Понятие пародии как объекта авторского права

Автор: Кочубей Тамара Александровна

Журнал: Legal Concept @legal-concept

Рубрика: Вопросы частноправового регулирования: история и современность

Статья в выпуске: 1 (38), 2018 года.

Бесплатный доступ

Введение: пародии довольно широко распространены в современном искусстве. Авторы пародий получают известность за счет использования, порой достаточно широкого, материала оригинальных произведений, охраняемых авторским правом. Однако общепринятое определение понятия «пародия» отсутствует не только в ГК РФ, но и в науке. В связи с этим возникают вполне закономерные вопросы: каковы легитимные пределы реализации пародии в творчестве? И насколько уместно обращение данного объекта авторского права в границах национальной юрисдикции, а также, каковы критерии его идентификации? Решение о том, относится ли то или иное произведение к пародии, полностью отдано на откуп судам. Перечисленные аргументы говорят в пользу актуальности вопросов, связанных с определением понятия данного объекта авторских прав, а также его сущностных характеристик, определяющих правовой статус и режим его обращения. Таким образом, целью настоящего исследования является: попытка приращения научного знания в части законодательных подходов к пониманию пародии, как вида творчества и объекта авторского права, путем анализа отечественной и зарубежной судебной практики в данной сфере, выявления его правовых признаков и характеристик с последующим предложением авторской трактовки термина «пародия». Методы: методологическую основу настоящего исследования, наряду с общенаучным диалектическим методом, составляет совокупность логических (анализ, синтез, дедукция, индукция) и юридических (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Результаты: научно обосновано предложение автора о законодательном закреплении в ст. 1274 ГК РФ понятия «пародия». Утверждается, что предложенная правовая мера будет способствовать формированию единообразной правоприменительной практики и судебному правоприменению при разрешении споров о признании того или иного объекта авторских прав пародией. Выводы: на основе проведенного исследования автором выделяются основные признаки пародии и формулируется оригинальное, обладающее научной новизной определение данного понятия в качестве метажанра и объекта авторских прав, где в центре нового произведения находится узнаваемое оригинальное произведение, основные черты которого выставляются в критически-комическом свете и проявляются в виде заочного неурегулированного правом общественного отношения между автором оригинала и пародистом.

Еще

Пародия, произведение, авторское право, литература, добросовестное использование

Короткий адрес: https://sciup.org/14973487

IDR: 14973487   |   DOI: 10.15688/lc.jvolsu.2018.1.20

Список литературы Понятие пародии как объекта авторского права

  • Борисенко, Д. Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения: дис. … канд. юрид. наук/Борисенко Диана. -М., 2013. -190 с.
  • Колосов, В. А. Пародия в системе авторского права/В. А. Колосов//Закон. -2013. -№ 9. -С. 120-132.
  • Кулагин, Ю. В. Ограничения субъективных авторских прав по законодательству России и отдельных зарубежных стран: дис. … канд. юрид. наук/Кулагин Юрий Валерьевич. -М., 2010. -171 с.
  • Липцик, Д. Авторское право и смежные права/Д. Липцик. -М.: Ладомир: Изд-во ЮНЕСКО, 2002. -794 с.
  • Лукьянов, Р. Л. Гражданско-правовой режим охраны пародии/Р. Л. Лукьянов//Право интеллектуальной собственности. -2012. -№ 1 (21). -С. 5-8.
  • Лушникова, Г. И. Когнитивные и лингво-стилистические особенности литературной пародии: дис.... д-ра филол. наук/Лушникова Галина Игоревна. -Кемерово, 2010. -250 с.
  • Млечко, А. В. Игра, метатекст, трикстер: пародия в «русских» романах В.В. Набокова/А. В. Млечко. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. -188 с.
  • Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 № 09АП-19034/2013-ГК по делу № А40-60254/2012. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 № 5861/13 по делу № А40-38278/2012-12-166. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Постановление ФАС Московского округа от 09.11.2011 по делу № А40-125210/09-110-860//СПС «Консультант Плюс». -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2012 по делу № А40-38278/2012. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2013 по делу № А40-97672/2012. -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  • Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2015 по делу № А40-15245/2015. -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  • Сысоева, О. А. Литературная пародия: проблема жанра/О. А. Сысоева//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2013. -№ 5 (1). -С. 330-335.
  • Фридман, В. Э. Охрана частей и структурных элементов произведения как объектов авторского права в России и США: дис. … канд. юрид. наук/Фридман Вероника Эмильевна. -М., 2005. 142 с.
Еще
Статья научная