Портретная характеристика в создании внутренней формы военной прозы Бауржана Момышулы
Автор: Бузаубагарова Карлыгаш Сапаргалиевна, Омарова Жанар Адилхановна
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: История журналистики
Статья в выпуске: 6 т.13, 2014 года.
Бесплатный доступ
Представлена общефилософская позиция военной прозы казахского писателя-фронтовика Б. Момышулы, мастерство писателя подтверждается пафосной функцией портрета как важнейшей составляющей художественного образа и внутренней формы произведения.
Портрет, внутренняя форма произведения, психологизм, пафосная функция портрета
Короткий адрес: https://sciup.org/147219127
IDR: 147219127
Текст научной статьи Портретная характеристика в создании внутренней формы военной прозы Бауржана Момышулы
Искусство портрета всегда имело большое значение, являясь показателем мастерства писателя. Теория портрета разработана в работах А. И. Белецкого [1964], М. И. Андрониковой [1975], В. С. Барахова [1985], Б. Е. Галанова [1967], Л. С. Зингера [1986], Л. Н. Дмитриевской [2005], Ю. М. Лотмана [1998], М. Г. Уртминцевой 1 и др. Портрет является важнейшей составляющей художественного образа, «внутренней формы произведения» [Минералова, 2011].
Философия портрета напрямую связана с выражением личности через конкретное изображение. Обращение к портрету персонажей в военной прозе Бауржана Момышу-лы (1910–1982) как к одному из средств создания образа героя свидетельствует об интересе к особому самоценному микромиру человека и желании писателя определить его место в общей картине мироздания. Портрет Б. Момышулы нередко имеет аналитичный характер и представляет собой авторское комментирование. Значимые детали лица, фигуры, костюма героя даются автором таким образом, что и портретное изображение возникает, и авторская позиция раскрывается. Вот пример: Передо мной стояли Блинов и пожилой располневший капитан. На нем все было рыхлое: шинель не заправлена, ремень косил от тяжести пистолета, ушанка сползла до самых бровей. «Штатский. Какой-то бухгалтер в военной форме», – подумалось мне. Авторские детали играют огромную роль в портретном описании. Эпитет «рыхлое» характеризует не только лицо, фигуру располневшего капитана, одежды, в которые он был одет, но точно и образно определяет самую сущность человека.
Б. Момышулы пришел в литературу как солдат, видавший будни войны и стремившийся только к тому, чтобы без ложного пафоса раскрыть ее будничную сущность. От этого во многом зависит внутренняя форма его прозы. Война – особый мир, в котором люди проверяются по своим меркам. Война – это особый язык, на котором говорят автор и его герои, своего рода «код», образующийся по законам общения, способ ведения диалога, его структура, набор фраз и выражаемых ими мыслей.
«За нами Москва» Б. Момышулы (1966) – это записки человека, рассказывающего о том, что происходило или на его глазах, или с ним самим. Автор не скрывает жизненной правды, порой горькой, тяжелой, раскрывая событийный план – участие в битве под Москвой в самом начале Великой Отечественной войны: событийно-фабульное начало доминирует над раскрытием психологии войны. Вызывая к жизни задуманные образы, писатель использует плотные формы, резкие четкие контуры, никогда «не подкрашивает» естественность натур. Своеобразие прозы Б. Момышулы оказывается в таком простом, безыскусном изложении фактов и событий, что её воспринимали не как литературу, а как документальную запись. Но под внешней простотой скрывается многоплановое художественное построение. Несомненно, писатель-фронтовик сам стремился к достижению такого эффекта, эффекта документальности и простоты, для более сильного воздействия на читателя. Военная проза Б. Момышулы – не очерк, не воспоминания, это документ, выстраданный как художественная проза. Как отмечал литературовед Л. И. Тимофеев, в таких произведениях «вымысел имеет меньшее значение… образы как бы воспроизводят на самом деле существовавшие факты действительности, и мы оцениваем их, именно соотнося с этими фактами, и требуем того, чтобы они в максимальной мере точно передавали эти факты» [1964. С. 160].
Совершенно в традициях классической казахской литературы живая натура, познанная в близком общении, определяет и конечную цель, и выбор средств деталей, воссоздающих образы современников. Используя запавшие в память наблюдения и впечатления, Б. Момышулы стремится в произведении к обобщению, к тому, чтобы нарисовать законченные портреты. Но это мало удаётся, потому что портрету всегда свойственна все-таки незавершенность, фрагментарность. Нет законченных портретов героев, есть отдельные штрихи, разбросанные в разных местах произведения. Та- кие портретные штрихи внедряются в сложный комплекс различных средств характеристики персонажа, как бы врастают в него и превращаются в портретные приметы психического процесса, внешние знаки внутренней жизни. Писателю очень важно зримо представить человека, чтобы мы могли при встрече узнать его по единичным деталям, на которые ложится главная характерологическая нагрузка в каждый отдельный момент. Словесный портрет генерала Панфилова начинается с описания внешности: За время, что я его не видел, генерал, кажется, похудел, сделался еще меньше, сутулее. Ворот его кителя стал словно на два номера больше, брюки с лампасами висели, как шаровары. Лицо загорело, морщины углубились, на коротко остриженной голове ежилась седина, нос и подбородок немного заострились, всегда аккуратно подстриженные квадратиком усы торчали пучком, видимо, их в эти дни не касались ножницы. Генерал впервые показался мне стариком. Тут я вспомнил своего покойного отца, такого же малорослого, сутулого, седого.
Образ Панфилова, созданный Б. Момы-шулы, имеет непреходящую ценность художественного исторического документа. Портретное описание как особая форма синтеза документального и художественного материала выполняет две функции. Первая – информативная. В стремлении раскрыть суровую и горькую правду первых месяцев войны портрет в силу малого объема произведения в «сгущённом», концентрированном виде передает сведения о военном быте, презентует внешность героя.
Вторая – пафосная, связана с этико-эстетической стороной творчества писателя и отмечена достижениями в области создания героических характеров. В военной прозе Б. Момышулы наблюдается повышенный интерес к портрету, к самой идее портрета и к форме как описательной фактуре. И это объясняется особенностями военного времени, сменой эстетических и философских взглядов на короткие четыре года. Существенно изменяется соотношение понятий Мира и Человека, появляется представление о Человеке как отражении модели Вселенной. В романе В. Некрасова «В окопах Сталинграда» (2007) главный герой так и рассуждает, разглядывая лица спящих солдат: «Человек – это целый мир». Портрет Б. Мо- мышулы не сводится к изображению лица и фигуры человека, но подразумевает символическое выражение Человека на войне.
У Б. Момышулы не бесплотный портрет с фиксацией общего, социально и национально обусловленного в человеке. Изображение «лица» проникнуто авторским отношением с обязательной идеализацией, ибо писатель изображает не только то, что видел, а то, что ему хотелось показать и возвысить или разоблачить: Нас – шестьсот. Загорелые , сосредоточенные , с воспаленными от бессонницы глазами , потемневшими от пыли бровями , обветренными лицами , с потрескавшимися губами и поросшими жесткой щетиной щеками идут люди в строю . Групповой портрет батальона, прорвавшегося из вражеского окружения, отличает особая объективность изображения, некоторый натурализм в глухой красочной гамме. И всё же тенденциозное авторское начало присутствует в этом групповом рисунке. Каждодневный военный быт, труд во имя мира, защиты Отечества – основа, которая помогает людям, несмотря на переносимые тяжести, оставаться людьми. Композиция многофигурного полотна поражает своим суровым величием и рождает ассоциации с героическим эпосом.
Большое значение придаётся одежде человека в военной жизни – она определяет положение офицера, профессиональный статус солдата. Зачастую портрет Б. Момы-шулы содержит в себе не только описание шинели, знаков отличия, но и некоторые обобщения. Внимание писателя часто переключается с мундира армейского офицера на обладателя мундира, на его душевные и интеллектуальные качества, о которых он знал не понаслышке. В блиндаж наблюдательного пункта входит генерал Панфилов в сопровождении сухого , щупленького , но с гордой осанкой артиллерийского подполковника. Если бы на нем не было аккуратной , со вкусом подогнанной военной формы , он напоминал бы скульптурный портрет Вольтера , усмехающегося с философской холодностью: все в этом грешном мире преходяще , и перемен никому не избежать... Подполковник – командир артиллерийского полка дивизии Георгий Федорович Курганов .
Портретная характеристика создает образы не только положительные. Ведь внешность, как говорится, обманчива. Лейтенант Сергей Танков – среднего роста, строен, голубоглазый, с слегка приплюснутым носом. Его интеллигентская аккуратность, чрезмерная вежливость раздражали меня. Он виделся мне не в военной форме, а в изысканном костюме. Про себя назвал его «столичным лейтенантом». В приведённых портретах сказалась принципиальная позиция автора – писатель ограничился прямой лаконичной оценкой характера и нравственных качеств героев, выделив их высокомерие как основную черту. Общий тон портрета выдержан в традициях реалистического, очень сурового искусства, где главный акцент делается на нравственные добродетели.
Б. Момышулы характеризует человека прежде всего как воина, но всё же пытается охватить все многообразие человеческих связей, и портреты у него служат социальной характеристике личности, выявлению сложности человеческого характера. Портрет каждого героя воспринимается как авторский знак, свидетельствует о своеобразии художественных установок автора. Внутри большого повествования вырабатываются приемы воспроизведения конкретной личности во всем ее индивидуальном своеобразии, с установкой на воссоздание образа индивидуализированного, психологически конкретного.
Портретные описания писателя отличают наблюдательность, собственная позиция, неоднозначное отношение к офицерам и солдатам. В них он пытается передать основные черты характера человека, наиболее запомнившиеся ему особенности личности. Потому в портрете Б. Момышулы, с одной стороны, правдивость и точность деталей, с другой стороны, предельная обобщенность, узнаваемость героев по внешним типовым признакам.
Чаще всего портреты Момышулы статичны. В статичном портрете сквозь стандарты описания проявляются симпатии автора к герою. Мухаметкул Исламкулов был красивым джигитом с высоким открытым лбом, с бархатными карими глазами. Он был старше меня лет на пять, очень выдержанный и уравновешенный, и мы все его чтили, как старшего брата. При этом Б. Мо-мышулы отнюдь не идеализирует своих героев, стремится на практике реализовать эстетический принцип подобия натуре. В описаниях сквозит даже некое сочувствие, особенно ярко проявившееся в описаниях внешности простых солдат, которые после напряжённых боёв валятся с ног от усталости и желания поспать. Постлав под себя шинели, подложив под головы сумки от противогаза, спят богатырским сном связисты : высокий, сухопарый Рахимов: румяный , белобрысый лейтенант Тимошенко; широколицый, смуглый борец Бозжанов.
Портретное искусство Б. Момышулы свидетельствует об интересе к человеческой индивидуальности . Портрет варьируется и может подчеркивать социально-типические свойства изображаемого лица, его социальный статус и приписываемые ему добродетели или его особенность, неповторимость; портрет может раскрывать внутренний мир изображаемого лица или фиксировать свойства его внешности. Портреты Б. Момышу-лы призваны выявлять в людях социальнотипическое. Говоря о своих солдатах, писатель сообщает о них множество будничных, но социально значимых мелочей: чем занимался до войны, кем работал, какое отношение сам имеет к герою и т. д. Приемы создания индивидуального портрета у Б. Мо-мышулы имеют характер разнонаправленного художественного поиска новых средств выразительности. Писатель индивидуальное начало в портрете выражает через живописные черты лица, через описание одежды: Встопорщенные усы , телячий нос , ростом мал лейтенант Угрюмов. Губаст , клыкаст , сверкают стеклянные глазки , видавшая виды грязная телогрейка перехвачена широким желтым ремнем .
Постигнуть характер человека можно по его внешнему облику, строению головы, очертаниям тела, лица. В портретировании Б. Момышулы на первом плане не частная жизнь человека, а общественная, нравственные ценности общественного бытия. В литературе периода войны был культ высокой нравственности и для писателей самой актуальной была оценка современников как патриотов, защитников Отечества. С этим связаны типичные для персонажей Б. Мо-мышулы характеристики. Портретные характеристики несут на себе черты определённых этикетных художественных формул, в которых воплощаются авторские представления о прекрасном и безобразном, национальном и возрастном, и т. д. Этикетные характеристики сопровождают рассказы о большинстве офицеров и солдат. Эти портреты внеличностны, схематичны, это нечто вроде модели солдата на войне. Б. Момы-шулы выделяет наиболее характерные, с его точки зрения, черты: Сдержанный, простой , высокий, рыжий майор Степан Чистяков; Я шел в голове колонны рядом с командиром третьей роты лейтенантом Поповым, человеком среднего роста, чуть сутуловатым крепышом; Не высок. Открытое лицо с аккуратненькими черными усиками. Если не голубизна глаз, можно было бы принять за смуглого туркмена с Каракумов; Мухаметкул Исламкулов среднего роста, широколобый, с карими круглыми глазами, стройный джигит. Сдержан, но не прост; Командир второй роты Семен Краев высок, лопоух, худощав, с проницательными зелеными глазами, белобрыс. Портретные штрихи, которыми очерчиваются солдаты войны, в сущности, являются лишь признаками, отличающими человека от остальных атрибутов обстановки, но не человека от человека; характера и тем более личности они не выражают, и в задачу автора показ их характера, как правило, не входит. В случаях же, когда по каким-либо соображениям необходимо создать представление об их характере, Б. Мо-мышулы достигает это сочетанием портретных деталей с краткой характеристикой или авторской оценкой.
Писатель не приводит описания лиц или деталей личного портрета, характера русских солдат - для него важно показать внешний облик защитников родины и то общее отрадное впечатление, которое производили патриотизм, сила, вера. Б. Момы-шулы с искренним удовольствием описывает как простых солдат на войне, так и простых людей в тылу, ибо им априори присвоены лучшие черты сражающегося в едином порыве народа. Убеждение в абсолютных нравственных ценностях не требует детального описания. Так, немногими портретными деталями определяется портрет женщины-матери, простой казахской женщины, проводившей на фронт мужа и сыновей, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры - долгие годы будет она ждать с войны тех, кто уже никогда не вернется. За краткими портретными приметами нет характера, тем более личности, а есть персонаж как выражение патриотических устремлений.
Документальное начало и художественный вымысел взаимно усиливают отражение исторической правды, создают образ подлинной войны. Портрет персонажей Б. Момышулы свидетельствует о высоком интересе писателя к проблеме подлинности в художественном произведении, к проблеме формирования художественного мира, приближающего нас к истине.
В создании образов соратников-фронтовиков достигается убедительное портретное сходство, потому что писателю довелось не только видеть характеризуемого человека, но и общаться с ним, наблюдать его в различных ситуациях, не только во время военных мероприятий, говорить с глазу на глаз. Люди трудной судьбы, противоречивые, бескомпромиссные – характеры его военной прозы.
Портрет отличает особая объективность изображения, некоторый натурализм в глухой красочной гамме. И всё же тенденциозное авторское начало присутствует в портретном рисунке. Каждодневный военный быт, труд во имя мира, защиты Отечества – основа, которая помогает людям, несмотря на переносимые тяжести, оставаться людьми. Каждому есть что защищать, во имя чего идти на бой. Защищают свои легенды, песни. О каждом из них можно сказать, что он стал «человеком с ружьем». «Человек с ружьем» – эти слова, мне думается, вполне выражают чувство гражданской ответственности.
Меняются лица солдат, но за каждым из них для Б. Момышулы стоит «лицо войны». Победа в бою под Москвой досталась нелегко, именно поэтому необходимо запечатлеть лицо войны, лицо победы в портрете. Пафос портретной характеристики в создании образа и внутренней формы произведе- ния подтверждает общефилософскую позицию военной прозы Б. Момышулы.
Список литературы Портретная характеристика в создании внутренней формы военной прозы Бауржана Момышулы
- Андроникова М. И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975. 328 с.
- Барахов В. С. Литературный портрет. Истоки, поэтика, жанр. Л.: Наука, 1985. 312 с.
- Белецкий А. И. Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964. 478 с.
- Галанов Б. Искусство портрета. М.: Сов. писатель, 1967. 208 с.
- Дмитриевская Л. Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З. Н. Гиппиус). М.: Литера, 2005. 136 с.
- Зингер Л. С. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобразительное искусство, 1986. 323 с.
- Лотман Ю. М. Портрет // Лотман Ю. М. Об искусстве. М.: Искусство-СПб, 1998. С. 500-518.
- Минералова И. Г. Анализ художественного произведения. Стиль и внутренняя форма: Учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 2011. 256 с.
- Тимофеев Л. И. Советская литература: метод, стиль, по этика. М.: Сов. писатель, 1964. 523 с.