Повторяющиеся аффиксы в лексемах, образованных одним и разными способами словообразования (на материале поэзии Б. А. Ахмадулиной)
Автор: Урядникова Елена Владимировна
Журнал: Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология @philology-tversu
Рубрика: Голоса молодых исследователей
Статья в выпуске: 1, 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена функционированию разнокоренных слов с повторяющимися аффиксами в поэтических текстах Б. А. Ахмадулиной. В статье рассматриваются лексемы одного и разных способов словообразования. В связи с тем что не все повторяющиеся аффиксы могут являться формантами, они не всегда выполняют словообразовательную функцию.
Повторяющиеся аффиксы, способы словообразования, словообразовательная функция, художественный образ
Короткий адрес: https://sciup.org/146122002
IDR: 146122002
Текст научной статьи Повторяющиеся аффиксы в лексемах, образованных одним и разными способами словообразования (на материале поэзии Б. А. Ахмадулиной)
Слова с повторяющимися аффиксами, как и лексемы с повторяющимися корнями, часто встречаются в русской поэзии XX века. Такие слова могут быть образованы различными способами словообразования.
С одной стороны, они могут представлять собой лексемы одного способа словообразования, в которых повторяющиеся аффиксы, как правило, являются формантами и реализуют словообразовательную функцию ( сирот-ств-о – бла-жен-ств-о ). В тексте такие слова, безусловно, выделяются на фоне других лексем и обладают высокой экспрессией.
С другой стороны, слова с повторяющимися аффиксами могут быть образованы с помощью разных способов словообразования. Повторяющиеся аффиксы в таких лексемах не всегда могут выступать в качестве формантов и выполнять словообразовательную функцию ( потат-чик – по-пут-чик ). В связи с тем что повторяющийся аффикс, не будучи формантом в том или ином слове, являлся им на одной из предшествующих ступеней деривации, актуализированное им значение отражается и в рассматриваемой лексеме. В стихотворениях такой экспрессивно значимый аффиксальный повтор может быть менее заметным, в связи с чем к нему проявляется больший интерес, на нём дольше задерживается внимание читателя.
В тексте и те, и другие лексемы выполняют различные функции: они могут служить средством создания или характеристики художественных образов, являться ключевыми словами и т. д. Значения тех или иных повторяющихся аффиксов, реализующих в сочетании с основой лексемы данные функции, могут выделяться в структуре слова в большей или меньшей степени. В последнем случае значение повторяющегося аффикса становится менее заметным на фоне значения корня, несколько «затемнённым», скрытым (например, у лексем, в которых не все повторяющиеся аффиксы являются формантами).
Материалом для анализа роли повторяющихся аффиксов в словах, образованных при помощи одного и разных способов словообразования, послужили по- этические тексты Б. А. Ахмадулиной. В её произведениях среди узуальных лексем иногда встречаются и уникальные образования. Такие слова вплетаются в структуру стихотворения и в то же время выделяются на фоне других за счёт особенностей морфемного построения.
Лексемы с повторяющимися аффиксами могут относиться к одному способу словообразования. Так, в поэтических текстах Б. А. Ахмадулиной встречаются слова, образованные с помощью повторяющихся префиксов: «Чем отличаюсь я от женщины с цветком, / от девочки, которая смеется, / которая играет перстеньком, / а перстенёк ей в руки не дается? // Я отличаюсь комнатой с обоями, / где так сижу я на исходе дня / и женщина с манжетами собольими / надменный взгляд отводит от меня. <…> И я боюсь, что вдруг она заплачет , / что губы ее страшно закричат , / что руки в рукава она запрячет / и бусинки по полу застучат …» (50-е).
Глаголы с повторяющимися префиксами заплакать – закричать – запрятать – застучать характеризуют образ женщины, изображённой в комнате лирической героини и встречающей по вечерам её взгляд. Данные слова, фиксируя конец четырёх строк последней строфы, реализуют эпифору. В лексемах заплакать – закричать – застучать , образованных от глаголов плакать, кричать, стучать , актуализируется следующее значение префикса за- : «начать действие, названное мотивирующим глаголом» [2, с. 360]. В слове запрятать , образованном от глагола прятать , омонимичный префикс за- реализует иное значение: «покрыть <…> закрыть <…> чем-л. с помощью действия, названного мотивирующим глаголом» [Там же]. В данном случае префикс за- выражает значение уже не начала действия, а, наоборот, его конца, результата. За счёт такого приёма усиливается экспрессивность, эмоциональность стихотворения.
Наряду со словами с повторяющимися префиксами в поэтических произведениях Б. А. Ахмадулиной встречаются лексемы, образованные с помощью повторяющихся суффиксов: «Не плачьте обо мне – я проживу / счастливой нищей, доброй каторжанкой , / озябшею на севере южанкой , / чахоточной да злой петербуржан-кой / на малярийном юге проживу» (1968, «Заклинание»).
Существительные каторжанка – южанка – петербуржанка с повторяющимся суффиксом -к- (в последнем случае – -анк- ) рисуют образ лирической героини, стремящейся представить себя в облике любого человека на земле и не боящейся ощутить на себе все тяготы иной жизни. Данные слова, фиксируя конец второй, третьей и четвёртой строк первой строфы, реализуют эпифору. Особое внимание обращает на себя лексема петербуржанка . Б.А. Ахмадулина для придания стихотворению ещё большей звучности употребляет не узуальное существительное петербурженка , а использует своё индивидуально-авторское образование петер-буржанка . В лексемах каторжанка – южанка – петербуржанка , образованных от существительных каторжанин, южанин, петербуржец , актуализируется значение суффикса -к- ( -анк- ): «лицо женского пола» [Там же, с. 200].
Повторяющиеся аффиксы в разнокоренных словах, как подчёркивает Л. В. Зубова, «определяют своей семантикой наличие общей семы у всех членов цепочки» [1, с. 20]. Такие аффиксы как бы «выполняют роль корня (общей морфемы семантически сходных слов). Тем самым внимание читателя неизбежно оказывается сосредоточенным на варьирующихся элементах ряда – корнях слов, так как именно они, подобно аффиксам в ряду однокоренных слов, несут здесь новую информацию» [Там же].
Лексемы с повторяющимися аффиксами могут относиться и к разным способам словообразования: «Тринадцатый с тобой я встретила восход. / В затылке тяжела твоих внушений залежь. / Но что тебе во мне, влиятельный цветок, / и не ошибся ль ты, что так меня терзаешь? // В твой задушевный яд – хлад зауми моей / влюбился и впился, и этому-то делу / покорно предаюсь подряд тринадцать дней / и мысль не укорю, что растеклась по древу» (13–14 мая 1983, Таруса, «Скончание черемухи – 1»).
Лексемы с повторяющимися префиксами задушевный – заумь характеризуют два неразрывно связанных образа – душистой черёмухи и лирической героини, «опьянённой» её цветочным ароматом. Данные слова образованы от лексем разных частей речи и при помощи разных формантов: от существительного душа с помощью префикса за- и суффикса - евн - и от прилагательного заумный с помощью нулевого суффикса. В «Русской грамматике» (1980) в префиксально-суффиксальных прилагательных, мотивированных существительными, актуализируется следующее значение префикса за- и суффикса - н - (в данном случае – -евн -): «находящийся по ту сторону, позади того, что названо мотивирующим словом» [2, с. 314]. Однако в прилагательном задушевный происходит переосмысление семантики форманта, связанное с мотивирующим словом душа , и префикс за- и суффикс - евн - имеют значение «перешедший крайний предел, запредельный». Такое же значение форманта актуализируется в лексеме заумный и отражается в образованном от него существительном заумь .
Обобщим разновидности слов с повторяющимися аффиксами в схеме:

Таким образом, в поэтических текстах Б. А. Ахмадулиной встречаются разнокоренные слова с повторяющимися аффиксами, образованные как одним, так и разными способами словообразования. В любом случае такие лексемы создают или характеризуют в стихотворениях художественные образы, при этом нередко образуют различные тропы или стилистические фигуры.
Список литературы Повторяющиеся аффиксы в лексемах, образованных одним и разными способами словообразования (на материале поэзии Б. А. Ахмадулиной)
- Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 264 с.
- Русская грамматика: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. 784 с.