Понятие права на применение методов искусственной репродукции человека
Автор: Утюжников В.И.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 5 (23), 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена некоторым проблемам, связанным с определением места права на применение методов искусственной репродукции человека среди других прав человека. Определено понятие и содержание права на применение методов искусственной репродукции человека.
Права человека, методы искусственной репродукции человека, содержание права на применение методов искусственной репродукции человека
Короткий адрес: https://sciup.org/140271695
IDR: 140271695
Текст научной статьи Понятие права на применение методов искусственной репродукции человека
Конституция РФ напрямую не закрепляет право на применение методов искусственной репродукции человека, однако ее статья 55 допускает существование не предусмотренных в ней прав человека, указывая, что оно являются его достоянием и реализуются через участие в конкретном правоотношении (в данном случае в правоотношении, связанном с применением методов искусственной репродукции человека).
Поскольку право на применение методов искусственной репродукции человека относится к числу прав человека, его понятие должно раскрываться через его содержание, а так же определения его места в системе прав человека. Однако этот вопрос остается дискуссионным.
Некоторые авторы причисляют его к числу прав человека первого поколения, представляющих собой традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в ходе первых буржуазных революций. Е.В. Перевозчикова, относя право на применение методов искусственной репродукции человека к производному праву на жизнь обосновывая свою точку зрения приводит положения Программы действий международной конференции по народонаселению и развитию на ближайшие 20 лет от 13 сентября 1994 г. [9, с. 98], в которой предусмотрено, что каждый человек имеет право на продолжение рода и в этом отношении приводится аналогия с правом на жизнь, указано, что в случае, если по каким – либо причинам реализация данного права естественным путем невозможна, на помощь приходят высокие репродуктивные технологии. [8, с. 42]
Другая группа ученых причисляет право на применение методов искусственной репродукции человека к числу прав второго поколения, однако что касается указания конкретного права, то здесь мнения ученых на данный счет так же разнятся: первые- рассматривают его в качестве разновидности семейных права. Семейные права, предусматривают, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, одной из формой такой защиты и можно рассматривать новейшие репродуктивные технологии. [10, с. 17]; вторые – рассматривают его в качестве разновидности права на охрану здоровья и медицинскую помощь. В этом плане репродуктивное здоровье рассматривается как разновидность общего здоровья человека. [5, с. 81]
Некоторые ученые относят рассматриваемое право в качестве отдельного, новейшего права – права третьего поколения. В обосновании своей точке зрения Т.Н. Палькина справедливо отмечает, что право на применение методов искусственной репродукции человека имеет совсем не долгую историю и приобретает свое распространение только лишь с развитием достижения науки и медицины на рубеже 20 – 21 веков. [7, с. 8]
Анализируя рассматриваемое право, стоит так же привести точку зрения К.А. Кириченко, которая, на наш взгляд, заслуживает внимания. Ученый выделяет два концептуальных подхода в классификации права на применение методов искусственной репродукции человека: «медикализированный» и «фамилизированный». Первый подход, по мнению ученого предполагает понимание методов искусственной репродукции человека как методов лечения бесплодия, а их применения — как способа реализации права на здоровье. Именно его использует российский законодатель, давая определение данным технологиям в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [2] В рамках второго, более широкого подхода анализируется содержание искусственной репродукции человека как реализации права на создание семьи и уважение созданной таким образом семейной жизни. [6, с. 35]
На наш, взгляд, оба данных подхода имеют право место быть в российской правовой доктрине, при этом само же право на применение методов искусственной репродукции человека должно рассматриваться с учетом двух подходов одновременно, поскольку именно так возможно в полной мере понять его правовую природу. Кроме того, данное затрагивает множество общественных отношений, в том числе и отношений в рамках медицинского, семейного, гражданского права, а потому отнесение его в условиях жестких рамок к той или иной группе прав не возможно, здесь необходим комплексный подход.
На сегодняшний день к числу методов искусственной репродукции человека согласно п. 4 ст. 51 СК РФ относят: искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона, и суррогатное материнство (имплантация эмбриона другой женщине в целях его вынашивания) [1]. Приказа № 107н Минздрава РФ добавляет к их числу еще пять методов. [3] Согласно «Справочнику терминологии ВРТ», изданному Всемирной организацией здравоохранения к методам искусственной репродукции человека также относят криоконсервацию гамет и эмбрионов, но не относят искусственную инсеминацию[4, с. 43].
Однако, содержания рассматриваемого права не ограничивается лишь простым перечислением набора методов искусственной репродукции человека, в него входит весь комплекс правоотношений, связанных с применением того или иного метода искусственной репродукции человека, регулируемый с помощью норм права.
Таким образом, проведенное исследование показало, что право на применение методов искусственной репродукции человека занимает особое место среди других права человека, оно находится в стадии своего становления и развития и включает в себя регулируемый с помощью норм различных отраслей права: семейного, гражданского, административного комплекс правоотношений, связанных с применением того или иного метода искусственной репродукции человека на практике.
Список литературы Понятие права на применение методов искусственной репродукции человека
- Семейный кодекс Российской Федерации [от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - N 1. - ст. 16.
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон [от 21.11.2011 N 323-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. - N 48. - ст. 6724.
- О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению: Приказ Минздрава России [от 30.08.2012 N 107н (с посл. изм. и доп.)] // Российская газета. - 2013. - N 78/1 (специальный выпуск).
- Вспомогательные репродуктивные технологии / Словарь Терминов ВРТ. Пересмотренный ИКМАРТ и ВОЗ словарь терминов ВРТ - М.: Легус, 2009. - 343 с.
- Воробьева О.Д. Миграция населения. / О.Д. Воробьева // Миграционная политика. (Приложение к журналу «Миграция в России») - 2001. - № 6. - С. 81 - 89.
- Кириченко К.А. О двух подходах к пониманию правовой сущности вспомогательных репродуктивных технологий / К.А. Кириченко // Медицинское право. - 2011. - N 3. - С. 35 - 40.
- Палькина Т.Н. Личные неимущественные права и нематериальные блага в гражданском и семейном праве Российской Федерации: Проблемы теории и практики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. / Т.Н. Палькина - М., 2009, - 26 с.
- Перевозчикова Е.В. Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Е.В. Перевозчикова - Казань, 2006 - 165 с.
- Программа действий международной конференции по народонаселению и развитию. [принята в Каире от 13 сентября 1994 г.] // Хрестоматия по семейному праву / Сост. А.Н. Кваша - М., 2017. - С. 98.
- Пушкин А.П. Экономические, социальные и культурные права и свободы, их правовые гарантии. Автореф. … дис. канд. юрид. наук / А.П. Пушкин- М., 2011. - 24 с.