Права человека и их нравственные основы в глобальном мире: христианский взгляд
Автор: Орловт Михаил Олеговичч
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Этносы и конфессии
Статья в выпуске: 11, 2007 года.
Бесплатный доступ
Ни для кого не секрет, что концепция прав человека и ее институты - это понятие и реальность, которые сформировались в западной культуре. Поэтому их заимствование требует адаптации к конкретной жизни того или иного народа. К сожалению, после Второй мировой войны, когда проблема прав человека стала наиболее актуальной в международных отношениях и выдвинулась на первое место во внутренней жизни многих стран мира, Русская Православная Церковь была лишена возможности свободно рассуждать на эту тему. Всоветском обществе права человека не
Короткий адрес: https://sciup.org/170164024
IDR: 170164024
Текст научной статьи Права человека и их нравственные основы в глобальном мире: христианский взгляд
в советском обществе права человека не воспринимались как серьезный вызов. Подписывая международные документы по защите прав человека, Советский Союз имел в виду собственные стандарты прав человека, неприкосновенность которых поддерживалась мощью государственной власти. Сегодня над Православной Церковью не довлеют внешние авторитеты, поэтому она может свободно высказать свое мнение о правах человека.
С другой стороны – Р-усская Церковь стремится внести свой вклад в развитие универсального характера прав человека. По этому поводу существует мнение, что русские захотели обзавестись своей карманной концепцией прав человека, а затем оправдывать с ее помощью любые свои действия. Хотелось бы сказать, что никто еще не придумал другого способа говорить об универсальных истинах, кроме как на языке своего национального опыта1. До сих пор понимание и применение прав человека носят серьезный культурный отпечаток Запада. Может быть, это не очень заметно на Западе, но это хорошо видится на Востоке, в А-зии, Латинской А-мерике и А-фрике. Поэтому рано говорить о том, что универсальное видение прав человека уже существует. На самом деле мы только стоим на пороге выработки действительно универсального понимания прав человека, в которое каждая культура вносит свой вклад. Это является одной из первоочередных задач межцивилизационного диалога2.
ОРЛОВ Михаил
Олегович – к. ф. н., доцент кафедры теоретической и социальной философии Саратовского государственного университета им.
Н. Г. чернышевского
Несомненно, что Запад внес и вносит очень весомый и значительный вклад в этот процесс, но необходимо учитывать и другие голоса. Обращаясь к языку своей национальной культуры, каждый народ обращается к тому универсальному, что в ней есть. Р-усская культура особенно чувствительна к этому. В ней глубоко присутствует традиция осмысления темы свободы, милосердия, человеколюбия. Об этом свидетельствуют русское богословие, духовность, философия, литература, искусство, которые с интересом принимаются в разных странах мира. Вот какие мотивы стоят за работой Р-усской Церкви над темой прав человека.
Очевидно, что центральной идеей концепции прав человека в христианском измерении является представление о ценности человеческой личности. Согласно этому взгляду благо каждого человека должно составлять главную цель любого общественного устройства. Это понимание выстрадано человечеством в страшных войнах ^^ века, которые начинались под влиянием идей национального, расового, идеологического или экономического величия. Ч-еловечество увидело, что это тупиковый путь. Он ни к чему не ведет. Каждая жизнь и личность имеют ценность и призвание к доброй жизни.
Конечно, христианство не может не откликнуться на эту идею, потому что именно оно вскормило ее. Как же может быть иначе, если в очах Б-ога, сотворившего этот мир, человек занимает особое место и пользуется Е-го особой любовью? В Священном Писании отношение Б-ога к человеку выражается греческим словом «агапе» – любовь. В традиции христианской мысли эта любовь конкретизируется и превращается в устойчивое понятие человеколюбия. Святые Отцы называют Б-ога человеколюбивым. В православном богослужении это определение Б-ога встречается чаще всего. Каждый человек призывается воплощать тот же принцип в отношении с ближним. Е-сли человек поступает не так, то он идет против Б-ога. Со своей стороны русская богословская, философская и литературная традиция всегда ставила и ставит тему человека и любви к человеку на одно из первых мест.
Однако любовь к человеку означает определенное понимание его блага, которое опирается на представления о человеке. Кроме того, важно, какими средствами добиваться этого блага. Ведь можно унижать человека и считать, что мы ему приносим благо. Поэтому цель и средства должны быть согласованы между собой в одном духе человеколюбия. В современном многокультурном обществе существуют удивительное единомыслие по поводу блага человека, однако оно затрагивает только материальную сторону человеческого существования. Конечно, в этом нет ничего плохого, потому что наша любовь к ближнему должна означать в том числе и обеспечение его материального благополучия. Поэтому совершенно справедливо, когда государство заботится о выстраивании эффективной экономики, а также создает систему социальной защиты и заботы о человеке.
В то же время сегодня в глобальном мире забота о духовном благе человека оставлена на усмотрение самого челове- ка и не является предметом беспокойства для государства и общества. На первый взгляд, идея о том, что каждый сам определяет, что служит его духовному благу, является очень красивой и возвышенной. На деле получается так, что, устраняясь из этой сферы, государство и общество отдают тему морали в публичном пространстве на откуп отдельным группам заинтересованных людей, которые на духовных пороках человека делают власть, деньги или удовлетворяют свои личные амбиции. При этом такое положение дел оправдывается свободным выбором людей, которые потребляют эту продукцию. Однако создать спрос на аморальную продукцию несложно, учитывая очень неустойчивое моральное состояние человеческой природы.
В современном мире не принято говорить о грехе. Секулярный мир просто поставил табу на это слово. В то же время для многих религий это слово является одним из ключевых в понимании состояния человеческой природы. И нерелигиозному человеку из повседневной жизни хорошо известно, что человек способен ошибаться и совершать неправильные поступки, которые приносят вред ему и другим. Таким образом, грех – понятие универсальное. Однако из этого понятия надо сделать правильный вывод. Общество не должно карать человека за нарушение нравственности, если он в своей личной жизни не живет согласно моральным установлениям. Но в публичной сфере оно должно поддерживать нравственные ориентиры, потому что по своей нравственной неустойчивости человек нуждается в этой поддержке. То, что происходит сегодня в глобальном мире, совершенно противоположно этой задаче. В публичной сфере, прежде всего в СМИ человек не только не призывается к соблюдению моральных норм, но разными способами убеждается в необходимости их нарушения. В результате общество лишает людей свободы нравственного совершенствования.
Устранение общества и государства от поддержки традиционных моральных норм приводит к тому, что общество сталкивается с оскорблением религиозных чувств и рекламой псевдорелиги-озных движений, которые пользуются публичной сферой для распространения своих взглядов. Кроме того, в националь- ном и международном праве начинают вводиться нормы, которые затем реализуются в политике государств и которые противоречат традиционной морали. Получается, что меньшинства навязывают свои нормы большинству. В Е-вропе сейчас стало обыденным делом, когда из ее публичной сферы удаляется все, что связано с христианством для того, чтобы не оскорблять чувств представителей других религий. В результате происходит потакание нетерпимости религиозных меньшинств и умаление прав религиозного большинства.
Забота о духовных потребностях, причем на основе традиционной морали, должна вернуться в публичную сферу. В глобальном мире поддержка моральных норм должна стать общественным делом. И именно механизм прав человека может активно способствовать этому возвращению. Мы говорим о возвращении, потому что норма согласования прав человека и традиционной морали содержится во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. В частности, в ней говорится в статье 29 пункте 2: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Р-азговор о морали вытекает из вопроса о цели и смысле института прав человека. Свобода не может быть целью в себе, иначе мы будем вынуждены признать и ее крайние проявления, которые приводят к саморазрушению человека и распаду общества. Например, проблема с оскорблениями религиозных чувств состоит не в том, что существует свобода слова или свобода творчества, а в том, как используется эта свобода. Е-сли человек не заботится и не учитывает мнение своих сограждан, то такой человек не должен иметь права публично высказываться в этом обществе на эту тему. Трагедия современных правозащитников состоит в том, что они часто не чувствуют, что человек или группа людей могут использовать свободы не во благо, а во зло других людей, преследуя свои узкие интересы.
Однако понимание того, что хорошо, а что плохо, само по себе не появится. Оптимистический взгляд Р-уссо на природу человека давно показал свою утопичность. Принцип свободы, который сегодня защищен институтами прав человека, должен быть гармонизирован с моралью и верой. Эта гармонизация должна быть отражена в устройстве современного глобального общества. В противном случае общественная система, выстроенная исключительно на правах человека, окажется хрупкой и разрушит сама себя.
Для того, чтобы моральные нормы и ценность религиозной традиции присутствовали в публичном пространстве глобального мира, необходимо выстраивать механизмы диалога властных структур и религиозных общин, взаимодействия общества и религии. Р-елигиозные организации должны иметь возможность вступать в диалог и реально влиять на принятие основополагающих решений, поскольку они являются главными носителями моральных ценностей в любом обществе. Необходим многостронний диалог как на национальном, так и международном уровне. Б-ыло бы очень хорошо, если Совет Е-вропы, Е-вропейский союз и ООН начали развивать консультативные органы, которые бы вступали в диалог с религиозными организациями.
В современных условиях многокуль-турности практически любого общества ни одна религия не может претендовать на особый статус. Однако должны учитываться место каждой религии в обществе и ее вклад в жизнь общества. Политическая и социальная системы должны быть выстроена так, чтобы религиозные организации могли работать со своими последователями, в том числе в публичной сфере – в области образования, здравоохранения, социального служения и так далее. Поэтому в странах своего присутствия Р-усская Церковь выступает за преподавание православной культуры в светской школе, за введение института полковых священников, присутствие религиозных тем в СМИ, социальную работу религиозных организаций. Сегодня православная общественность стремится включиться и в активную правозащитную деятельность по защите прав людей во всех сферах общественной жизни.