Поворот
Автор: Заикина Ольга
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Рубрика: Ваши деньги
Статья в выпуске: 3 (107), 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142170017
IDR: 142170017
Текст обзорной статьи Поворот
Увеличение с 1 января 2011 года общего размера страховых взносов до 34% — знаковое событие
последнего времени, означающее изменение тренда налоговой
политики.
Ольга
ЗАИКИНА
Большая часть поправок, вступивших в силу 1 января 2011 года, был принята в последние дни декабря. Как отметил Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» , мы вновь возвращаемся к традиции, от которой ушли лет пять назад, когда президент подписывает налоговые законы «под елочкой».
Штраф для налоговой инспекции
Ряд изменений позитивен для бизнеса. По мнению Вадима Зарипова , принципиально важными стали новации сентября. Законом №229-ФЗ от 27 июля 2010 года уточнены многие процедуры налогового контроля. «Введено правило: если налоговая инспекция заблокировала счета необоснованно (а такое, к сожалению, бывает, и эта мера очень болезненна для предприятий), то налоговые органы обязаны заплатить проценты в размере ставки рефинансирования. Для налоговой инспекции это штраф, который может ударить по премиальным начислениям. Но эта норма будет работать только при активном поведении налогоплательщика. Добиться компенсации предприятие сможет только через суд».
31 декабря прошлого года вступил в силу закон №409-ФЗ от 28 декабря 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым были внесены поправки в главу 25 НК РФ, касающиеся обложения налогом на прибыль поступлений от акционеров (участников). К числу положительных с точки зрения налогоплательщика поправок Дмитрий Парамонов, адвокат МКА «ФБК-Право» , относит освобождение от налога на прибыль имущества, имущественных и неимущественных прав, поступивших от участников
хозяйственного общества в целях увеличения чистых активов общества (в том числе прощения долга), в размере денежной оценки таких поступлений. (Таким образом, предприятию не надо платить налог на прибыль в случае передачи ему от акционера (участника) имущества или денег в качестве вклада в активы. — Р ЕД .) Также не облагаются налогом на прибыль дивиденды, восстановленные хозяйственным обществом в составе нераспределенной прибыли из-за того, что участник не потребовал их выплаты. Эти положения распространяются на правоотношения, возникшие с 2007 года, что позволяет налогоплательщикам пересчитать налоговые обязательства за прошлые периоды.
С 1 января применяются нормы закона №395-ФЗ от 28 декабря 2010 года «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», устанавливающие нулевую ставку налога на прибыль для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность (преференция будет действовать до 1 января 2020 года). Тем же законом установлены льготы по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль в отношении доходов, получаемых налогоплательщиками от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, а также от реализации акций российских предприятий инновационного сектора экономики, если на дату их реализации они непрерывно принадлежали налогоплательщикам более пяти лет. Налогоплательщикам предоставлено право самостоятельно определять срок полезного использования некоторых немате
риальных активов (исключительного права на изобретение, использование программ для ЭВМ, баз данных, на селекционные достижения), который, однако, не должен быть менее двух лет.

В прошлом году много говорилось об инновационном развитии страны, и наиболее серьезные льготы предоставлены именно сектору высоких технологий. Но ситуация здесь неоднозначна.
Без активной позиции бизнеса, попыток
защитить свои законные интересы налоговый прессинг будет лишь
усиливаться.
Искушение льготой
Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с законом «Об инновационном центре «Сколково», освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество, от обязательных страховых взносов, имеют право на упрощенный таможенный порядок ввоза высокотехнологичного оборудования и льготы по НДС. По словам Дмитрия
Парамонова , это соответствует намерению государства скорейшими темпами развивать и воплощать в жизнь научный потенциал, который планируется сконцентрировать в «Сколково». Другой вопрос: будет ли результат? По мнению Вадима Зарипова , в этом есть сомнения при установленных суперльготах и непрозрачных условиях вхождения в проект. Проблема в том, что нет определения


ВЛАДИМИР ХАХАНОВ
инноваций и инновационной деятельности. «Сейчас, как в 2007 году, когда принимали закон о налоговом стимулировании инноваций, они сводятся к НИОКР и высокотехнологичным отраслям. Но компании IT могут работать и без инноваций, — считает Вадим Зарипов . — В то же время инновационный подход возможен и в ведении бизнеса, производственных технологиях, распространении продукции и т.д. Важна вся инновационная цепочка». По мнению эксперта, не стоит переоценивать значение налоговой политики: для внедрения инноваций не хватает реальной конкуренции. Любой предприниматель вынужден становиться новатором, если он действует в условиях конкурентной среды.
Еще одна амбивалентная поправка — закрытый перечень работ (услуг), связанных с экспортом товаров, подлежащих обложению по нулевой ставке НДС, введенный законом №309-ФЗ от 27 ноября 2010 года «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ» (вступил в действие с 1 января 2011 года). Речь пример, об услугах по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды, в том числе лизинга, железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для международных перевозок; транспортно-экспедиционных услугах, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки и т.д. С принятием нового закона перечень стал закрытым — вместо неопределенной фразы: «…работ, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в пункте 1», — в Налоговом кодексе теперь перечислены конкретные виды работ и услуг, при которых не платится НДС.
С одной стороны, можно оценить новацию положительно, так как уменьшится количество судебных споров.
\ НАЛОГИ \
Однако Дмитрий Парамонов относит установление за- симально уменьшить налоговые обязательства по стра-
крытого перечня к негативным для налогоплательщиков изменениям: «Это приведет к возрастанию налоговой нагрузки на компании, тесно связанные с поставками товаров на экспорт». К тому же, как отмечает Вадим Зарипов, появятся новые споры — подпадают ли те или иные виды конкретных работ и услуг в закрытый список.
Ряд изменений носит явно негативный характер. Например, в соответствии с законом №308 от 27 ноября 2010 года имущество и земельные участки, входящие в имущество ПИФ, с 1 января 2011 года облагаются ховым выплатам, также могут задуматься о частичном переходе на «серые» схемы выплаты заработной платы».
Но самое неприятное в последних нововведениях, как считают специалисты, все же не повышение налоговых ставок и появление новых налогов, а нарушение государством им же установленных законов. Статья 53 Бюджетного кодекса запрещает принимать налоговые законы во втором полугодии, но их принимают. Законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, запрещено придавать обратную силу, но это делается (пока это коснулось только авиакомпаний, для которых страховые взносы повышены задним числом). Налоги должны ад-
Любой предприниматель вынужден становиться новатором, если он действует в условиях конкурентной среды.
министрироваться исключительно Налоговым кодексом, но вводятся платежи, имеющие все признаки налогов, однако установленные иными законами (страховые взносы) или даже постановлением правительства (налог на копирование аудио- и видеофайлов, введенный постановлением Правительства РФ №829 от 14 октября 2010 года и призванный обеспечить сбор средств для выплаты компенсаций авто- налогами на имущество и землю. Ставка налога устанавливается региональным законодательством и не может превышать 2,2%. Этой поправкой ликвидируется одна из наиболее существенных налоговых льгот в отношении ведения деятельности через паевые инвестиционные фонды. Кроме того, по протоколу к Соглашению об избежа- нии двойного налогообложения между Россией и Кипром, подписанному 7 октября 2010 года, промежуточные выплаты из ПИФов кипрским резидентам приравниваются к дивидендам и облагаются в России по ставке 10%. Таким образом, закрывается часто используемая ранее возможность осуществлять крупные инвестиции в ПИФы через промежуточные кипрские компании.
Но главные отрицательные последствия налоговых изменений для бизнеса связаны, без сомнения, с повышением ставок страховых взносов.
Дежавю
В соответствии с законом №212-ФЗ от 24 июля 2009 года, заменившим единый социальный налог снова на страховые взносы, с 1 января 2011 года общий размер страховых взносов увеличен до 34%. (Ранее ставка единого социального налога с учетом регрессивной шкалы составляла от 26 до 2%).
По мнению Вадима Зарипова, это самое знаковое событие последнего времени, означающее изменение тренда налоговой политики. Как некоторый позитив эксперт отмечает попытку смягчить переход хотя бы для некоторых предприятий малого бизнеса. Так, закон №432-ФЗ от 28 декабря 2010 года устанавливает пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2011–2012 годах для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. «Организации, применяющие УСН, могут подать заявления о переходе на ставку 15%», — констатирует Дмитрий Парамонов. Последствия роста налоговой нагрузки очевидны. По словам Дмитрия Парамонова, это приведет к замедлению роста заработных плат, поскольку нагрузка на фонд заработной платы и так увеличится на 8%: «Налогоплательщики-организации, старавшиеся мак- рам фильмов, песен и т.п.). Последнее кажется наиболее тревожным. «Мы опасаемся, что в условиях, когда государству нужно все больше денег, эту лазейку для скрытого повышения налогового бремени правительство может использовать и в дальнейшем», — поясняет Вадим Зарипов. Кстати, отличие парафискального платежа, каким является налог на копирование, состоит в том, что он поступает не в бюджет, а на счета уполномоченной организации, отмечает эксперт. Причем от налогоплательщиков он должен поступать ежеквартально, а выплачиваться авторам только по прошествии года.
Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев Групп», подводит неутешительные итоги: «В начале ельцинской эпохи, когда был лозунг «берите суверенитета, сколько хотите», появилось более сотни местных налогов. Потом бизнесу с помощью Конституционного суда уда- лось ограничить эту практику, и долгое время власть придерживалась того перечня налогов, который содержится в НК. С прошлого года началась обратная тенденция — налоги опять стали расползаться: их называют платежами, прячут в постановления правительства, неналоговые законы. Нам кажется, это очень опасная тенденция для бизнеса». Впрочем, Александр Сотов, партнер МКА «ФБК-Право», призывает учитывать, что правительство находится в достаточно запутанном положении: «Оно должно увеличивать налоговое бремя для бизнеса, чтобы выполнять социальные обязательства и инвестировать в развитие тех отраслей экономики, в которых государство заинтересовано, а бизнес по ряду причин — нет (например, машиностроение, наукоемкие производства и пр.). Если предприниматели увеличат собственные вложения в соответствующие отрасли, вполне возможно, что от повышения налогового бремени можно будет отказаться». В значительной части своих бед отечественный бизнес виновен сам, считает Александр Сотов. Как бы то ни было, по мнению Вадима Зарипова, законодательство заставляет налогоплательщика надеяться лишь на себя: «Компании должны прогнозировать ситуацию и пытаться влиять на нее. Без активной позиции бизнеса, попыток защитить свои законные интересы, налоговый прессинг и дальше будет усиливаться, будут появляться новые налоги».