Православные мемориальные храмы как нейрооснова коллективной памяти

Бесплатный доступ

В статье впервые выделены мемориальные соборы, церкви и часовни, построенные к настоящему времени в г. Новосибирске и являющиеся маркерами, передающими историческую, духовно-назидательную информацию, формируя основу этно-социальной идентичности людей. Проведен сплошной просмотр всех новосибирских храмов - девяносто пяти зданий. Установлено, что мемориальные храмы составляют около четверти всех храмов, среди них два собора - Михаила Архангела в монастыре Иоанна Предтечи, св. благоверного князя Александра Невского, двенадцать церквей - Михаила Архангела, Успения Пресвятой Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Николая II Царя-страстотерпца, св. Александра Невского при Штабе 41-й общевойсковой армии, Варвары Великомученицы в пос. Гвардейском, св. Евгения Мученика, св. Владимира равноапостольного, св. Олега Брянского, св. Евфросинии Полоцкой, Спаса Нерукотворного Образа в МЖК Восточный, Спаса Нерукотворного Образа из Зашиверска, восьми часовен - Иконы Божией Матери Тихвинской, св. Георгия Победоносца в Сквере Славы, св. Димитрия Донского, Иконы Божией Матери Владимирской, Иконы Божией Матери Казанской, Иконы Божией Матери Иверской, Сергия Радонежского, свт. Николая Чудотворца. Соответствуя традициям православия, коммеморативными поводами их создания являются память о ранее существовавших церквях, фиксация мест памяти, увековечивание исторических деятелей, памятных дат, благодарность за финансовую помощь в возведение храма, призывание защиты небесных покровителей, создание мемориалов, музеефикация, что соответствует меморативным традициям православия, отсутствуют только храмы-усыпальницы. В ряде случаев в одном здании наблюдается несколько поводов коммеморации. Мемориальные храмы, вследствие особенностей мышления человека, входят в набор средств и механизмов нейропсихологического характера, базовых в коллективной памяти.

Еще

Мемориальные храмы, коллективная память, нейроярлыки, коммеморации, идентичность, православие, новосибирск

Короткий адрес: https://sciup.org/145146381

IDR: 145146381   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0895-0898

Список литературы Православные мемориальные храмы как нейрооснова коллективной памяти

  • Баландин С.Н., Залесов В.Г. Творческое наследие архитектора К. К. Лыгина в Томске // Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири. - Новосибирск: Наука, 1989. - С. 154-167.
  • Святославский А.В. Традиция памяти в Православии. - М.: Древлехранилище, 2004. - 224 с.
  • Храмы России. - URL: https://temples.ru (дата обращения: 22.08. 2022).
  • Mainicheva A.Y. The Consecration of altars in 17th-21st century Siberian Orthodox churches: the neurosymbolic aspect //Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. - 2021. - Iss. 1. - P. 126-132. -.
Статья научная