Понимание мифа как универсальной категории культуры и человеческого мышления

Бесплатный доступ

В статье рассмотрен миф как важный элемент восприятия и познания мира на индивидуальном и коллективном уровне, как конкретное воплощение иррациональной, несознательной, интуитивной стороны бытия человека. Он синкритичен и всеобъемлющ. Его разновидности существуют с давних времен как определенные универсалии, которые, однако, не статичны. Он влияет на сознание человека, а человек или коллектив, в свою очередь, на возникновение, существование и восприятие мифа. В настоящее время понимание этих диалектических отношений послужило возникновению особого интереса к мифу не как к определенной константе (как это было в эпоху Возрождения или романтизма), а как к живому организму. Подчеркивается, что миф актуализируется в условиях нестабильности и может выполнять функцию образца, регулятива, первичного объяснения, дополняющего понимание чувствами, своеобразной модели миропонимания и мировосприятия. При этом современное сознательное создание мифов не только и не столько актуализирует определенные классические образы и сюжеты, сколько воссоздает сам процесс мифотворчества.

Еще

Миф, мифология, мифосознание, мифомышление, мифологическое восприятие, мифологема, архетип, универсалия, универсальная категория, обращение к мифу, ремифологизация

Короткий адрес: https://sciup.org/148328501

IDR: 148328501   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2024-1-60-66

Список литературы Понимание мифа как универсальной категории культуры и человеческого мышления

  • Апдайк Д. Кентавр. Москва: Прогресс, 1966. 286 с. Текст: непосредственный.
  • Барт Р. Мифологии. Москва: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 c. Текст: непосредственный.
  • Делягин М. Г. Человечество за порогом. Базовые кризисы глобального перехода // Вестник МГИМО Университета. 2010. № 2. С. 162‒181. Текст: непосредственный.
  • Дьяков И. М. Введение // Мифология древнего мира. Москва, 1977. С. 5‒54. Текст: непосредственный.
  • Коломыц Д. М., Коломыц О. Г. Мифы в духовной и политической культуре и их роль в формировании современного мировоззрения // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4‒1. С. 28‒31. Текст: непосредственный.
  • Лосев А. Ф. Из ранних произведений. Москва, 1990. 578 с. Текст: непосредственный.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Москва: Мысль, 1993. 962 с. Текст: непосредственный.
  • Лотман Ю. М., Минц З. Г., Мелетинский Е. М. Литература и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Москва, 1991. Т. 2. С. 56‒65. Текст: непосредственный.
  • Мамардашвили М. К. Философские чтения. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002. 832 с. Текст: непосредственный.
  • Мелетинский Е. М. Мифологические теории ХХ века на Западе // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 163‒171. Текст: непосредственный.
  • Медникова Г. С. Ценностно-адаптационный потенциал искусства постмодерна в аспекте неклассической эстетики: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Киев, 2005. 36 с. Текст: непосредственный.
  • Руткевич А. М. К. Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. № 1. С. 124‒133. Текст: непосредственный.
  • Садовников О. К. Мифология как предмет социально-философского анализа: автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Харьков, 2004. 20 с. Текст: непосредственный.
  • Степанова Т. М., Алентьева М. А. О мифологической составляющей фольклора и литературы // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 1. С. 224‒226. Текст: непосредственный.
  • Юнг К. Г. Психологические типы. Санкт-Петербург: Ювента, 1995. 718 с. Текст: непосредственный.
  • Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии // Аспекты мифа. Москва: Наука, 1995. 254 с. Текст: непосредственный.
  • Eliade M. Myth. Dreams and Misteries. New York: Harper Torchbooks, 1995. 254 p.
Еще
Статья научная