Православное понимание соборности и реалии современного мира
Автор: Зинковский Станислав Анатольевич
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Идеи соборности и всеединства в истории и современности
Статья в выпуске: 4 (107), 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению свойства соборности как образа бытия человечества, заданного Святой Троицей. Соборность таинственна и ипостасна; как свойство и образ бытия уникальных Лиц в единой природе, она не может полноценно анализироваться вне координат ипостасно-природной онтологии. В жизни личности соборность реализуется как внутренняя «включенность» в жизнь Церкви через «воипостазирование» Божественных энергий. Путь к соборности лежит через преодоление индивидуализма и эгоизма. Как способ обладания истиной, соборность является и способом познания этой истины, а также признаком принадлежности личности к Церкви. В статье рассмотрены нарушения принципов соборности РимоКатолической Церковью в исторической перспективе и Константинопольским патриархатом в современной жизни, проанализированы аспекты соборности применительно к таким реалиям современности, как познание истины, понимание смысла и принципов жизни, преодоление эгоизма, индивидуализма, страдания и одиночества. Отступление человека от Божественного образа бытия, впервые происшедшее в грехопадении праотцев, все более увеличивается. Человек, как правило, рассматривается с точки зрения его «экономической эффективности», как индивидуум, имеющий отдельную природу, жизнь которого строится на принципе выгоды, подчинения себе других, деления неделимого поля общей природы. Каждый из нас имеет Божественное призвание услышать в себе вечную жизнь, ощутить единство со всяким человеком и встать на путь возвращения к идеалам соборности.
Соборность, святая троица, церковь, общество, научно-технический прогресс, аксиология, индивидуализм, эгоизм, выгода, одиночество, полиипостасность, единство
Короткий адрес: https://sciup.org/140303093
IDR: 140303093 | DOI: 10.47132/1814-5574_2023_4_171
Список литературы Православное понимание соборности и реалии современного мира
- Василий Кривошеин (1980) — Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж: YMCA-Press, 1980.
- Зеньковский (1988) — Зеньковский В., прот. Принципы православной антропологии // Вестник РХД. Париж; Нью-Йорк; М., 1988. II. № 153. С. 5-91.
- Иоанн Зизиулас (2012) — Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость: новые очерки о личности и церкви. M.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2012.
- Иоанн Зизиулас (2006) — Иоанн (Зизиулас), митр. Современные дискуссии о первенстве в православном богословии // Петрово служение. Диалог католиков и православных. M.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. С. 257-276.
- Иоанн Златоуст (1901) — Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея. Беседа 73. (Мф. 23:14) // Творения отца нашего, свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского в русском переводе: в 12 т. СПб.: СПбДА, 1898-1906. Т. 7. Ч. 2. 1901. С. 735-744.
- Иустин Попович (1926) — Иустин (Попович), прп. Призвание священника — быть кратким Евангелием Церкви / Пер. с сербского Е. Антоновой // Христианская жизнь. 1926. №№ 7-9. URL: http://www.pkrest.ru/n-46/46-9.html (дата обращения: 10.09.2023).
- Иустин Попович (2006) — Иустин (Попович), прп. Своиства Церкви // Собрание творении преподобного Иустина (Поповича): в 4 т. Т. 3: Догматика Православной Церкви. Соте-риология. Экклесиология. М.: Паломник, 2006. С. 479-517.
- Кирилл Зинковский и др. (2023) — Кирилл (Зинковский), иером., Мефодий (Зинковский), иером., Варнава (Снытко), иером. Архимандрит Софроний (Сахаров) о ереси константинопольского нео-папизма в свете православной триадологии. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Kirill_I_Mefodij_Zinkovskie/arhimandrit-sofronij-saharov-o-eresi-konstantinopolskogo-neo-papizma-v-svete-pravoslavnoj-triadologii/ (дата обращения: 11.09.2023).
- Конрад (1997) — Конрад Р. Вера Католической Церкви / Пер. Н. Трауберг. Киев: Кайрос, 1997. URL: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/260/77/index.htm (дата обращения: 10.09.2023).
- Лосский В. (2000) — Лосский В.Н. Искупление и обожение // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. С. 273-288.
- Лосский В. (2006) — Лосский В.Н. О третьем свойстве Церкви // Лосский В.Н. Боговидение / Пер. с фр. В. А. Рещиковой; Сост. и вступ. ст. А. С. Филоненко. М.: АСТ, 2006. С. 698-710.
- Лосский В. (1972) — Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Богословские труды. М., 1972. № 8. 9-128.
- Лосский Н. (1938) — Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Париж: YMCA-Press, 1938.
- Макаров (2017) — Макаров Д. И. Паламизм до святителя Григория Паламы, спор о фи-лиокве и примат папы в византийской экклесиологии XII-XIV вв.: некоторые наблюдения / Отв. ред. Д. С. Бирюков. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2017.
- Мефодий Зинковский (2023) — Мефодий (Зинковский), иером. Понятие автокефалии: исторический контекст и современные коннотации // Платоновские чтения: сборник материалов. Москва: Издательство Перервинской духовной семинарии. 2022. № 19. С. 23-33.
- Мефодий и Кирилл Зинковские (2014) — Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Термин «Evmooraxov»: историческое значение и употребление в современном богословии // Церковь и время. 2014. № 2 (67). С. 51-85.
- Мефодий Зинковский (2014) — Мефодий (Зинковский), иером. Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития: Дис. ... докт. богословия. М.; СПб., 2014.
- Резниченко — Резниченко С. (Васильев И.Ю.) Постмодерн как цивилизационный суицид. URL: https://www.apn.ru/index.php?newsid=31348 (дата обращения: 10.09.2023).
- Симеон Новый Богослов (1917) — Симеон Новый Богослов, прп. Гимн 50. Общее наставление // Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Вступ. ст. [иеромонаха Пантелеимона, с. I-XXXII], предисл. к гимнам ученика прп. Симеона Никиты Стифата / Пер. с греч. Сергиев Посад: Тип. И. И. Иванова, 1917. С. 226-237.
- Софроний Сахаров (2009) — Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога, как Он есть. М., Эссекс: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Свято-Иоанно-Предтеченский м-рь, 2009.
- Софроний Сахаров (1950) — Софроний (Сахаров), иером. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы (Православная Триадология как основа Православной Экклези-ологии) // Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. 1950. №2-3. С. 8-32.
- Флоренский (1914) — Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М.: Путь, 1914.
- Хомяков (1886) — Хомяков А.С. Церковь одна (Опыт катехизического изложения о Церкви) // Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: в 2 т. М.: В Университетской типографии; М. Катков, 1886. Т. 2. С. 1-26.
- Хоружий (2002) — Хоружий С. С. Алексеи Хомяков: учение о соборности и Церкви // Богословские труды. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2002. № 37. С. 153-179.
- Irenaus Lugdunensis. Adversus haereses libri quinque (1857) — S. Irenaus Lugdunensis, Episc. Adversus haereses libri quinque // J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Graeca, далее — PG): en 161 t. Paris, 1857-1866. Vol. 7а: 438-1225 [= Ириней Лионский, сщмч. Против ересей // Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Пер. прот. П. Преображенского, Н. И. Сагарды. СПб.: Олег Абышко, 2008].
- Maximus Confessor. Epistolae (1863) — S. Maximus Confessor. Epistolae // PG 91: 362-650.
- Maximus Confessor. Scholia in lib. de divines nominibus (1857) — S. Maximus Confessor. Scholia in lib. de divines nominibus. PG 4: 13-577.
- Movioû (2011) — Moviov A.I. Гешруюд Мост^ацлар. Evaç avBgvwxiKÔç BeoXôyoç x^ç npwï^nç naXaioXôyeiaç nepiôSou. Bioç Kai еруо. A9r|va, 2011. 2. 281-455.
- Symeon Neotheologus. Orationes ethicae 14 (1966, 1967) — S. Symeon Neotheologus Poeta et Theol. Orationes ethicae 14 // Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques / J. Darrouzès (ed.). [Sources chrétiennes 122, 129. Paris: Éditions du Cerf, 1966, 1967]: 1: 170-440; 2: 8-458.