Понятие охраны труда в России и Германии: сравнительный аспект

Автор: Хочуева З.М., Федорченко Е.Н.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 11 (15), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются теоретические вопросы охраны труда в России и в Германии. Проводится анализ различных точек зрения о понятии и содержании охраны труда в широком и узком смыслах, об охране труда как социальном явлении и как комплексном правовом образовании, а также как институте трудового права.

Охрана труда, процесс труда, институт трудового права, безопасные условия труда, несчастный случай на производстве, профессиональные заболевания, опасные производственные факторы

Короткий адрес: https://sciup.org/140277188

IDR: 140277188

Текст научной статьи Понятие охраны труда в России и Германии: сравнительный аспект

Российское трудовое законодательство определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно- профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации; далее — ТК РФ)1. Из этого определения можно сделать вывод, что российский законодатель понимает охрану труда как социальное явление, которое «проявляется в различных сферах жизни общества: экономической, политической, правовой и т.д.»2.

Данная формулировка закрепляет понимание охраны труда в широком смысле, как «обеспечение безопасных и здоровых условий труда всеми средствами, т.е. правовыми, экономическими, медицинскими, организационно-техническими и другими»3. Будучи закрепленной в нормах права, охрана труда в широком смысле приобретает форму комплексного правового образования, включающего нормы трудового, административного, гражданского, финансового права, направленные на реализацию и защиту прав работников на достойные условия труда и обеспечение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности4. В качестве комплексного правового образования охрана труда может быть охарактеризована как комплексный, межотраслевой институт права.

Обосновывая понимание охраны труда как межотраслевого правового института, ряд авторов указывает, что «вопросы охраны труда регулируются не только нормами трудового права, но и нормами иной отраслевой принадлежности: административного, уголовно-исполнительного права и других отраслей права»5. В узком смысле охрана труда трактуется в юридической литературе как «система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда»6. Этому подходу соответствует трактовка охраны труда как института трудового права. Однако в научной юридической литературе существуют расхождения в точках зрения на то, какие нормы трудового права составляют институт охраны труда.

Существует мнение, что в институт охраны труда включаются нормы трудового права, направленные на охрану жизни и здоровья работников, компенсацию воздействия вредных производственных факторов, гарантии соблюдения прав работников на охрану труда. При этом к охране труда относится ряд норм трудового права, регулирующих, в частности, перевод на другую работу по медицинским показаниям, оплату труда, рабочее время и дополнительные отпуска лицам, занятым на работах с вредными и/или тяжелыми условиями труда или в особых климатических условиях и т.д.10 А.Я. Петров относит к охране труда в узком смысле нормы трудового права, непосредственно направленные на защиту работающих от воздействия вредных и опасных производственных факторов, которые могут вызвать травмы или профессиональное заболевание7.

Таким образом, институт охраны труда включает в себя:

  • -    общие нормы по охране труда, правила и нормы по технике безопасности и производственной санитарии (единые, межотраслевые и отраслевые);

  • -    нормы, устанавливающие обеспечение рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты и нейтрализации вредных воздействий на работающих производственных факторов (нормы, предусматривающие организацию лечебно-профилактического питания, выдачу молока, мыла, спецодежды и т.д.);

  • -    специальные нормы о труде женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью8.

На наш взгляд, исходя из формулировки охраны труда, данной в ст. 209 ТК РФ, охрана труда в качестве института трудового права может пониматься как совокупность норм трудового права, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В целом нормы трудового права, составляющие институт охраны, закрепляют:

  • -    основные функции государства в области охраны труда;

  • -    требования к охране труда;

  • -    права и обязанности сторон трудовых отношений в области охраны труда;

  • -    гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

  • -    систему и правовой статус органов по управлению и контролю за охраной труда; систему гарантий прав работников на охрану труда.

Законодательство Федеративной Республики Германии не содержит определения понятия «охраны труда». В то же время п. 1 § 1 Закона об осуществлении мер по охране труда в целях повышения безопасности и здоровья работников на рабочем месте от 7.08.19969 (далее — Закон об охране труда 1996 г.) устанавливает обеспечение безопасности и здоровья работников на рабочем месте с помощью мер по охране труда и улучшению его условий. Мерами по обеспечению безопасности труда, согласно п. 1 § 2 Закона об охране труда 1996 г., признаются меры по предотвращению несчастных случаев на производстве и устранению угроз для здоровья работников, в том числе меры гуманной организации труда. Исходя из этих положений, заключим, что законодательство ФРГ рассматривает охрану труда как систему мер, направленную на обеспечение безопасности труда и охрану здоровья работников.

В содержании понятия охраны труда, как оно регулируется законодательством ФРГ, можно выделить различные стороны. По мнению

К.С. Харина, «правовое регулирование охраны труда в Германии подразделяется на техническую охрану труда и социальную охрану труда»10. К технической охране труда автор относит соблюдение правил безопасности выполнения работы и сохранения здоровья лиц, занятых трудом. В социальную охрану труда включается регулирование рабочего времени и времени отдыха.

Несколько иначе дифференцируется содержание понятия охраны труда в других работах, авторы которых выделяют следующие компоненты охраны труда в Германии:

  • -    общую охрану труда;

  • -    социальную охрану труда;

  • -    техническую охрану труда;

  • -    медицинскую охрану труда.11

При этом в общую охрану труда включаются положения об охране здоровья и жизни работников и общей технике безопасности. К социальной охране труда относят положения об охране труда таких категорий работников, как несовершеннолетние, молодежь, женщины (в том числе матери). Кроме того, к социальной охране труда относят вопросы регулирования рабочего времени и времени отдыха и вопросы обеспечения иных социальных прав работников. В техническую охрану труда включают положения об обращении с опасными веществами (к ним относятся правовые предписания по опасным грузам, по опасным материалам, по взрывчатым веществам, по химикатам, по обращению с сырьем и материалами для оборудования и аппаратов). К медицинской охране труда относятся требования гигиены и вопросы снижения рисков возникновения профессиональных заболеваний и различных проблем со здоровьем, а также вопросы предотвращения несчастных случаев на рабочем месте.

Однако при таком подходе к дифференциации компонентов охраны труда в Германии имеет место некоторое пересечение их содержания. Так, например, вопросы профилактики профессиональных заболеваний и предотвращения несчастных случаев, будучи включены в медицинскую охрану труда, одновременно должны квалифицироваться как положения об охране здоровья и жизни работников, т.е. включены в общую охрану труда.

На наш взгляд, позиция К.С. Харина логически более последовательна и в большей степени отвечает подходу германского законодателя к правовому регулированию охраны труда, поскольку Закон об охране труда 1996 г. выделяет среди мер по охране труда, во-первых, меры по предотвращению несчастных случаев на производстве и устранению угроз здоровью работников (что соответствует технической охране труда в трактовке К.С. Харина), во-вторых, меры гуманной организации труда, которые можно трактовать как относящиеся к социальной охране труда.

Сравнив правовое регулирование охраны труда по законодательству Российской Федерации и ФРГ, заключим, что германское законодательство придерживается несколько более широкой трактовки охраны труда. Так, помимо мер, направленных на обеспечение безопасных условий труда на рабочем месте и на профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний, положения об охране труда в Германии включают также меры, направленные на установление обоснованного режима труда, регулирование рабочего времени и времени отдыха. В российском трудовом законодательстве правовые нормы, регулирующие режим рабочего времени и времени отдыха рассматриваются как самостоятельный институт трудового права12.

Список литературы Понятие охраны труда в России и Германии: сравнительный аспект

  • Гейц И.В. Охрана труда. 2-е изд. М.: Дело и Сервис, 2006. С. 687.
  • Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М.: Проспект, 2004. С. 496.
  • Кашлакова А.С. Понятие охраны труда по российскому трудовому праву. Барнаул: Азбука, 2012. С.144.
  • Лушников A.M., Лушникова M.B. Курс трудового права в 2-х тт. Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право. М.: Статут, 2009. С. 1151.
  • Макевкина А.С. Понятие охраны труда по российскому трудовому праву: дис.. канд. юрид. наук. Барнаул, 2005. С. 170.
  • Петров А.Я. Охрана труда: о новой концепции института трудового права России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. №1. С. 58-71.
  • Система охраны труда в Германии // ОТиСЗ плюс. 2013. № 9 // http://gigabaza.ru/doc/5578. html (дата обращения: 18.04.2014)
  • Харин К.С. Сравнительное исследование трудового права Германии и России. СПб.: ГУАП, 2015. С. 520.
Статья научная