Прагматика квазисимвола
Автор: Токарев Григорий Валериевич
Журнал: Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание @jvolsu-linguistics
Рубрика: Материалы и сообщения
Статья в выпуске: 3 т.20, 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена прагматике квазисимвола - лингвокультурной единицы, имеющей вербальную природу, функционирующей как знак культуры, выражающей идеи и моделирующей поведение человека. Культурная специфика квазисимвола рассмотрена в аспектах его локуции, иллокуции и перлокуции. Выявлено, что культурные аспекты локуции квазисимвола связаны с конвенциональными импликатурами. Они обеспечивают восприятие высказывания как истинного, формируют его типовую иллокуцию и перлокуцию. Обосновано, что культурные аспекты локуции квазисимвола детерминированы культурными категориями, которые воплощает символ, а также культурными функциями, которые он выполняет. Установлено, что квазисимвол эксплицирует норму, выступающую регулятором поведения, основанием для его оценки. Эмпирической базой исследования стали квазисимволы фетишного кода культуры, который характеризуется наиболее высокой продуктивностью. На основе выделенных из значения квазисимволов императивов реконструирована система норм русской культуры: хорошо, когда некто трудится, подчиняется общим правилам, может хранить тайны, исполняет обещанное, уважает другого человека, считается с ним, соблюдает христианские заповеди. Выделенные нормы демонстрируют комплекс ценностей русской культуры: труд, порядок, деньги, знание, вера, опрятность. Доказано, что культурная норма, императив, установка являются ценностно маркированными прагматическими категориями, поскольку они определяют поведение человека. Аксиологические аспекты иллокуции квазисимволов обнаруживаются в особенностях кодирования идей и императивов. Перлокуция квазисимвола отражается в лингвокультурной интерпретанте, состоящей в намерениях адресата подчиниться или не подчиниться императиву, следовать норме или отклониться от нее. Сделаны выводы о том, что правила употребления квазисимволов легко прочитываются членами лингвокультурной общности. Этот аспект воплощает процессы культурной идентификации.
Язык, культура, лингвокультурология, квазисимвол, прагматика, норма
Короткий адрес: https://sciup.org/149137951
IDR: 149137951 | DOI: 10.15688/jvolsu2.2021.3.12
Список литературы Прагматика квазисимвола
- Арутюнова Н. Д., 1999. Язык и мир человека. М. : Яз. рус. культуры. 896 с.
- Власян Н. Р., 2014. Проблема разграничения конвенциональных и коммуникативных импли-катур // Вестник Челябинского государственного университета. №2 7 (336). С. 17-20.
- Грайс Г. П., 1985. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М. : Прогресс. С. 217-237.
- Иванова С. В., Чанышева З. З., 2014. Семантика и прагматика языкового знака как драйверы культуроносности // Вестнник РУДН. Серия «Лингвистика». №2 4. С. 154-166.
- Козлова О. А., 2009. Конвенциональность нормы в социо-культурном пространстве // Язык: Мультидисицплинарность научного знания : науч. альманах / под ред. О. В. Труновой. Барнаул : [б. и.]. С. 96-101.
- Ковшова М., Гудков Д., 2017. Словарь лингвокуль-турологических терминов. М. : Гнозис. 192 с.
- Коршунова Е. С., 2015. Национальный характер как культурная норма // Ценности и нормы в потоке времени : материалы VI Междунар. конф. (г. Курган, 9-10 апреля 2015 г.). Курган : Кург гос. ун-т. С. 59-61.
- Красных В. В., 2012. Культура, культурная память и лингвокультура: их основные функции и роль в культурной идентификации // Вестник ЦМО МГУ Культурология. №№ 3. С. 67-74.
- Кубрякова Е. С., 2004. Язык и знание. М. : Яз. слав. культуры. 560 с.
- Лосев А. Ф., 1995. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. М. : Искусство. 320 с.
- Лотман Ю. М., 2000. Семиосфера. СПб. : Искусство СПБ. 704 с.
- Набатов А. В., Беженарь М. С., 2020. Культурные нормы: виды и социальные функции // Проблема единства и многообразия истории: формы преемственности общественного развития. Серия «Филология и культура: нормы, ценности, выбор». Донецк : Изд-во ДНТУ С. 32-38.
- Овсянникова Д. Д., 2019. Историческая преемственность в контексте проблемы культурных норм // Культура и цивилизация. №2 1 (9). С. 51-54.
- Петрова М. В., 2003. Соотношение семантики и прагматики в лексическом значении в свете теории биологии познания // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. №№ 162. С. 60-64.
- Рубцов Н. Н., 1991. Символ в искусстве и жизни. Философские размышления. М. : Наука. 176 с.
- Телия В. Н., 1999. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в контексте культуры. М. : Яз. рус. культуры. С. 13-24.
- Телия В. Н., 1996. Русская фразеология: семантико-прагматический и лингвокультурологический аспекты. М. : Яз. рус. культуры. 284 с.
- Флиер А. Я., 2019. Культурные нормы // Прикладная культурология. Энциклопедия / под ред. И. М. Быховской. М. : Согласие. С. 307-310.
- Хоруженко К. М., 1997. Культурология. Энциклопедический словарь. М. ; Ростов н/Д : Феникс. 640 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М. : Терра, 1995.
- НКРЯ - Национальный корпус русского языка. URL: https://ruscorpora.ru (дата обращения: 15.12.2020).
- Славянские древности - Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого. В 5 т. М. : Международные отношения, 1995.
- Фразеологический словарь русского литературного языка конца XVIII - XX в. В 2 т. / под ред. А. И. Федорова. Новосибирск : Наука, 1991.
- Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. М. : Сов. энциклопедия, 1967. 543 с.