Постмодернизм и религиозная вера

Автор: Ыхеев Владимир Валерьевич

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета @vestnik-bsu

Статья в выпуске: 5, 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена взаимоотношениям постмодернисткого дискурса эпохи и религиозной веры в контексте нового прочтения буддийской и христианской философии. Предметом исследования является совпадение критики постмодернисткой философией «онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризма», свойственной классической эпохе, включающей в себя пре-модерн и модерн (по постмодернисткой классификации эпистемологических парадигм) с эпистемологическими парадигмами буддийской и ортодоксальной томисткой (католической) философий. Аквинатом рассматривается рецепция постулата Аристотеля о том, что человеческое сознание берет все свое содержание из чувственного мира, а все богатство понятий и суждений - плод интеллектуального творчества, а не непосредственного созерцания мира идей, как полагал Платон и те, кто следовал ему; отсюда возникает вывод о практически полном совпадении предельно номиналистической и релятивисткой постмодернисткой философии как с концепцией буддийского осознания иллюзорности феноменального мира, так и с доктриной Аквината о тварном бытии и деятельности человеческого сознания как сферы сугубо творческой, открытой полной свободе самоопределения и само-осознания. Христианский (и исламский, конечно) теизм и сугубо восточный (индуисткий и буддийский) пантеизм могут найти в томистком понимании Бога как Бытия всех вещей ту точку соприкосновения, на которой возможно построить взаимообогащающий межкультурный диалог двух религиозных традиций. Данная томисткая концепция позволяет преодолеть противоречия религиозного и атеистического мышления; ведь и католический томизм, и безрелигиозный радикальный постмодернисткий либерализм видят в человеческом существовании не что иное, как воплощенную свободу (или, по крайней мере, трагическое осознание отсутствия свободы - и в этом осознании так или иначе призыв к ней), видят в человеке высокое призвание к бесконечной творческой свободе, в которой человек является и субъектом, и объектом своего творчества.

Еще

Постмодерн, томизм, религия, христианство, буддизм, католицизм, онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм, эпистема, постмодернисткая чувствительность

Короткий адрес: https://sciup.org/148183575

IDR: 148183575   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2017-5-59-67

Список литературы Постмодернизм и религиозная вера

  • Hudson W. The future of thomism: an intoducrion//Электронный ресурс. Официальный сайт центра Жака Маритена. Университет Нотр Дам. URL: https://maritain.nd.edu/ama/Hudson/Hudson04.pdf (дата обращения: 16.05.2017).
  • Панарин А.С. Философия истории. М.: Гардарики, 1999. С. 232.
  • Августин Блаженный. О граде Божием. М.: Аст, 2000. С. 195.
  • Деррида Ж. Письмо и различение. М.: Академический проспект, 2007. С. 319.
  • Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново. Брюссель: Жизнь с Богом, 2003. С. 214.
  • Солженицын А. Потемщики света не ищут//Литературная газета. 2003. 22 окт.
  • Хабермас Ю. Расколотый Запад. М.: Весь мир, 2008. С. 34.
  • Цендровский О.Ю. Культурно-мировоззренческие основания глобального сетевого общества XXI в.//Человек и культура. 2015. № 5. С. 57.
Статья научная