Понятие социальной патологии, ее особенности и элементы
Автор: Ганина А.А.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 3 (9), 2016 года.
Бесплатный доступ
Статье рассматривается понятие социальной патологии, ее возникновение, понятие. Рассмотрены закономерности девиантного поведения, факторы социальной патологии населения, сделаны выводы о категории девиантного поведения в жизни человека.
Социальная патология, девиантное поведение, отклоняющиеся поведение, алкоголизм, пьянство, наркомания
Короткий адрес: https://sciup.org/140268513
IDR: 140268513
Текст научной статьи Понятие социальной патологии, ее особенности и элементы
Термин «социальная патология» (или в русифицированном варианте - «социальная болезнь») довольно широко распространен как в социальных науках, так и - преимущественно - в журналистике. Обычно под «социальной патологией» понимаются такие социальные явления, как преступность, пьянство, наркомания, проституция, коррупция и т.п. Однако использование термина «социальная патология» в научной литературе представляется весьма спорным и на современном этапе развития таких социальных наук, как социология, криминология, девиантология (наука о социальных девиациях), - нецелесообразным. Постараемся обосновать это.
Слово «патология» происходит от греческих «потоа» - страдание и «логос» - слово, наука, и в буквальном смысле означает науку о болезненных процессах в организме живых существ (человека и животных).
Патология - всегда нарушение нормального, здорового строения, функционирования или развития организма, его отдельных органов.Но, во-первых, понятие «норма» не очень четко определено даже для биологических систем [1].
Во-вторых, без «патологии» (аномалий, нарушений), не бывает ни одного живого организма (и в этом смысле болезнь, патология -«нормальны», естественны, необходимы).
В-третьих, патологические, анормальные изменения могут оказаться адаптивными для вида в целом (полезные, позитивные мутации). Вообще любое развитие невозможно без нарушений стандартов, норм, без «аномального».
Можно определить социальные девиации, девиантность (deviance) как социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям. Разумеется, предлагаемое определение - лишь одно из многих возможных. Оно страдает всеми грехами определений, но способно отразить суть нашего предмета и может служить основой для дальнейших рассуждений.
Поскольку существование и развитие социальных систем неразрывно связано с человеческой деятельностью, осуществляется через нее, постольку социальные девиации реализуются, в конечном счете, через человеческую деятельность - девиантное поведение. При этом социология понимает под «девиантным поведением», вопреки «поведенческому» термину, объективные социальные феномены (преступность, наркоманию, делинквентность, проституцию и т.п.), а поведенческий их аспект остается предметом психологии.
Исходным для понимания отклонений является понятие нормы. В теории организации сложилось наиболее общее - для естественных и общественных наук - понимание нормы как предела, меры допустимого. Для физических и биологических систем это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность и развитие системы. Это - естественная, адаптивная норма, отражающая закономерности существования систем. Социальная норма выражает исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности индивидов, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм протекания физических и биологических процессов, социальные нормы складываются как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей закономерностей функционирования общества. Поэтому социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (и тогда она является «естественной»), либо отражать их неполно, неадекватно, являясь продуктом искаженного (религиозного, политизированного, мифологизированного) отражения объективных закономерностей. И тогда оказывается анормальной сама «норма», «нормальны» же (адаптивны) отклонения от нее.
В современной мировой девиантологии и криминологии особое внимание уделяется четырем факторам: класс (социальное положение), тендер (пол), возраст, раса (этническая принадлежность) [3].
Многие трудности при изучении пьянства и алкоголизма, наркомании, самоубийств и других форм девиантности (а равно при попытках воздействия на них с целью снижения уровня) возникают вследствие рассмотрения их как относительно самостоятельных явлений, вне связи друг с другом. Такой подход объясняется научной традицией и профессиональной специализацией. Между тем, имея общий генезис, различные проявления девиантности взаимосвязаны, что находит отражение в некоторых закономерностях.
Во-первых, отмечается относительно устойчивый характер выявленных взаимосвязей. Так, издавна и в различных странах наблюдается обратная корреляционная зависимость между алкоголизацией и наркотизацией населения (пример - рост наркотизации в период антиалкогольной кампании середины 80-х годов в России), между убийствами и самоубийствами, между женской преступностью и проституцией и т.п. Весенне-летний пик самоубийств, выявленный Э. Дюркгеймом на примере Франции XIX в., наблюдается и в наше время во многих странах, включая Россию.
Во-вторых, взаимосвязи различных форм девиантности носят сложный характер. Хотя нередко наблюдается их «индукция», когда одно негативное явление усиливает другое (алкоголизация провоцирует хулиганство, насильственные преступления), однако эмпирически установлены и обратные связи, когда, например, увеличение алкоголизации сопровождается снижением преступности, в обратной корреляционной зависимости нередко разводятся убийства и самоубийства и т.п. Различные проявления девиантности могут, как усиливать друг друга, так и «гасить». Так что можно говорить об их «интерференции».
В-третьих, имеются пока еще разрозненные данные о закономерных зависимостях между позитивными и негативными девиациями, что позволяет гипотетически предполагать, во-первых, о некоем «балансе» социальной активности, а, во-вторых, о возможности сознательно канализировать социальную активность в русло социально-творческих девиаций.
В-четвертых, очевидна зависимость различных форм девиантности от среды - экономических, социальных, культурологических и т.п. факторов. Так, известно, что во время войн снижается уровень самоубийств, в периоды экономических кризисов растет корыстная преступность и самоубийства, но может сокращаться насильственная преступность, а во время экономического подъема – наоборот [2].
Таким образом, девиантное поведение значимая категория в жизни человека. Для того чтобы изменить сложившееся положение нужно улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.
Список литературы Понятие социальной патологии, ее особенности и элементы
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ сфера, при участии «Юрайт-м» 2012.-160с.
- Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебник/ М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М: Альфа, 2013. - 225 с.
- Салин В. Н. Социально-экономическая статистика: учебник / В. Н.Салин, Е. П. Шпаковская. - М.: Юристь, 2011. - 461с.