Поведение в сфере продовольственного потребления кок фактор заботы о здоровье

Автор: Корнешов Алексей Александрович

Журнал: Народонаселение @narodonaselenie

Рубрика: Потребление населения

Статья в выпуске: 2 (44), 2009 года.

Бесплатный доступ

Статья основана на результатах обследования 1500 молодых семей в возрасте 18-35 лет. Он рассматривает последствия своего поведения в сфере потребления с точки зрения рисков для их формирования здоровья. В нем приводятся оценки распространенности избыточного веса и недостаточного веса среди них с учетом социальных и образовательных характеристик как мужчин, так и женщин.

Короткий адрес: https://sciup.org/14347722

IDR: 14347722

Текст научной статьи Поведение в сфере продовольственного потребления кок фактор заботы о здоровье

Поведение В сфере продоВотельстВенного

потребления кок фактор заботы о здоровье

В Докладе о состоянии здравоохранения в мире–2002 г. [1] подробно обсуждаются факторы риска, которые обусловливают значительную долю всех случаев смерти от неинфекционных болезней в большинстве стран. Наибольшие риски включают повышенное давление крови, повышенное содержание холестерина в крови, недостаток фруктов и овощей в рационе питания, избыточный вес, недостаточную физическую активность и употребление табака. Пять из этих факторов риска тесно связаны с рационом питания и физической активностью. Таким образом, нездоровый рацион питания и недостаточная физическая активность являются ведущими причинами основных неинфекционных болезней, включая сердечно-сосудистые болезни, диабет и определенные типы рака, на эти факторы приходится значительная доля глобального бремени болезней, смерти и инвалидности. Другие болезни, связанные с рационом питания и недостаточной физической активностью, например кариес и остеопороз, являются широко распространенными причинами заболеваемости. С учетом тяжелого и постоянно растущего бремени неинфекционных болезней, в 2004 г. была разработана Глобальная стратегия ВОЗ в области рациона питания, физической активности и здоровья [2].

Правительством Российской Федерации в 1998 г. была принята «Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 г.», которая определила основные приоритеты и практические задачи для укрепления здоровья нации [3]. В настоящее время Роспотребнадзором подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации проект «Основ государственной политики в области здорового питания граждан Российской Федерации на период до 2020 г.». Проект был одобрен на парламентских слушаниях в Совете Федерации (апрель 2007 г.) и на заседании «круглого стола» в Государственной Думе (май 2008 г.). Таким образом, проблема оздоровления пищевого поведе- ния населения признается актуальной и для нашей страны.

Зачастую к факторам риска для здоровья относят лишь избыточный вес, однако, особенно среди молодежи, и прежде всего женщин, дефицит массы тела является распространенным явлением, которое негативно сказывается на возникновении ряда хронических заболеваний и, что не менее важно, на выполнении репродуктивных функций.

Целью настоящего исследования 1 являлся анализ пищевого поведения молодежи, поскольку именно в этом возрасте формируются стереотипы, значимо влияющие на риск формирования хронических заболеваний. Материалами исследования послужил вторичный анализ данных о социальной дифференциации стереотипов поведения в вопросах сохранения здоровья среди молодежи. По всероссийской выборке в 2006 г. было опрошено 1500 человек в возрасте до 35 лет.

Существует несколько индексов, позволяющих оценить как избыточный вес, так и его дефицит. Как правило, все они специфичны для мужчин и женщин, причем дифференцированы в зависимости от возраста. Для настоящего исследования использован простейший индекс, позволяющий работать с приближенными данными опроса. В условиях, когда значительная часть населения, преимущественно мужчин, неточно знает и рост, и, особенно, вес, огрубленные измерители более адекватны. Таким образом, в качестве первого приближения была использована популярная оценка, основанная на разнице роста и веса. Оценка 100 с вариа- цией ±5% была расценена как норма. Снижение оценки в диапазоне 95–85 интерпретировалось как повышенный вес, если же оценка оказывалась ниже 85, то такой случай определялся как избыточный вес. В противоположном направлении увеличение оценки в диапазоне 105–115 характеризовалось как сниженный вес, если же оценка превышала 115, то такой случай характеризовался как дефицит массы тела.

Поскольку опрашивалось молодое население, то основная часть его имеет массу тела, соответствующую норме или даже несколько ниже: 43,9% и 29,7% для мужчин, 35,6% и 34,4% для женщин. Если рассматривать группу риска, то для молодежи большую опасность представляет не избыточный вес: таких только 3,7–6,0% соответственно среди мужчин и женщин, а дефицит массы тела: 7,6–11,2%. Вместе с тем, при переходе от группы юношей и девушек к молодежи старше 25 лет нарастает проблема именно избыточного веса. Так, доля мужчин с избыточным весом возрастает с 2,1 до 5,1%, при этом удельный вес мужчин с повышенным весом увеличивается среди с 8,5 у 17–24-летних до 17,3% у 25– 35-летних. Для женщин эта проблема столь же актуальна: рост категории женщин с повышенным и избыточным весом является двукратным: от 6,5–3,1% у 17–24-летних до 8,3–13,4% в возрасте старше 25 лет (табл. 1).

Тот факт, что с возрастом проблема лишнего веса нарастает и среди мужчин, и среди женщин, не позволяет связать ее только с репродуктивной деятельностью женщин, иными словами, – это универсальная проблема, обусловленная характером питания и отсутствием адекватных физических нагрузок.

Проблема избыточного веса так же, как и другие поведенческие фак-

Таблица 1

Распределение респондентов по соотношению весо-ростовых характеристик в зависимости от возраста и пола, %

Возраст

Избыточный вес

Повышенный вес

Норма

Сниженный вес

Дефицит массы тела

Общий итог

25 и старше

5,0

17,3

Мужчины 47,0

24,8

3,8

100,0

до 25

2,1

8,5

39,9

36,0

12,4

100,0

Общий итог

3,7

13,4

43,9

29,7

7,6

100,0

25 и старше

8,3

13,4

Женщины

36,6

31,6

7,8

100,0

до 25

3,1

6,5

34,4

38,1

15,8

100,0

Общий итог

6,0

10,4

35,6

34,4

11,2

100,0

Источник: Опрос молодежи в 18 регионах России в 2006 г.

торы риска, судя по данным зарубежной литературы, является уделом малообразованных, сравнительно бедных групп населения [4]). Имеющиеся исследования показывают, что в отношении алкоголя и курения в российском населении ситуация не столь однозначна в сравнении с тем, как она видится по зарубежным данным [5]. Присутствует специфика и в отношении избыточного веса. Поскольку проблема весовых диспропорций имеет не только четко выраженную гендерную, но и возрастную динамику, далее анализировать ситуацию будем с учетом выделения групп юношей и девушек, а также молодежи старше 25 лет.

Как показывает анализ весовых диспропорций в зависимости от уровня образования респондентов, такая детализация является вполне оправданной (табл. 2). Так, среди молодых людей в возрасте до 25 лет образовательный статус существенно дифференцирует распространенность весовых диспропорций, причем у мужчин и женщин в противоположном направлении. Если у мужчин рост образовательного статуса является существенным фактором риска повышенн о-

го (от 3,8% среди малообразованных до 17,9% среди лиц с высшим образованием) и даже избыточного веса (от нуля до 4,5% соответственно), а уделом малообразованных является дефицит массы тела, достигающий почти 20% среди лиц с неполным средним и начальным образованием, то у женщин – пропорции обратные. Среди девушек, учащихся или окончивших вуз, 26% имеют дефицит массы тела и еще треть – сниженный вес. Таким образом, в молодых высокообразованных группах населения налицо фактор моды на худобу, который, очевидно, в большей степени захватывает молодых женщин, создавая угрозы здоровью, в том числе – репродуктивному. Для мужчин отсутствие физических нагрузок, компенсирующих сидячий образ жизни при занятиях умственным трудом, становится фактором риска уже в студенческом возрасте. В малообразованных слоях населения у женщин существует примерное равновесие в весовых пропорциях, тогда как у мужчин, занятых, скорее всего, тяжелым физическим трудом, потери энергии не компенсируются достаточным питанием.

В возрастах старше 25 лет ситуация и у мужчин, и у женщин определяется уже практически полностью неадекватным питанием и отсутствием компенсирующих физических нагрузок. Доля лиц с избыточным весом максимальна среди людей с высшим образованием: 7,2% у мужчин и 9,1% у женщин, тогда как среди малообразованных она составляет 4,8–6,7% соответственно.

Таким образом, оказывается, что даже в молодежной среде привычки здорового питания, приверженцами которых должны были бы быть более образованные группы, в действительности для них не характерны. По мере преодоления возрастного экстремизма, преимущественно у женщин, по поводу моды на худобу, исчезают гендерные различия неадекватного физическим нагрузкам калорийного питания среди высокообразованных групп населения и мужчин, и женщин. Этот эффект в свою очередь является отражением крайне низкого в целом уровня жизни населения, при котором повышение социального статуса ассоциируется прежде всего с доступностью питания: расшире-

Таблица 2

Распределение респондентов по соотношению весо-ростовых характеристик в зависимости от возраста и уровня образования, %

(опрос молодежи в 18 регионах России; 2006 г.)

Возраст

Уровень образования

Избыточный вес

Повышенный вес

Норма

Сниженный вес

Дефицит массы тела

Общий итог

Мужчины

25 Высшее, включая

и старше

незаконченное Среднее общее и специальное Неполное общее и начальное

7,2

3,8

4,8

17,6

18,3

9,5

51,0

46,3

47,6

21,6

27,1

33,3

2,6

4,6

4,8

100,0

100,0

100,0

до 25

Высшее, включая незаконченное

4,5

17,9

44,8

23,9

9,0

100,0

Среднее общее и специальное

1,7

6,4

38,5

40,6

12,8

100,0

Неполное общее и начальное

0,0

3,8

46,2

30,8

19,2

100,0

25

и старше

Высшее, включая незаконченное

9,1

14,0

Женщины

34,4

32,3

10,2

100,0

Среднее общее и специальное

8,5

13,7

39,6

32,1

6,1

100,0

Неполное общее и начальное

0,0

12,5

43,8

37,5

6,3

100,0

до 25

Высшее, включая незаконченное

1,0

5,0

35,0

33,0

26,0

100,0

Среднее общее и специальное

4,0

8,0

32,8

43,3

11,9

100,0

Неполное общее и начальное

6,7

0,0

66,7

20,0

6,7

100,0

Источник: Опрос молодежи в 18 регионах России в 2006 г.

ния ассортимента и повышения его калорийности.

Проверить нашу гипотезу мы можем по данным о наличии весовых диспропорций и самооценке уровня жизни (табл. 3). Действительно, как выяснилось, существенное повышение удельного веса групп с избыточным весом происходит при переходе от самооценки своего положения, как «бедности» (0–30 баллов) к средней самооценке (40–70 баллов), тогда как среди тех, кто считает свой уровень жизни высоким (80–100 баллов) процент лиц с избыточным весом снижается. Иными словами, акцент на проблеме питания характерен для лиц со средним уровнем жизни, преодолевших бедность, при этом в группах с высоким уровнем жизни доступность питания не является проблемой, что позволяет оптимизировать потребление продуктов, ведущих к избыточному весу.

В наибольшей степени эта закономерность и у мужчин, и у женщин проявляется в молодых возрастах – до 25 лет, пока основная часть молодых людей живет в родительских семьях. Так, среди групп с низким уровнем жизни удельный вес лиц с повышенным и избыточным весом составляет 8,1–7,8% соответственно у мужчин и женщин, среди групп со средним уровнем жизни – 12,6–11,5%, среди высокодоходных групп – 5,4–3,8%. Вместе с тем, в возрастах старше 25 лет отмеченные особенности отмечаются только у мужчин, а у женщин из высокодоходных групп повышение уровня жизни не приводит к оптимизации образа жизни в отношении питания и физических нагрузок.

Это довольно интересный феномен, поскольку принято считать, что именно женщины, имеющий высокий уровень жизни, наиболее вниматель- ны к своему образу жизни и здоровью. Возможные объяснения отмеченному феномену могут быть связаны с тем, что группа женщин, считающих свой уровень жизни высоким, неоднородна и включает, с одной стороны, предпринимательниц, с другой – женщин не работающих и не планирующих этого делать. Поскольку именно предпринимательницы являются носителями и неблагоприятного алкогольного поведения, и курения [5], можно предположить, что риски неправильного питания сосредоточены преимущественно в данной группе.

Проведенное исследование весовых диспропорций многократно выводило на гипотезу, в соответствии с которой повышение удельного веса населения с избыточным весом определяется неправильным питанием и отсутствием адекватных физических нагрузок.

Считается, что одним из факторов правильного питания является соблюдение его временного режима, т.е. завтрак, обед и ужин в одно и то же время. Как показал опрос респондентов, временного режима завтрака придерживаются от 60 до 70% молодых людей, обеда и ужина – более половины (табл. 4). Несмотря на имеющуюся вариацию, никаких закономерностей весовых диспропорций и режима питания не обнаружено. Таким образом, можно отметить, что в современных российских условиях проблема избыточного веса или дефицита массы тела, по-видимому, в большей степени зависит от того, что и в каких количествах человек ест, а не от времени, в которое он это делает.

Более существенной является проблема неадекватных физических нагрузок. Как свидетельствует опрос, большая часть населения никогда не

Таблица 3

Распределение респондентов по соотношению весо-ростовых характеристик в зависимости от возраста и самооценки (в баллах) уровня жизни, %

Возраст

Самооценка, баллов

Избыточный вес

Повышенный вес

Норма

Сниженный вес

Дефицит массы тела

Общий итог

Мужчины

25

0-30

3,6

16,2

50,5

26,1

3,6

100,0

и старше

40-70

5,7

18,9

46,4

25,7

3,4

100,0

80-100

5,9

14,7

47,1

23,5

8,8

100,0

до 25

0-30

0,0

8,1

40,5

43,2

8,1

100,0

40-70

3,3

9,3

41,4

31,6

14,4

100,0

80-100

0,0

5,4

35,1

48,6

10,8

100,0

Женщины

25

0-30

5,4

18,0

41,4

27,9

7,2

100,0

и старше

40-70

9,6

12,1

35,7

34,2

8,5

100,0

80-100

10,3

13,8

34,5

34,5

6,9

100,0

до 25

0-30

2,6

5,2

41,6

37,7

13,0

100,0

40-70

3,8

7,7

32,5

38,8

17,2

100,0

80-100

0,0

3,8

30,8

46,2

19,2

100,0

Источник: Опрос молодежи в 18 регионах России в 2006 г.

Таблица 4

Удельный вес респондентов, придерживающихся временного режима питания в зависимости от весо-ростовых характеристик, %

Вес

Завтрак

Обед

Ужин

Мучжины

Избыточный

60,7

39,3

42,9

Повышенный

71,3

58,4

50,5

Норма

69,2

55,6

52,9

Сниженный

69,2

55,8

55,4

Дефицит массы тела

61,4

56,1

45,6

Общий итог

68,7

55,7

52,1

Женщины

Избыточный

68,9

53,3

55,6

Повышенный

57,7

52,6

64,1

Норма

61,7

52,3

50,4

Сниженный

61,5

53,7

54,1

Дефицит массы тела

65,5

53,6

61,9

Общий итог

62,1

53,0

54,5

Источник: Опрос молодежи в 18 регионах России в 2006 г.

занимается никакими видами физических упражнений. Этот результат, в принципе, является ожидаемым, хотя и достаточно негативным, пос- кольку речь идет все-таки не обо всем населении, а о молодежи. Регулярно 6–8% мужчин и 2–6% женщин делают зарядку и пробежку, занимаются на стадионе или спортивной площадке, посещают бассейн, фитнесс-центр и т.д. Еще от 20 до 30% мужчин и женщин делают это время от времени. В отличие от временного регламента питания, занятия физическими упражнениями достаточно тесно коррелируют с выраженностью весовых диспропорций (табл. 5). Так, среди тех, кто имеет повышенный вес, разными видами физических упражнений регулярно занимаются 3–6% мужчин и 1–4% женщин, иногда – соответственно 25–30% мужчин и 10–20% женщин, тогда как среди тех, у кого вес снижен и даже отмечается дефицит массы тела, регулярными упражнениями заняты 10–14% мужчин и 5–10% женщин, а делают физические упражнения время от времени 35–40% мужчин и 30–50% женщин.

При этом выделяется группа с избыточным весом: в ней частота физи- ческих упражнений почти такая же, как среди тех, кто испытывает дефицит массы тела. По-видимому, именно проблемы избыточного веса вынудили респондентов данной группы прибегнуть к физическим упражнениям, как средству похудеть. Те же, у кого вес повышен, но пока не достигает критических значений, в подавляющем большинстве игнорируют физические упражнения.

Завершая проведенный анализ, можно отметить следующее.

Для молодежи большую опасность представляет не избыточный вес: таких только 3,7 и 6,0% соответственно среди мужчин и женщин, а дефицит массы тела: 7,6 и 11,2%. Вместе с тем, при переходе от группы юношей и девушек к молодежи старше 25 лет нарастает проблема именно избыточно веса. Тот факт, что с возрастом проблема лишнего веса нарастает и среди

Таблица 5

Удельный вес респондентов, занимающихся физическими упражнениями в зависимости от весо-ростовых характеристик, %

Вес

Утренняя зарядка, оздоровительный бег

Занятия спортом на стадионе, на спортивной площадке

Посещение спортивно-оздоровительных секций, бассейна, фитнесс-центра

иногда

регулярно

иногда

регулярно

иногда

регулярно

Мужчины

Избыточный

25,0

0,0

32,1

17,9

32,1

7,1

Повышенный

28,7

3,0

32,7

5,9

24,8

10,9

Норма 32,9 Сниженный

5,1

32,1

31,4 8,0

5,7

32,1

23,0

11,2

8,8

29,5

5,8

Дефицит массы тела

36,8

12,3

42,1

14,0

22,8

10,5

Общий итог

32,5

6,0

32,6

8,4

25,6

8,1

Избыточный

22,2

8,9

11,1

Женщины

0,0

17,8

4,4

Повышенный

25,6

0,0

12,8

1,3

20,5

3,8

Норма 32,0 Сниженный

6,0

42,8

18,4

5,8

0,8

22,2

24,8

2,3

6,4

31,5

7,4

Дефицит массы тела

29,8

10,7

28,6

2,4

50,0

4,8

Общий итог

33,7

5,9

19,7

1,5

28,9

6,2

Источник: Опрос молодежи в 18 регионах России в 2006 г.

мужчин, и среди женщин, не позволяет связать ее только с репродуктивной деятельностью женщин, иными словами, это – универсальная проблема, обусловленная характером питания и отсутствием адекватных физических нагрузок.

Проблема весовых диспропорций четко дифференцирована образовательным статусом. В самых молодых (до 25 лет) высокообразованных группах населения налицо фактор моды на худобу, который, очевидно, в большей степени захватывает молодых женщин, создавая угрозы здоровью, в том числе – репродуктивному. Для мужчин этого же возраста отсутствие физических нагрузок, компенсирующих сидячий образ жизни при занятиях умственным трудом, становится фактором риска избыточного веса уже в студенческий период. В малообразованных слоях населения, занятых, скорее всего, тяжелым физическим трудом, потери энергии не компенсируются достаточным питанием, что провоцирует дефицит массы тела. По мере преодоления возрастного экстремизма, преимущественно у женщин, по поводу моды на худобу, исчезают ген- дерные различия неадекватного физическим нагрузкам калорийного питания среди высокообразованных групп населения, и мужчин, и женщин.

Отмеченный эффект является отражением крайне низкого в целом уровня жизни населения, при котором повышение социального статуса ассоциируется прежде всего с доступностью питания: расширения ассортимента и повышения его калорийности. Акцент на проблеме питания характерен для лиц со средним уровнем жизни, преодолевших бедность, при этом в группах с высоким уровнем жизни доступность питания не является проблемой, что позволяет оптимизировать потребление продуктов, ведущих к избыточному весу. В наибольшей степени эта закономерность и у мужчин, и у женщин проявляется в молодых возрастах – до 25 лет, пока основная часть молодых людей живет в родительских семьях. Вместе с тем, в возрастах старше 25 лет отмеченные особенности наблюдаются только у мужчин, а у женщин из высокодоходных групп повышение уровня жизни не приводит к оптимизации образа жизни в отношении питания и физических нагрузок.

Статья научная