Практики преобразования ума и поведения бодхисаттв как отличительная черта буддизма Махаяны

Автор: Бадмаева Мария Валентиновна, Сандакова Арюна Валерьевна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета @vestnik-bsu

Статья в выпуске: 3 т.2, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается практика бодхисаттв по тексту Шантидевы «Бодхичарья-аватара» [3] и наиболее подробных комментариев к нему в социально-философском преломлении. Текст величайшего мастера Наланды Шантидевы считается одним из основных первоисточников учения Будды Шакьямуни, шедевром мировой поэзии и по сей день. Возвышенность религиозно-философского вдохновения наряду с практической мудростью и высшим знанием делает текст «Бодхичарья-аватары» одухотворенным и преодолевающим все ограничения, создаваемые обычным человеческим разумом. В нем рассматривается специфическая духовная практика преобразования ума, практика развития особого состояния ума и отношения к миру и ко всем живым существам - бодхичитты в традиции Махаяны. Именно она придает буддийскому практику статус махаянского практика. До этого момента практики индуистов и буддистов (шаматха), хинаянских и махаянских практиков (отречение, мудрость, постигающая пустоту) идентичны, если не брать в расчет изначальную мотивацию деятельности. Поэтому авторы считают важным продемонстрировать самую важную отличительную черту буддизма Махаяны - практику бодхисатв - и ее роль в построении общественных отношений.

Еще

Преобразование ума, развитие бодхичитты, бодхисаттва, арья, архат, восьмеричный путь, бодхичитта, просветление, сутраяна, ваджраяна, хинаяна (тхеравада), махаяна

Короткий адрес: https://sciup.org/148315498

IDR: 148315498   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2018-2-3-56-61

Список литературы Практики преобразования ума и поведения бодхисаттв как отличительная черта буддизма Махаяны

  • Шантидева. Bodhicaryavatara: вступление в практику Бодхисаттв / пер. с тиб. книги Шантидевы «Бодхичарья-аватара», примеч. и вступ. ст. д-ра филос. наук И. С. Урбанаевой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 2007. 327с.
  • Шантидева. Путь бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара): пер. с санскр., тиб., англ., франц. и нем. СПб.: Карма Йеше Палдрон; Уддияна, 2000. 232 с.
  • Шантидева. Путь бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара) / пер. и общ. ред. Ю. Жиронкиной; науч. ред. Б. Загуменнов. 2-е изд., испр. и доп. М.; Дхарамсала: Сохраним Тибет, 2012. 280 с.
  • Тинлей Д. Три основы пути: комментарий к коренному тексту Чже Цонкапы «Три основных аспекта пути». Улан-Удэ, 2008. С. 67.
  • Далай-лама XIV. 37 практик бодхисаттвы / коммент. Его Святейшества Далай-ламы XIV; пер. Ачарья Ньима Церинг [Электронный ресурс]. URL: http: // www.abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Content/Dalay Lama/XIV/Dxarma/0009.pdf (дата обращения: 17.02.2018).
Статья научная