Потенциал контроллинга на мезо-уровне экономических отношений
Автор: Баликоев Алан Арсенович
Журнал: Научный вестник Южного института менеджмента @vestnik-uim
Рубрика: Пространство хозяйственного развития
Статья в выпуске: 1 (1), 2013 года.
Бесплатный доступ
Корпоративные организации активно взаимодействуют с региональными экономическими системами. В данном процессе создаются перспективные формы связей, относящиеся к мезо-уровню организации экономических отношений. Принадлежность корпоративных организаций к мега-уровню предполагает их доминирование во внутренней среде региона, для исследования которого целесообразно привлечь познавательные возможности контролллинга, представленные в данной статье.
Региональная экономическая система, корпорация, контроллинг, потенциал
Короткий адрес: https://sciup.org/14338624
IDR: 14338624
Текст научной статьи Потенциал контроллинга на мезо-уровне экономических отношений
Для многих регионов современной России характерна проблема инвестиционного, технологического и инфраструктурного взаимодействия с мега-корпорациями, обладающими огромным экономическим потенциалом и способными подчинить своим интересам процесс территориального развития. Имеет место интенсивная экспансия мега-корпораций во внутреннюю среду региональных экономических систем, что обусловливает качественно новый слой экономических задач, для решения которых востребованы новые методологические подходы и инструментальные возможности. Поскольку мега-корпорации и региональные экономические системы представляют собой сложные, пространственно распределенные системы отношений, то для решения указанных задач целесообразно использовать познавательные возможности современных концепций, сложившихся на стыке ряда направлений экономической науки, а также социологии, истории науки, теории познания [1].
Мега-корпорации закономерно занимают господствующие позиции в региональной экономике многих стран мира, опираясь на присущие им особые возможности:
– их капитал, огромный по масштабам и разветвленный в пространственном и отраслевом отношениях, создает соответствующие механизмы управления, которые налаживают продуктивное для мега-корпораций движение ресурсов, факторов и результатов хозяйственной деятельности, минуя любые национальные и региональные границы, преодолевая различные барьеры; при этом в основе экономической мощи мега-корпораций лежит их эмиссионный потенциал;
– мега-корпорации превращают хозяйственное пространство региональных экономических систем в собственную ресурсную площадку, а стратегии территориального развития – в траектории движения, обеспечивающие удовлетворение корпоративных интересов;
– вертикаль экономической власти мега-корпораций вступает в конкурентное взаимодействие с вертикалью государственной власти, стремясь к отчуждению в свою пользу целого ряда полномочий территориального управления [2].
В свою очередь, каждый регион современной России существенным образом влияет на эволюцию функционирующих в его внутренней среде мега-корпорации. Отдельные аспекты указанного взаимодействия нашли отражение в результатах проведенных исследований, однако в условиях глобальной интеграции хозяйственных отношений и становления постиндустриальной экономики востребован его системный анализ. Указанные обстоятельства обусловливают целесообразность широкого использования в исследовании взаимодействия мега-корпораций с региональными экономическими системами познавательного потенциала, которым располагает теория контроллинга. Раскроем некоторые существенные аспекты данной теории применительно к обозначенному выше кругу задач.
Идея контроллинга получила широкое признание и распространение в развитых странах рыночной в начале 80-х годов двадцатого столетия. Однако идея директ-костинга, лежащая в основе концепции контроллинга, появилась в конце XVIII в. В Россию контроллинг пришел из Германии. Первые публикации, посвященные контроллингу, появились в отечественной литературе в середине 90-х гг. Х века. Следует отметить малочисленность как собственных разработок по данной тематике, так и элементов их практической реализации в отечественной практике управления. Находят применение лишь некоторые элементы этой системы (в основном, учета по видам затрат, контроля и анализа). Лидерами в использовании методологии и инструментария контроллинга в России стали хозяйственные структуры черной и цветной металлургии, нефтегазового комплекса и атомной энергетики, то есть, тех отраслей, которые активнее всех взаимодействуют с субъектами мега-уровня.
Оценивая потенциал контроллинга в управлении отдельной хозяйственной организацией, следует учитывать позитивный опыт его применения применительно к следующим условиям деятельности:
– повышение нестабильности внешней среды, увеличение скорости реакции на ее изменения, что создает дополнительные требования к системе управления хозяйственной организацией, повышению ее гибкости;
-
– смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
-
– необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах организации, в продуманной системе действий по обеспечению ее выживаемости и выходу из кризисных ситуаций;
-
– усложнение систем управления организацией, требующее соответствующего механизма координации внутри системы управления;
-
– недостаток достоверной и надежной информации, что требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
-
– необходимость синтеза, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности при подготовке и принятии управленческих решений.
Оценивая возможности контроллинга применительно к исследуемому взаимодействию, отметим, что потребность в использовании инструмента контроллинга в исследовании и практическом решении проблем регионального развития в условиях динамичной интеграции экономики России в состав мирового хозяйства возрастает в силу нестабильности внешней среды, высокой волатильности мирового, национального и локальных рынков, воздействия ряда кризисных факторов. В процессе территориального управления, в том числе и в связи с взаимодействием с мега-корпорациями, усиливаются позиции системного прогнозирования, непрерывного мониторинга изменений, происходящих во внешней и внутренней средах региональных экономических систем, формирования комплексных механизмов стабилизации с целью обеспечения устойчивого развития и защиты от концентрации кризисных факторов [3].
Вместе с тем, контроллинг относится к числу новых инструментов процесса территориального развития, которые еще не обрели четких границ и выступают в качестве дискуссионных объектов исследования. Проблемы, стоящие перед контроллингом в связи с усложнением территориального управления, ростом потребности в динамичном и надежном информационном обеспечении, усложнением конкурентного взаимодействия на локальных рынках, экспансией новых технологий и способов организации бизнеса в хозяйственное пространство регионов, обусловливают постановку ряда научных задач на мезо-уровне.
На современном этапе развития экономики расширяется само понятие контроллинга – функции учета и мониторинга дополняются функциями подготовки управленческих решений, оценки ре- зультатов развития территории. Прежний локальный инструмент становится системным, обобщающим в себе результаты развития ряда направлений территориального менеджмента, что открывает качественно новые возможности для роста конкурентоспособности региональных экономических систем [4].
Новые задачи, стоящие перед участниками исследуемого взаимодействия, нуждаются в качественно новых способах координации и инструментах развития, адекватных их природе и уровню стоящих перед ними задач территориального развития. Указанным требованиям соответствует системный инструмент контроллинга, обеспечивающий интеграцию функций процесса территориального менеджмента. Организационно закрепленные в контроллинге взаимосвязи мониторинга, анализа, оценки, планирования, контроля, учета, прогнозирования, стратегического проектирования обеспечивает циклическую коррекцию параметров развития взаимодействия региональных экономических систем и мега-корпораций. Выделим изменчивость трактовок контроллинга – данное понятие постоянно изменяется по мере развития управления и самой системы контроллинга. Первоначально под контроллингом понималась совокупность задач в сфере учета и финансов, затем к функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и источников, в дальнейшем сюда добавились задачи прогнозирования и др.
В последние годы в совокупности функций контроллинга все большее значение приобретает информативная функция. Контроллинг решает проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельных хозяйственных систем. Но особое значение для понимания сущности контроллинга имеет его взаимосвязь с управлением развивающейся экономической системой. Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой по мере роста и усложнения хозяйственных систем возникает проблема функциональной несогласованности управления, в связи с чем проявляется потребность в новых функциях контроллинга: обеспечения ресурсами, оптимизации затрат, инноваций, инвестиций, маркетинга, финансов. В какой-то мере разногласия в понимании взаимосвязей функций управления, а также многозначность понятия “контроллинг” мешают успешному применению данного инструмента в России.
Оценивая возможности контроллинга, следует учитывать, что содержание процесса взаимодействия региональной экономической системы и мега-корпорации, во многом, обусловлено спец- ифическими характеристиками хозяйственного пространства России, в частности, развитием региональной поляризации. Глубокие различия в достигнутых уровнях и потенциале развития отдельных территориальных систем накладывают отпечаток на эффективность и устойчивость протекающих в их внутренней среде хозяйственных процессов, позволяя реализовать одни функции указанного взаимодействия и, в то же время, ослабляя или нейтрализуя другие его функции [5].
Необходимо принимать во внимание и такие детерминанты содержания указанного взаимодействия, как наличие у мега-корпорации мощной вертикали экономической власти, а также участие государства в капитале, которое, применительно к ОАО «Газпром» выросло за последние годы до уровня полного контроля над данной корпорацией. Теория региональной экономики, практика территориального менеджмента, а также практика корпоративного стратегического управления нуждаются в раскрытии новых функций взаимодействия мега-корпорации и региональной экономической системы, а также в определении соответствующих изменений структуры активов корпорации и территориальной системы. Что может дать контроллинг для решения указанных научных и практических задач?
Прежде всего, отметим, что система контроллинга должна быть ориентирована на обеспечение четкой стратегической направленности исследуемого взаимодействия, включая формирование программы необходимых нововведений для реализации стратегии; оценку рассогласования имеющихся возможностей предприятия, программы нововведений и поставленных стратегических целей; принятие решений об устранении рассогласования путем пересмотра программы нововведений или стратегических целей. При этом сформированный стратегический план функционирования и развития интересующего нас взаимодействия региона и корпорации подтверждается системой прогнозных технико-экономических, финансовых и социальных показателей по годам планируемого периода. Для составления такой прогнозной системы показателей необходима прочная основа в виде стратегического соглашения региональной экономической системы и мега-корпорации о партнерстве [6].
Существующее в теории и практике контроллинга большое количество разнообразных инструментов, а также многообразие объектов воздействия данных инструментов и решаемых с их использованием задач по практической реализации ориентации на будущее и улавливанию негативных результатов и «узких мест», тормозящих экономи- ческий рост, создают проблему несогласованности различных функций контроллинга и усложняют выполнение конкретных управленческих задач. В этих условиях становится неизбежной необходимость упорядочения всей совокупности инструментов и методов контроллинга посредством их классификации и оценки по определенным критериям. Классификация облегчает выбор участниками исследуемого взаимодействия конкретного инструментария контроллинга в зависимости от наиболее существенных задач, стоящих перед ними и в наибольшей степени отвечающих конкретным условиям их совместного развития.
Приоритетной функцией контроллинга, широко востребованной при любых видах деятельности, является контроль соответствия фактических показателей реальным возможностям предприятия и выбранным стандартам или имеющимся достижениям в данной области (анализ отклонений), а также связанные с ним анализ узких мест и система раннего предупреждения. На основе анализа отклонений определяется степень достижения стратегических целей и, тем самым, характеризуется эффективность действующих механизмов стратегического управления, что создает возможности для осуществления продуктивной обратной связи [7].
Благодаря комбинированию механизмов прямой и обратной связи при сравнении проектных и фактических данных объединяются реальные и предполагаемые показатели прошлого, настоящего и будущего периодов. Вследствие этого служба контроллинга имеет возможность предоставить руководителям разных уровней управления территории и мега-корпорации соответствующую информацию для принятия управленческих решений в интересах будущего развития исследуемого взаимодействия.
Наряду с анализом отклонений собственных показателей деятельности анализируемого объекта в управленческих технологиях активно утверждается процесс систематического и непрерывного измерения, оценки и сравнения процессов предприятия с процессами организаций-лидеров с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности и использования лучших достижений в условиях своей экономической системы (бенчмаркинг). По существу, это альтернативный метод стратегического планирования, причем не от достигнутого уровня, а от показателей наиболее значимых конкурентов. Новизна применения бенчмаркинга в системе контроллинга заключается в создании постоянно действующего механизма исследования, измерения и адаптации достижений других компаний к своей деятельно- сти. Применительно к исследуемому взаимодействию, бенчмаркинг позволяет органам управления территории и мега-корпорации сопоставить собственные результаты с результатами других пар взаимодействующих субъектов.
Для использования информационных технологий в контроллинге наиболее подходит концепция автоматизации всех основных бизнес процессов экономической системы – менеджмент, маркетинг, финансы, управление человеческими ресурсами, производство, а также концепция перехода к внедрению новых технологий менеджмента, управлению изменениями, универсальной системы показателей деятельности системы. Эти технологии предполагают определенный баланс между финансовыми показателями, показателями внутренних бизнес процессов и параметрами внешнего рыночного спроса. Отметим, что в исследуемом взаимодействии указанные показатели изменяют свой характер и становятся показателями, отражающими характер отношений между обеими сложными экономическими системами – соперничество, разделение функций и кооперация, комбинирование экономических потенциалов, интеграция и др.
Изменчивость внешней экономической среды и усложнение исследуемого взаимодействия востребуют от системы контроллинга в целях эффективного управления и контроля более разнообразную и объемную информацию, отвечающую требованиям достоверности, полноты, релевантности (существенности), своевременности, регулярности. Поэтому система контроллинга должна опираться на информационную поддержку управления и контроль результатов [8].
Информационно-коммуникационные технологии в системе контроллинга призваны обеспечивать обслуживание самостоятельных, но взаимосвязанных контуров управления, что позволит осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности экономической системы – отслеживание протекающих в ее внутренней среде процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы системы; сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми показателями. На основании полученной информации органы управления участников взаимодействия могут сделать выводы о сильных и слабых сторонах взаимодействия региональной экономической системы и мега-корпорации, динамике их изменения, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий, на основании которых могут быть пересмотрены целевые параметры и скорректирована программа развития исследуемого взаимодействия [9].
Список литературы Потенциал контроллинга на мезо-уровне экономических отношений
- Губанов С. Системные противоречия и перспективы их разрешения//Экономист. 2002. № 1.
- Гусева И. Проблемы становления и развития контроллинга в России//Проблемы теории и практики управления. 2005. № 6.
- Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. Москва: МГУ, 2010.
- Любимцев С., Сурняев В. Информационно-коммуникационные технологии в общественном производстве//Экономист. 2006. № 4.
- Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет. М.: Едиториал УРСС, 2003.
- Палий В.Ф. Организация управленческого учета. М.: Бератор-Пресс, 2009.
- Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: ИНП РАН, 2004.
- Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес процессов. Компонентная методология. М: Финансы и статистика, 2004.
- Беломестнова И.В., Хилько Н.А. Вертикально интегрированные корпорации как субъекты модернизации региональных экономических систем//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика» 2011. № 4.