Поселение Симониха I - памятник эпохи бронзы в Удмуртском Прикамье
Автор: Митряков А.Е.
Журнал: Вестник Пермского университета. История @histvestnik
Статья в выпуске: 1 (28), 2015 года.
Бесплатный доступ
Анализируются материалы однослойного поселенческого памятника эпохи бронзы в Удмуртском Прикамье - поселения Симониха I - и их культурно-хронологическая позиция в системе древностей эпохи палеометалла в Приуралье. Общий андроноидный облик комплекса -геометрический орнамент сосудов, наличие плоскодонных днищ - указывает на восточное происхождение его характерных черт. Сравнительное единообразие орнаментации и предполагаемый короткий срок формирования комплекса позволяют рассматривать на его примере уровень вариативности в оформлении посуды в рамках единой традиции.
Керамика, кремень, бронзовый век, удмуртское прикамье, межовская культура, черкаскульская культура
Короткий адрес: https://sciup.org/147203614
IDR: 147203614
Текст научной статьи Поселение Симониха I - памятник эпохи бронзы в Удмуртском Прикамье
Поселение Симониха I было обнаружено и частично исследовано отрядом Нижнекамской археологической экспедиции Института археологии РАН под руководством В. П. Денисова в 1969 г. [ Денисов , 1972, с. 76–77]. Оно расположено на левобережье р. Камы, на западной окраине поселка Первомайский в окрестностях г. Сарапул, на левом берегу р. Симонихи, примерно на 3 км выше впадения её в р. Каму. Во время паводков р. Симониха соединяется с одним из проточных образований р. Камы, находящейся в 0,4 км от памятника. Примерно в 300 м к северу от памятника расположено поселение Симониха II, открытое и обследованное одновременно с Симонихой I.
Поселение находится на краю низкой слегка всхолмленной террасы, образующей своеобразную дюнообразную гряду, вытянутую вдоль р. Симонихи с севера на юг. В 0,4 км к югу от памятника терраса постепенно поворачивает к востоку и соединяется непосредственно с камской террасой, вдоль которой протекает приустьевая часть р. Симонихи (рис. 1). Поверхность поселения возвышается над её поймой на 3–4, 5 м. Поверхность памятника сильно повреждена хозяйственными строениями и огородами жителей пос. Первомайский. При строительстве узкоколейной железной дороги (в настоящее время разрушена) уничтожена, по мнению В. П. Денисова, наиболее интересная и информативная часть поселения.
На памятнике заложен раскоп площадью 288 кв. м. Исследована стратиграфия юго-западной части памятника: 1) пахотный слой, состоящий из плотной тёмно-серой супеси с мелкими фрагментами керамики и кремнёвых отщепов, мощностью от 0,18 до 0,3 м; 2) культурный слой, представленный плотным комковатым темно-серым суглинком. На некоторых участках цветовая гамма культурного слоя варьировалась от светло-серой до темно-серой окраски, мощность его изменялась от 0, 1 до 0, 2 м. В культурном слое обнаружены основные находки: керамика, кремневые изделия и кости животных; 3) зеленовато-серый комковатый суглинок, который прослеживался непосредственно под культурным слоем и не содержит находок, мощностью от 0, 05 до 0, 3 м; 4) материк – плотный желтоватый суглинок. На раскопе не было зафиксировано объектов, ям или очагов.
Найдено 1011 фрагментов керамики не менее чем от 96 сосудов. Для характеристики комплекса было отобрано 62 фрагмента 55 сосудов, для 40 из которых оказалось возможным определить диаметр по венчику и шейке и с помощью методики формализации В.Ф. Генинга рассчитать высотногорловинный указатель ФБ и указатель профилировки шейки формы ФГ.
Диаметр сосудов колеблется от 90 до 380 мм. По высоте шейки абсолютно преобладают низ-когорлые (ФБ от 0,5 до 1,5; 35 экз., 87,5%), присутствуют также очень низкогорлые (4 экз., 10%, рис. 3, 1,9 ) и среднегорлые (1 экз., 2,5%, рис. 3, 10 ) сосуды. По степени профилировки преобладают слабопрофилированные (29 экз., 72,5%), менее распространены сосуды с прямой горловиной (6 экз., 15%, рис. 3, 5,7,8 ) и среднепрофилированные (5 экз., 12,5%, рис. 3, 3,12 ). Оформление края венчика сосудов нестабильно, но заметна тенденция к его скосу внутрь.
Вместе с фрагментами венчиков и стенок коллекция содержит фрагменты 19 плоских днищ
диаметром 6–12 см, что позволяет считать плоское дно характерной деталью посуды поселения.
Вся орнаментация сосудов выполнена гребенчатым штампом, за исключением широких прочерченных полос (так называемых «каннелюр») в верхней части шейки некоторых сосудов (рис. 3, 1,3 ). Основные элементы орнаментации – горизонтальные опоясывающие линии (94,6%), ряды наклонных оттисков штампа (38,2%), горизонтальный зигзаг (30,9%), ёлочка, штрихованные треугольники (по 25,5%), ряды ямок (18,2%), наколов (14,6%), «флажки» (12,7%), ромбы (7,27%), а также заштрихованный зигзаг и кресты (соответственно 5,5% и 3,6%).
Судя по характеру сколов, сосуды изготовлены из глины методом жгутового или ленточного налепа. Поверхность сосудов довольно тщательно заглажена снаружи мягким предметом, изнутри в некоторых случаях отмечены следы гребенчатого штампа. В качестве примесей к тесту визуально фиксируются толченая раковина (31 экз., 56,4%), шамот (9 экз., 16,4%), смеси толчёной раковины и шамота (4 экз., 7,2%); в 8 экземплярах примесь визуально определить не удалось.
В коллекции также присутствует серия фрагментов плоских днищ сосудов (рис. 3, 14–16 ) диаметром 6–14 см. Некоторые из них имеют характерные так называемые «закраины» – выступ за пределы.
К описываемой посуде довольно близки материалы, объединенные А.Х. Халиковым в качестве балымско-карташихинского этапа приказанской культуры [ Халиков , 1980, с. 34–35]. Л.И. Ашихмина атрибутирует такую посуду как раннелуговскую [ Ашихмина , 1985, с. 5–6; 2014, с. 36 и др.]. Посуда аналогичной формы и орнаментации распространена и на Нижней Белой, например, в материалах Сасыкульского и Агидельского поселений [ Обыдённов , 1998, с. 23]. Ближайшими по всем основным характеристикам к керамике поселения Симониха I оказываются андроноидные материалы поселения Партизанское II [ Митряков , 2013, с. 75, 8–13 ] и Ныргындинской стоянки [ Ашихмина , 1977, с. 95–97], расположенных на правом берегу Камы, в нескольких десятках километров ниже него по течению.
Характерными чертами комплекса являются выраженный геометризм в орнаменте, преобладание горизонтальных линий, разделяющих орнаментальные зоны, сравнительно низкий процент сосудов с ямочной орнаментацией, а также единообразие в оформлении сосудов. Обращает на себя внимание специфическая ситуация с составом теста сосудов: практически одинаково оформленные сосуды могут быть сделаны из теста с разными примесями (см., например, рис. 3, 1,3 ; рис. 3, 2,4 ), что может свидетельствовать об адаптации пришлых, андроноидных, традиций к производству керамики. Более уверенно об этом можно будет говорить после проведения специального техникотехнологического анализа. В целом же широкие ровные прочерченные полосы на этих и нескольких других сосудах однозначно указывают на восточное, черкаскульское, происхождение орнаментальной традиции комплекса (см., например [ Хлобыстин , 1976, с. 17–18]).
Среди керамических изделий выделяется также обломок округлого уплощенного пряслица, декорированный по поверхности тонкими резными узорами (рис. 2, 1 ).
Помимо керамики было найдено 133 каменных изделия. Они изготовлены из галечникового руслового кремня разнообразных цветовых оттенков: от светло-серого, голубого, розоватого до зеленоватого. Материалом для подавляющего числа кремневых изделий послужили отходы производства (103 экз.), среди которых сколы (57), расколотые гальки (9), бесформенные куски кремня (9), отщепы (16), чешуйки (12). Выделяется один двуплощадочный нуклеус.
Орудийный комплекс представлен 29 изделиями. Среди морфологически неопределенных орудий есть различные отщепы (4) и сколы (5) с ретушью. Наиболее представительную группу орудий образуют долотовидные изделия на сколах и рассеченных уплощенных гальках (8), которые близки по типологии к палеолитическим piees escuillees (рис. 2, 13–14 ). Среди них встречаются однолезвийные и двулезвийные изделия с односторонней или двусторонней чешуйчатой подтеской рабочих краёв.
В коллекции памятника отмечается 7 наконечников стрел с тщательной двусторонней обработкой, изготовленных из буро-розоватого и серого кремня (рис. 2, 2–8 ). Большинство их представлено в крупных фрагментах с утраченным острием или основанием. Орудия имели листовидную форму с уплощенной, иногда слегка вогнутой базой. Имеются наконечники стрел подтреугольной формы, аналогичные турбинско-сейминским типам метательных изделий. Все типы наконечников стрел имеют аналоги на памятниках черкаскульской культуры [ Обыденнов, Шорин , 2005, рис. 19].
На памятнике найдено 4 скребка (рис. 2, 9–12). Из них 2 орудии подпрямоугольной и под- треугольной формы, изготовленные на отщепах и сколах из розового и серого кремня. Три скребка имеют дорсальную обработку плоской ретушью, 1 изделие – выраженную подтеску вентральной плоскости. Среди орудийного набора выделяется шлифованное подпрямоугольное тесло из светлокоричневой сланцевой породы (рис. 2, 15).
Поселение Симониха 1 является редким памятником эпохи бронзы в Прикамье, демонстрирующим относительно единообразный облик керамического и кремневого инвентаря. Судя по всему, мы имеем дело с так называемым «чистым» комплексом, что делает его важным источником изучения поздних этапов эпохи палеометалла. Залегание культурных напластований памятника в суглинистых слоях и сохранение на нем органических останков (кости животных) дают возможность получить объективные даты по радиоуглероду для уточнения хронологической шкалы анд-роноидных древностей в Среднем Прикамье. В настоящее время по облику керамического комплекса, включающего, с одной стороны, сравнительно мало сосудов, орнаментированных ямками, что характерно для развитых этапов луговской культуры, с другой стороны, сосуды, орнаментированные прочерчиванием, можно датировать памятник в пределах XV–XIV вв. до н.э.
Список литературы Поселение Симониха I - памятник эпохи бронзы в Удмуртском Прикамье
- Ашихмина Л. И. Генезис ананьинской культуры в Среднем Прикамье//Научн. докл./Коми филиал АН СССР. Сыктывкар, 1985. Вып. 119. 26 с
- Ашихмина Л.И. Стоянки эпохи поздней бронзы в Удмуртском Прикамье//Матер, и дух. культура финно-угров Приуралья. Ижевск, 1977. С. 93-138
- Ашихмина Л.И. Генезис ананьинской культуры в Среднем Прикамье (по материалам керамики и жилищ). Казань, 2014. 299 с
- Денисов В. П. Раскопки поселений эпохи бронзы на нижней Каме//Отчеты Нижнекамс. археол. экспедиции. М., 1972. Вып. 1. С. 75-77
- Митряков А.Е. Керамический комплекс Партизанского II поселения в Среднем Прикамье//Вестник Удмуртского государственного университета. Сер.: История и филология. 2013. Вып. 1. С. 74-78
- Обыденное М. Ф. Археологические культуры конца бронзового века Прикамья. Уфа, 1998а. 206 с
- Обыденное М. Ф., Шорин А. Ф. Черкаскульская культура. Уфа, 2005. 138 с.
- Хлобыстин Л.П. Поселение Липовая Курья в Южном Зауралье Л., 1976. 65 с
- Халиков А.Х. Приказанская культура//Свод археол. источников. М., 1980. Вып. В1-24. 128 с