлинные интересы, а не сконструированные извне.
В целом при реализации этих принципов удается выявить аутентичное, а не сконструированное медиакратией извне общественное мнение.
При этом последние прикладные исследования демонстрируют, что концепция делибера-тивной демократии не является только теоретическим конструктом. Так, ученые Стэнфорда Дж. Фишкин и Р. Ласкин показали, что при проведении делиберативных форумов мнения сторон дискуссии меняются [14, p. 290], становятся более рефлексивными, продуманными, зависящими от нормативных критериев, а не от «эмоциональных», и между дискутирующими происходит не поляризация, а сближение по различным вопросам. Поэтому концепция делиберативной демократии не только в теории предлагает выходы из кризиса демократии, но и может быть реализована на практике.
Публичная сфера должна быть реализована как на общегосударственном уровне, так и на локальном: от общественного, а не государственного телевидения на федеральном уровне до влияющих на администрацию муниципальных округов публичных слушаний на муниципальном уровне.
При осуществлении таких условий, как усиление влияния гражданского общества и формирование независимого общественного мнения, возможно преодоление политико-коммуникативного кризиса демократии и дальнейшее сохранение и развитие подлинного, неотчужденного от общества демократического режима.
В результате исследования можно сделать следующие выводы. В настоящее время демократия переживает серьезный кризис, который в основном носит политико-коммуникативный характер. Данный кризис преодолим, если применить на практике концепции мониторной и дели-беративной демократии, а также обустроить свободную публичную сферу и добиться формирования подлинного общественного мнения независимых граждан. Это ведет к отказу от подмены демократии на ревизионистские, элитарные модели и обеспечивает реализацию нормативно подлинной демократии.
Ссылки:
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Аракелян Нина Сергеевна
Список литературы Политико-коммуникативный кризис демократии и способы его преодоления
- См., например: Дзоло Д. Демократия и сложность. Реалистический подход. М., 2010. 320 с. ; Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М., 2015. 312 с. ; Крауч К. Постдемократия. М., 2010. 192 с. ; Crozier M., Huntington S.P., Watanuki J. The Crisis of Democracy. N. Y., 1975. 221 p. ; The Crisis of Democracy and the Science of Deliberation / J.S. Dryzek, A. Bächtiger, S. Chambers, J. Cohen, J.N. Druckman et al. // Science. Vol. 363. P. 1144-1146. https://doi.org/10.1126/science.aaw2694.
- The Crisis of Democracy ... P. 1445.
- Дзоло Д. Указ. соч. С. 252-301.
- Там же. С. 185.
- Крауч К. Указ. соч. С. 56.
- Там же. С. 58.
- Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия : пер. с англ. М., 1995. 540 с.
- Хелд Д. Модели демократии / пер. с англ. М. Рудакова. М., 2014. 540 с.
- Дзоло Д. Указ. соч. С. 246.
- Там же. С. 248.
- Кин Дж. Указ. соч. С. 112.
- Там же. С. 115-116.
- Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Massachusetts, 1991. 301 p.
- Fishkin J.S., Luskin R.S. Experimenting with a Democratic Ideal: Deliberative Polling and Public Opinion // Acta Politica. 2005. Vol. 40. P. 284-298. https://doi.org/10.1057/palgrave.ap.5500121.
- Малинова О.Ю. Изменение институциональных условий производства и конкуренции политических идей в России: от 1990-х к 2010-м // Публичная сфера: теория, методология, кейс стади : коллективная монография. М., 2013. С. 55-74.