Право на товарные знаки в Едином экономическом пространстве
Бесплатный доступ
В статье очерчены особенности получения права на товарные знаки в Едином экономическом пространстве, а также особенности защиты прав на торговые знаки и проанализированы проблемные аспекты данного вопроса.
Торговые знаки, торговые марки, субъекты права на индивидуализацию товаров и услуг, единое экономическое пространство
Короткий адрес: https://sciup.org/140277307
IDR: 140277307
Текст научной статьи Право на товарные знаки в Едином экономическом пространстве
Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики, главной целью любого субъекта предпринимательской деятельности является получение прибыли и ее преумножение. Нередко, увеличение прибыли связано с увеличением рынка сбыта тех или иных товаров и услуг. Трансграничность в данном случае играет немаловажную роль, следовательно, государства заинтересованы в том, чтобы обеспечить такую возможность своим субъектам предпринимательской деятельности.
Как один из таких примеров можно считать Единое экономическое пространство - экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.
В тоже время, следует помнить о том, что именно важно для покупателя и каким образом сделать свой товар или же услугу отличительной для потребителя. Одним из видов индивидуализации является товарный знак. В ст. 11 международного соглашения "О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности" (ратифицировано, вступило в силу с 1 января 2012 г.), подписанного в рамках формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации указанными государствами в г. Москве 09.12.2010 (далее -Соглашение) закреплено, что для целей настоящего Соглашения товарным знаком и знаком обслуживания (далее - товарный знак) является охраняемое в соответствии с национальным законодательством Сторон и международными договорами, участниками которых являются Стороны, обозначение, служащее для отличия товаров и (или) услуг одних участников гражданского оборота от товаров и (или) услуг других участников гражданского оборота [1].
Проанализировав данную статью и статью 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [2], которая говорит о том, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, мы приходим к выводу о том, что национальные товарные знаки, зарегистрированные в национальных реестрах интеллектуальной собственности, не признаются на всей территории стран, входящих в состав Единого экономического пространства, а лишь в границах соответствующих стран.
Таким образом, для обеспечения защиты и охраны товарного знака одновременно во всех странах правообладателю необходима регистрация в каждом национальном органе по интеллектуальной собственности. Следовательно, лицо, зарегистрировавшее товарный знак вынуждено нести дополнительные издержки по защите своих прав. В случае регистрации только в национальном реестре прав интеллектуальной собственности экспортер должен проходить аналогичную процедуру в другой стране, что приводит к росту временных затрат и финансовых издержек [3].
Также ст. 3 Соглашения предусматривает обязательную фиксацию в национальном законодательстве Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан положения о предоставлении физическим и юридическим лицам, результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации других государств такого же уровня охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, какой она предоставляет своим физическим и юридическим лицам, результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации на своей территории в объеме, предусмотренном настоящим Соглашением и в рамках международных обязательств Сторон. Таким образом, товары, маркированные товарными знаками, зарегистрированными в одном государстве, могут обращаться на рынке другого государства. При этом действующим регулированием не предусмотрено ограничение на использование товарного знака другого государства, при наличии тождественного или сходного до степени смешения местного товарного знака. С учетом этого, правообладатели имеют право на использование независимо зарегистрированных товарных знаков [4].
Еще одним способом защиты прав на товарный знак и способом создания конкурентной среды можно считать положения ст. 13 Соглашения, которая устанавливает следующий региональный принцип исчерпания права на товарный знак: "не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории государств Сторон непосредственно правообладателем или другими лицами с его согласия". Учитывая положения части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, норма Соглашения о региональном режиме исчерпания исключительного права на товарный знак имеет преимущество по отношению к норме ГК РФ о национальном режиме исчерпания права [5].
Таким образом, право правообладателя на товарный знак может быть признано исчерпанным только в том случае, когда товар, на котором нанесен товарный знак, был введен в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия на территории Российской Федерации, Республики Беларусь или Республики Казахстан.
Иными словам, в силу вышеназванных положений действия общества по приобретению товара, маркированного товарным знаком третьих лиц, в другой стране и ввозу такого товара на территорию Российской Федерации с последующим введением их в гражданский оборот без получения соответствующего согласия правообладателя не могут быть признаны законными.
Учитывая все выше изложенное, мы приходим к выводу о том, что право на товарные знаки в Едином экономическом пространстве возникает у лица, которое зарегистрировало такой товарный знак в соответствии с национальным законодательством государства-участницы, где данное лицо регистрирует товарный знак. Но проблемами на сегодня все еще остаются вопросы обеспечения защиты товарных знаков на территориях других государств, несмотря на положения статей Соглашения, изложенных выше.
Список литературы Право на товарные знаки в Едином экономическом пространстве
- Соглашение "О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности" (ратифицировано, вступило в силу с 1 января 2012 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/1715
- Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102110716.
- Курочкина О.Л. Чья это «Аленка»? - Интеллектуальная собственность в Таможенном союзе. Современный этап [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/25482
- Попиков Олег Александрович Товарные знаки Единого экономического пространства // Бизнес в законе. 2012. №4.[Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://cyberleninka.ru/article/n/tovarnye-znaki-edinogo-ekonomicheskogo-prostranstva
- Постановление суда по интелектуальним правам от 16 февраля 2017 г. по делу № А41-26790/2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SIP;n=28872#0