Прагматические категории кооперации и конфликта в речевой коммуникации
Автор: Косова И.О.
Журнал: Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание @jvolsu-linguistics
Рубрика: Межкультурная коммуникация и сопоставительное изучение языков
Статья в выпуске: 5, 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14969183
IDR: 14969183
Текст статьи Прагматические категории кооперации и конфликта в речевой коммуникации
В данной статье мы предпринимаем попытку рассмотреть два вида речевого общения – кооперативное и конфликтное, акцентируя внимание на различных подходах в понимании кооперативного взаимодействия, а также на определении конфликта, некоторых причинах его возникновения и возможности разрешения, значении и роли в речевой коммуникации. Как представляется, речь идет о кооперации и конфликте именно как о категориях прагматических, поскольку в их функционировании просматривается оценочная составляющая коммуникации – как с позиции сотрудничающих субъектов, так и с позиции субъектов конфликтующих.
Коммуникация – это постоянно продолжающийся, постоянно присутствующий, постоянно изменяющийся и развивающийся процесс 1. В процессе общения коммуниканты вступают в различные виды взаимодействия, крайними формами которого можно считать кооперативное и конфликтное взаимодействие ; при этом они преследуют определенные цели при обмене информацией, достиже-ние/недостижение которых регулирует деятельность коммуникантов.
Рассматривая проблему о кооператив-ном/некооперативном взаимодействии коммуникантов в процессе речевого общения, необходимо отметить, что среди лингвистов и психологов нет явного согласия в отношении вопроса: соблюдение какого принципа наиболее важно для того, чтобы коммуникация была успешной? Можно выделить три направления в исследовании этой проблемы.
Представители первого направления считают, что кооперативное общение возможно только тогда, когда участники взаимодействия признают общую для всех коммуникантов исходно определенную цель или «направление» речевого общения, которое может быть продуктивно при условии, что соблюдается Принцип Кооперации Х.П. Грайса и его максимы 2. Частным принципом кооперации может служить девиз (супермаксима): «Веди себя по отношению к партнеру так, как ты хотел бы, чтобы партнер вел себя по отношению к тебе»3.
Представители второго направления (Р. Лакофф, Дж. Лич и др.) за основу кооперативного взаимодействия принимают соблюдение в первую очередь Принципа Вежливости, который, по их мнению, иерархически подчиняет себе Принцип Кооперации Х.П. Грайса. Соблюдение Принципа Вежливости создает среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.
Представители третьего направления (Л. Апостел, Р. Фишер, У. Юри и др.) склонны рассматривать кооперативную коммуникацию с точки зрения ее эффективности в достижении поставленной цели.
Эти три направления сходятся в том, что поведение коммуникантов должно быть кооперативным, и стандартной является ситуация, когда все участники коммуникации идут навстречу друг другу в соответствии с Принципом Кооперации. Ф. ван Еемерен и Р. Гро-отендорст выделяют «Общий Принцип Коммуникации», который включает в себя все три направления в исследовании кооперативного взаимодействия и обеспечивает, по их мнению, всю вербальную коммуникацию: «Будь ясным, честным, вежливым, эффективным и точным»4.
При нарушении каких-либо принципов коммуникации кооперативное взаимодействие может перейти в некооперативное взаимодействие, то есть может иметь место аномальная коммуникативная ситуация, в которой может присутствовать явление коммуникативного конфликта.
Конфликт – это результат особого типа общения, особого речевого поведения. Понятием «конфликт» оперируют многие области знания – социология, психология, педагогика, лингвистика, юриспруденция, – поскольку противоречия и столкновения возникают практически во всех сферах человеческой жизни: профессиональной, личной, бытовой. Под коммуникативным конфликтом (от лат. сonflictus – столкновение) мы понимаем ситуацию, в которой происходит столкновение двух сторон (участников конфликта) по поводу разногласия интересов, целей, взглядов, в результате которого одна из сторон сознательно либо бессознательно действует в ущерб другой (физически или вербально), а вторая сторона, осознавая, что указанные действия направлены против ее интересов, предпринимает ответные действия против своего партнера .
Во многом ситуация коммуникативного конфликта в обыденной речи является естественной, поскольку коммуникативная ситуация потенциально конфликтна в силу того, что коммуниканты обладают разными личностными качествами, и каким бы способом они ни стремились общаться друг с другом, они все равно будут обладать строго индивидуальными представлениями о мире. Мы отличаемся по количеству имеющейся информации, статусу, силе влияния, которое мы оказываем на других, коммуникативной роли, которую мы играем в процессе общения. Все эти отличия могут вызвать конфликт, а в некоторых случаях логика формирования характера человека требует создавать конфликты, как, например:
Мара поставила туда столик, на столик швейную машинку «Зингер», вдоль стены гладильную доску. И вперед... Этот путь ей был знаком и мил. Шила только тем, кто ей нравился внешне и внутренне. Кидалась в дружбу, приближала вплотную, так что листка бумаги не просунуть, а потом так же в одночасье отшивала, ссорилась. У нее была потребность в конфликте. Бесовское начало так и хлестало в ней. Все-таки она была прописана в аду 5.
Или же логика формирования характера человека препятствует возникновению конфликтов, как в следующем случае:
Вахлаков никогда и ни с кем не ссорился. Острым углам он предпочитал овал. В его характере по законам диалектики совмещались противоположности: любил свою жену и других красивых женщин, был талантлив в общении с людьми и бездарен наедине с собой, то есть в своем творчестве 6.
Если говорящий и слушающий имеют одинаковые коммуникативные цели или одинаковое представление о распределенности коммуникативных ролей, конфликта между ними не возникает, коммуникация реализуется как кооперация. Если же говорящий и слушающий имеют различные цели или разное представление о распределенности коммуникативных ролей (в том числе, если они осознанно создают эту разницу), конфликт между ними неизбежен. Поэтому мы можем исходить из того, что в самом общем виде причиной коммуникативного конфликта является противоречие коммуникативных целей или коммуникативных ролей говорящего и слушающего.
Логика возникновения коммуникативных конфликтов будет различной в зависимости от того, с позиции какого участника коммуникации она рассматривается. Проверка вероятности возникновения конфликтных ситуаций, связанных с речевым поведением, с позиции говорящего идет в такой последовательности:
-
1. Какие отношения могут и должны быть установлены между мной и моим партнером в ходе этой коммуникации?
-
2. Как я должен выразить собственные мысли при передаче их партнеру, чтобы добиться своих целей в ходе коммуникации и избежать конфликта?
-
3. Как я могу выразить свою индивидуальность и должен ли я учитывать индивидуальность моего партнера по коммуникации?
Такая же проверка со стороны слушающего имеет иную последовательность:
-
1. Как говорящий выражает собственные мысли?
-
2. Какие отношения складываются между нами в ходе коммуникации?
-
3. Насколько он проявляет свою индивидуальность и насколько позволяет проявиться моей индивидуальности?
В реальной ситуации речевого общения один и тот же субъект реализует обе последовательности проверок (так, слушающий оценивает то, что сообщает ему говорящий, и в то же время обдумывает, какие отношения могут и должны быть установлены между ним и его собеседником в ходе этой коммуникации), и этим в какой-то степени объясняются многочисленные случаи сбоев в коммуникации, в том числе и конфликтов.
Затрагивая вопрос об отношении к конфликту, следует отметить, что конфликты оцениваются с противоположных позиций. С одной стороны, конфликт понимается как противоречие, которое возникает в результате развития событий, не соответствующего неким закономерностям или правилам поведения, и поэтому рассматривается как неприемлемое в обществе поведение, как недостаток, отрицательное явление. Эта точка зрения преобладает и в научном, и в обыденном сознании. С другой стороны, конфликт понимается как способ развития объекта, устранения таких его особенностей, которые негативно влияют на его существование; в этом случае конфликтное состояние оценивается как необходимое и желательное. Такое понимание предполагает, что конфликт – это необязательно плохо.
Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию»7. Конфликт может стимулировать партнеров к конструктивной коммуникации, к поиску компромиссных решений и кооперации.
Социопсихолог Мортон Дойч установил, что конфликт может произойти как в кооперативном контексте (cooperative), так и в контексте конкуренции (competitive), причем процесс урегулирования конфликта находится в прямой зависимости от контекста, в котором он произошел. (Под контекстом мы понимаем представление относительно ожиданий и норм поведения, которые являются общими для участников ситуации.)
Джон В. Келтнер в книге «Interpersonal Speech Communication» различает четыре контекста конфликта, которые он определяет как «системы конфликта». Наряду с кооперативным контекстом и контекстом конкуренции, Келтнер различает контексты соперничества («rivalry») и войны («warfare») 8.
Конфликт, происходящий в пределах кооперативного контекста, это конфликт между членами одной семьи, близкими друзьями, где коммуникация носит открытый, свободный характер. Правила, регулирующие поведение участников коммуникации, экспликативно не выражены, их существование только подразумевается. Все несогласия решаются в мирной и открытой дискуссии.
Конфликт, происходящий в контексте конкуренции, значительно отличается от кооперативного конфликта. Участники общения вступают в коммуникацию с целью выиграть что-либо, результаты предсказуемы: это победитель и проигравший, где победитель получает награду, чаще всего за счет проигравшего.
Война является наиболее опасным и деструктивным контекстом для коммуникации. Здесь участники общения рассматриваются как враги, не существует никаких правил или конвенций, регулирующих поведение коммуникантов, в общении при необходимости может быть использовано любое «оружие». В таких условиях процесс коммуникации осложнен или становится невозможным.
Рассмотрим конфликтную ситуацию, разворачивающуюся в контексте войны:
Наталья Гавриловна. Ты что разгулялся, хулиган! Был в молодости шпаной, шпана из тебя и в старости вылезла. Ишь как распоясался!..
Судаков. Наталья!
Наталья Гавриловна. Тихо! Сделал из меня домашнюю курицу. Думаешь, совсем переродилась? Я тебе Натку Пузыреву напомню! Я не до конца твоей этой жизнью пришиблена. <...> Я тебе так дверью хлопну, ты меня потом обратно и Новодевичьим кладбищем не заманишь!
Судаков. Но ты понимаешь, что на работе...
Наталья Гавриловна. Очумели вы все со своей работой, обалдели!
Судаков. Я хочу...
Наталья Гавриловна (подавляя его).
Молчать! Как стоишь? Пузо подбери, как стоишь, я тебе говорю? Кругом!.. Что тебе сказано?! 9
Данный пример является типичным случаем семейного конфликта, где источником столкновения послужила задержка на работе и ложь мужа. Это вызвало негативные реакции Натальи Гавриловны, жены, проявившиеся в конфронтационной стратегии манипуляции и конфронтационных тактиках упрека, угрозы и прерывания собеседника. Действия Натальи Гавриловны носят подавляющий характер в контексте войны.
Разрешение конфликта – это, во-первых, устранение или минимизация проблем, разделяющих коммуникантов; во-вторых, это достижение согласия между ними. Наиболее опасным аспектом в разрешении конфликта является тот факт, что он может развиваться в деструктивном направлении, как в последнем примере, то есть коммуниканты не находят (или не желают найти) обо-юдоприемлемого выхода из сложившейся конфликтной ситуации, что приводит к коммуникативной неудаче и/или прекращению взаимодействия.
При улаживании конфликтов и решении проблем общение играет важную роль. Цель состоит в том, чтобы выбрать компромисс, который удовлетворял бы каждую из сторон и который позволил бы перейти от конфликтной ситуации к ее улаживанию. При поиске нескольких вариантов улаживания конфликта вероятность благоприятного исхода повышается.
Список литературы Прагматические категории кооперации и конфликта в речевой коммуникации
- Ross R.S. Speech Communication: Fundamentals and Practice. 3d ed. N.Y., 1976.
- Grice H.P. Logic and conversation//Syntax and semantics. Vol. 3: Speech acts. N. Y., 1975. P. 45-47.
- Семененко Л.П. Аспекты лингвистической теории монолога. М., 1996. С. 156.
- Еемерен Ф. ван, Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб., 1992. С. 50-53.
- Токарева В.С. Повести и рассказы. М., 2001. Вып. 10. С. 30.
- Goddard R. The Healthy Side of Conflict//Management World. 1986. Vol. 15. Р. 8.
- Кънева Н.К. Коммуникация и конфликт//Тверской лингвистический меридиан. Вып. 2. Тверь, 1999. С. 85.
- Розов В.С. В добрый час! Гнездо глухаря: Пьесы. М., 2001. С. 162-163.