Права, удостоверяемые ценной бумагой
Автор: Корнилова Н.В.
Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael
Рубрика: Проблемы правоприменения
Статья в выпуске: 4-5, 2015 года.
Бесплатный доступ
В действующей редакции Гражданского кодекса РФ отсутствует единое понятие ценной бумаги. Законодателем закреплены определения как документарной, так и бездокументарной ценной бумаги в пункте 1 статьи 142 Гражданского кодекса РФ. Вопрос о наборе признаков ценной бумаги является дискуссионным.
Документарные ценные бумаги, бездокументарные ценные бумаги, имущественная ценность, законный владелец, публичная достоверность
Короткий адрес: https://sciup.org/14319338
IDR: 14319338
Текст научной статьи Права, удостоверяемые ценной бумагой
В действующей редакции ГК РФ отсутствует единое понятие ценной бумаги. Законодателем закреплены определения как документарной, так и бездокументарной ценной бумаги в п. 1 ст. 142 ГК РФ.
Под документарными ценными бумагами понимаются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов[1]. Бездокументарными ценными бумаги признаются такие обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учёта этих прав в соответствии со ст. 149 ГК РФ (п. 2 ст. 142 ГК РФ).
Вопрос о наборе признаков ценной бумаги является дискуссионным. Так, Г.Ф. Шершеневич выделял следующие признаки ценной бумаги: а) внешним образом ценная бумага проявляется как документ; б) бумага приобретает ценное значение не сама по себе, а потому, что в ней заключается воплощение права; в) содержание права, воплощённого в ценную бумагу, должно составлять имущественную ценность; г) из документа вытекает определение субъекта права [2].
А.П. Сергеев выделяет следующие признаки ценной бумаги: формальность, точное определение юридической возможности законного владельца, возможность передачи, публичная достоверность, осуществление прав только при предъявлении ценной бумаги [3].
По мнению М.В. Антокольской, к признакам ценной бумаги относятся: тесная связь ценной бумаги и воплощённого в ней права; наличие самой бумаги как материального объекта; строго формальный характер; свойство публичной достоверности; абстрактный характер; лите-ральность (письменная форма) [4].
Е.А. Суханова относит к признакам, которым должен отвечать документ, чтобы быть признанным ценной бумагой, следующие: литеральность, под которой понимается возможность требовать исполнения только того, что прямо обозначено в ценной бумаге; легитимацию субъекта права, выраженного в ценной бумаге; необходимость презентации; абстрактность закреплённого обязательства; автономность от прав правопредшественника; публичную достоверность [5].
Е.А. Крашенинников выделял два основных признака, присущих всем ценным бумагам, а именно: 1) ценная бумага удостоверяет определённое субъективное гражданское право (право требования, вещное право или право членства в корпорации). Удостоверенное ценной бумагой право (право из бумаги) следует отличать от права на бумагу как телесную вещь, в качестве которого чаще всего выступает право собственности; 2) для осуществления удостоверенного ценной бумагой права необходимо предъявление ценной бумаги. В качестве третьего признака, присущего многим ценным бумагам, он указывал публичную достоверность [6].
В.А. Белов, отмечая, что «предмет, в отношении которого заинтересованные лица заявляют, что он является ценной бумагой, должен:
-
а) представлять собою документ, то есть быть составленным с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов;
-
б) удостоверять субъективное гражданское право кредитора и корреспондирующую ему юридическую обязанность должника;
-
в) быть приспособленным к передаче как вещь, с целью обеспечения возможности передачи и воплощаемого в документе права;
-
г) обеспечивать совпадение субъекта вещного права на документ с субъектом права, выраженного в документе;
-
д) иметь свойство публичной достоверности;
-
е) необходимость причисления документов к категории ценных бумаг законами о ценных бумагах или в установленном им порядке» [7].
Таким образом, можно видеть, что учёными предлагается различный набор признаков, которыми должна обладать ценная бумага, и ни одна из предложенных классификаций, увы, не может быть признана универсальной.
Вместе с тем есть признаки, которые присущи всем ценным бумагам. В частности, к такому признаку относится удостоверение ценными бумагами субъективных гражданских прав. Н.О. Нерсесов отмечал: «Бумага сама по себе не имеет ценности (не считая, понятно, материала); делается же ценной лишь благодаря тому праву, выражением которого она является» [8]. В научной литературе обоснованно указывалось на почтовые и гербовые марки, номерные талоны, выдаваемые в банках клиенту, совершившему операцию, для предъявления их кассиру при получении денег, поскольку они не выражают в себе какого-либо субъективного права [9]. В редакции ст. 142 ГК РФ, действовавшей до 1 октября 2013 г., под ценной бумагой понимался документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права (выделено автором – Н.К.), осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Однако уже в Федеральном законе от 20 марта 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [10], принятом вслед за частью первой ГК РФ, в качестве одного из признаков эмиссионной ценной бумаги указывалось на то, что она закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав (выделено автором – Н.К.). Уже в действующей редакции ст. 142 ГК РФ конкретизируется, что ценные бумаги удостоверяют «обязательственные и иные права» (выделено автором – Н.К.). О каких же иных правах идёт речь?
Как известно, права делятся на имущественные и неимущественные. Имущественные права, в свою очередь, могут быть вещными, обязательственными и исключительными.
Относительно удостоверения имущественных прав ценными бумагами вопросов не возникает. Кроме того, и сам законодатель указывает на имущественный характер этих прав, указывая в п. 1 ст. 142 ГК РФ при определении документарных ценных бумаг на то, что осуществление или передача их возможны только при предъявлении таких документов. В.А. Белов отмечает: «Право на бумагу следует за правом на бумагу» [7, с. 82].
Другое дело, что возникает вопрос о том, какие из имущественных прав могут быть удостоверены ценной бумагой. Как следует из определения ценной бумаги, данной в ст. 142 ГК РФ, это однозначно обязательственные права. Спорным является положение о возможности удостоверения ценными бумагами вещных прав. Традиционной является точка зрения, согласно которой вещные права могут быть закреплены в товарораспорядительных ценных бумагах [11]. В качестве примера такой ценной бумаги можно назвать двойное складское свидетельство, которое состоит из двух частей – складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены одно от другого (п. 2 ст. 912 ГК РФ). Собственно складское свидетельство удостоверяет вещное право на товар, а залоговое свидетельство (варрант) – залоговое право на товар. Согласно второй точке зрения, ценные бумаги не могут удостоверять вещные права. Д.В. Мурзин пишет: «Признать такие права вещными нельзя, потому что они не обладают абсолютным характером: по ценной бумаге устанавливается связь только между держателем бумаги и обязанным по бумаге лицом». Соответственно «товарораспорядительные ценные бумаги (коносамент, складское свидетельство), по его мнению, тоже удостоверяют лишь право собственника бумаги на получение товара от определённого обязанного лица» [12].
В отношении же удостоверения ценными бумагами исключительных прав в доктрине даётся однозначный ответ: в настоящее время не существует ценных бумаг, которые бы удостоверяли такие права [13]. Могут ли неимущественные права быть удостоверены ценной бумагой? Единственной ценной бумагой, которая удостоверяет неимущественные права, в настоящее время является только акция, предоставляющая, в частности, право на управление делами акционерного общества, право на получение информации о деятельности акционерного общества. До принятия Федерального закона от 18 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [14] вопрос о природе этих прав был дискуссионным. Пунктом 1 ст. 2 ГК РФ установлено, что гражданское право наряду с имущественными и личными неимущественными отношениями регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения). Таким образом, вышеназванные права отнесены к корпоративным правам.
Неоднозначно рассматривается вопрос о природе неимущественных прав, удостоверенных акцией. В юридической литературе сложились две точки зрения относительно природы таких прав. Согласно первой точке зрения, такие права не носят самостоятельного характера. По мнению Д.В. Ломакина, неимущественные права, входящие в акцию, тесно связаны с имущественными правами акционеров, которые являются основными, образуют с ними комплексное право членства, которое в целом носит имущественный характер [15]. Схожей позиции придерживается и А.Ю. Бушев, отмечающий, что право акционера на участие в управлении акционерным обществом не относится ни к имущественным правам, ни собственно к гражданским субъективным правам, так как сами по себе, взятые в отдельности, они не имеют ни имуществен- ной, ни абсолютной личной природы, а служат лишь средством подготовки к организации имущественных отношений, а также средством обеспечения имущественного интереса акционера [16]. Иная позиция высказывается Г.Н. Шевченко, которая пишет: «Право на участие в управлении делами акционерного общества и право на получение информации не носят имущественного характера, они являются личными неимущественными правами, связанными с имущественными, обладают самостоятельной ценностью и порой представляют для акционера гораздо большую ценность, чем такие воплощённые в акции имущественные права, как право на получение дивиденда и право на получение ликвидационной квоты. Право на управление делами акционерного общества нельзя также рассматривать и как средство подготовки и организации имущественных отношений. Эти права ценны сами по себе и носят гражданско-правовой характер. Здесь упускается из виду тот важный момент, что любая ценная бумага всегда предоставляет совокупность, комплекс субъективных гражданских прав, в котором, исходя из природы ценных бумаг, в количественном плане превалируют имущественные права, но это не означает подчинённого или предварительного характера неимущественных прав, предоставляемых акцией» [17]. Вышеизложенная позиция представляется нам наиболее обоснованной. В развитие данной точки зрения нельзя не согласиться с выводом о необходимости внесения изменений в определение эмиссионной ценной бумаги (ст. 2 Федерального закона от 20 марта 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг») в части того, что эмиссионная ценная бумага закрепляет совокупность имущественных и связанных с ними неимущественных прав [18] (выделено автором – Н.К.), так как ценная бумага «не может удостоверять только неимущественные права, поскольку она призвана участвовать в имущественном обороте и обладает качеством обращаемости» [17].
Список литературы Права, удостоверяемые ценной бумагой
- Корнилова Н. В. О понятии ценной бумаги / Н. В. Корнилова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования : международ. заочной науч.-практич. конференции. Тамбов, 2015; Корнилова Н. В. Теория и практика современной юридической науки / Н. В. Корнилова // В сб. научных трудов по итогам международ. науч.-практич. конференции. Самара : Инновационный центр развития образования и науки, 2015.
- Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права/Г. Ф. Шершеневич. СПб., 1908. Т. 2. С. 69.
- Гражданское право: учебник. -2-е изд., перераб. и доп./под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1997. Ч. 1. С. 204.
- Гражданское право: учебник/под ред. А. Г. Калпина, А И. Масляева. М.: Юристь, 1997. Ч. 1. С. 118.
- Гражданское право: учебник: в 2 т. -2-е изд., перераб. и доп./отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2000. Т. 1. С. 315-316.
- Абрамова Е. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: учеб.-практич. ком. (пост.)/Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева; под ред. А. П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. Ч. 1.
- Белов В. А. Ценные бумаги в гражданском праве/В. А. Белов. М., 1996. С. 22.
- Нерсесов Н. О. Представительство и ценные бумаги в гражданском праве/Н. О. Нерсесов. М.: Статут, 1998. С. 140. (Классика российской цивилистики).
- Крашенинников Е. А. Ценные бумаги на предъявителя/Е. А. Крашенинников. Ярославль, 1995. С. 6-7.
- СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
- Агарков М. М. Учение о ценных бумагах / М. М. Агарков // В кн. : Основы банкового права. Учение о ценных бумагах. М., 1994. С. 175; Дулаев З. Б. Понятие ценной бумаги по законодательству Российской Федерации / З. Б. Дулаев // Общество и право. 2010. № 5. С. 65-69.
- Мурзин Д. В. Ценные бумаги -бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг/Д. В. Мурзин. М., 1998. С. 32.
- Шевченко Г. Н. Новеллы гражданского законодательства о ценных бумагах/Г. Н. Шевченко//Современное право. 2014. № 10. С. 74.
- СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7627.
- Ломакин Д. В. Акционерное правоотношение/Д. В. Ломакин. М., 1997. С. 69.
- Бушев А. Ю., Скворцов О. Ю. Акционерное право. Вопросы теории и судебно-арбитражной практики/А. Ю. Бушев, О. Ю. Скворцов. М., 1997. С. 94.
- Шевченко Г. Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение/Г. Н. Шевченко. М.: Статут, 2006.
- Юлдашбаева Л. Р. Правовое регулирование оборота эмиссионных ценных бумаг (акции, облигации)/Л. Р. Юлдашбаева. М., 1999. С. 24.