Правовое регулирование адаптивного спорта в Китайской Народной Республике

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются особенности построения и содержания системы защиты спортивных прав лиц с ограниченными возможностями в Китайской Народной Республике. Дается оценка эффективности правового регулирования в рассматриваемой сфере.

Адаптивный спорт, лицо с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, правовое регулирование, китайская народная республика

Короткий адрес: https://sciup.org/140305944

IDR: 140305944   |   DOI: 10.52068/2304-9839_2024_66_1_94

Текст научной статьи Правовое регулирование адаптивного спорта в Китайской Народной Республике

Проблема инвалидности является одной из наиболее острых и актуальных в условиях развития современного общества. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждый десятый человек на планете сталкивается с инвалидностью.

В последнее десятилетие особое внимание вопросам защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также создания для них безбарьерной среды стало уделяться и в Российской Федерации. Как отметил на встрече с инвалидами и представителями общественных организаций В.В. Путин, общество и государство больше не замалчивают проблемы людей с инвалидностью и не пытаются от них отвернуться [1]. Накопленный отечественный и мировой опыт свидетельствуют о том, что одним из важнейших факторов для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ОВЗ являются адаптивная физическая культура и адаптивный спорт, требующие значительного участия государства в их организации.

В свете интенсивного обновления соответствующего сегмента национальной правовой системы необходимо провести сравнительный анализ законодательства и практики других стран, чтобы наша страна могла успешно пройти по этому пути [2, с. 3]. Одним из примеров таких государств является Китайская Народная Республика (КНР).

В настоящее время в Китае сформирована правовая система защиты прав и интересов лиц с ОВЗ, в основе которой лежит Конституция КНР. Так, ст. 45 основного закона страны гласит, что помощь лицам с ОВЗ в устройстве на рабо-

ту, получении средств на жизнь, получении образования – одна из важнейших задач не только для государства, но и всего китайского общества в целом. Особое внимание уделяется социальному обеспечению военных-инвалидов и их семей [3, с. 315–343].

С началом периода политики реформ и открытости в истории КНР началось и подписание с последующей ратификацией целого ряда международных соглашений. Особое место среди них в рамках исследуемой тематики, безусловно, играет Конвенция ООН о правах инвалидах.

На основе положений данного международного договора на семнадцатом заседании Постоянного комитета Седьмого Всекитайского собрания народных представителей 28 декабря 1990 года в целях защиты законных прав и интересов инвалидов, развития дела инвалидов, обеспечения их всестороннего участия в общественной жизни на равной основе и совместного использования социальных материальных и культурных достижений был принят Закон КНР о защите лиц с ограниченными возможностями ( 残疾人 保 障 法 ) [4].

Структурно документ состоит из 9 глав:

  • 1.    Общие положения.

  • 2.    Реабилитация.

  • 3.    Образование.

  • 4.    Труд и занятость.

  • 5.    Культурная жизнь.

  • 6.    Социальное обеспечение.

  • 7.    Безбарьерная среда.

  • 8.    Юридическая ответственность.

  • 9.    Дополнительные положения.

С точки зрения китайского законодателя, к инвалидам относятся люди с нарушениями зрения, слуха, речи, физическими недостатками, интеллектуальными недостатками, психическими отклонениями, множественными нарушениями и другими нарушениями. «Стандарты» инвалидности устанавливаются Государственным советом. Содержание документа свидетельствует о том, что нормативное разграничение между понятиями «инвалид», «лицо с ограниченными возможностями», «лицо с ограниченными возможностями здоровья» отсутствует.

На законодательном уровне гарантируется, что лица с ОВЗ пользуются равными правами с другими гражданами в политической, экономической, культурной, социальной и семейной жизни.

Одним из важнейших аспектов защиты прав лиц с ОВЗ в рамках пятой главы закона является обеспечение их участия в спортивных мероприятиях и активное создание условий для обогаще- ния духовной и культурной жизни рассматриваемой категории населения.

Согласно статье 42 данного нормативного правового акта спортивные и рекреационные мероприятия для инвалидов должны быть ориентированы на «низовой уровень», интегрированы в социальную и общественно-культурную жизнь, адаптироваться к различным характеристикам и потребностям различных типов инвалидов и обеспечивать инвалидам возможность широкого участия в общественной жизни.

Примечательно, что, как и в Конституции КНР, ряд обязанностей в соответствии с китайской правовой традицией возлагается не только на государство, но и само общество в целом (ст. 43):

  • 1)    организация и поддержка лиц с ограниченными возможностями в проведении спортивных мероприятий, а также при участии в международных конкурсах и обменах;

  • 2)    обеспечение лиц с ОВЗ в плановом порядке площадками для спортивной активности [4].

Кроме того, правовая система КНР предусматривает наличие значительного массива норм, регламентирующих отношения в области спорта. С переходом Китая к «Новой эпохе» (после 18-го Национального съезда Коммунистической партии Китая (КПК)) государство в целом добилось существенных достижений в адаптивном спорте, что связано с усилением правовой защиты инвалидов. Стало очевидным, что в эпоху, когда дискурс прав становится все более заметным, более важно разъяснить спортивные права в законодательных нормах, чем подчеркивать только обязанности государственных органов.

В этой связи представляет интерес позиция Юань Гана и Конг Вэйду, которые отмечают, что законодательная защита спортивных прав лиц с ОВЗ характеризуется сочетанием законодательства об управлении, ориентированного на «защиту прав», и законодательства, ориентированного на «продвижение», т. е. пропаганду информации о данной социальной сфере [5].

С переходом от правительства, ориентированного на управление, к правительству, ориентированному на услуги, традиционное регулирование также изменилось с усиления администрирования на сосредоточение внимания на защите прав. Новый тип законодательства отличается тем, что государство реально (а не только формально) обеспечивает базовые гарантии защиты спортивных прав инвалидов [6].

Эти базовые гарантии воплощены в правах инвалидов на участие в мероприятиях по реаби- литации и фитнесу, а также в соревновательной деятельности и праве учащихся специальных школ участвовать в спортивных мероприятиях.

Если говорить об участии инвалидов в спортивных мероприятиях, особый интерес представляет Закон о спорте ( 中华人民共和国体育法 ) [7], пересмотренный в 2022 году. Учтены особые потребности инвалидов и в Постановлении о государственных культурных и спортивных сооружениях, а также в Постановлении о национальной физической подготовке [5].

Законодательство, ориентированное на поощрение, фокусируется на привлечении к активному участию субъектов рынка и общественных организаций посредством политического руководства, поощрения и популяризации для решения проблемы баланса спроса и предложения в областях, где защита спортивных прав инвалидов развита недостаточно, что подчеркивает и поощряет участие общественных сил [8]. Яркий пример – упомянутые нормы закона о защите лиц с ограниченными возможностями.

Кроме того, положения о государственных культурных и спортивных сооружениях предусматривают, что инвалиды имеют право на бесплатный или льготный доступ к общественным культурным и спортивным сооружениям. Национальная программа фитнеса (2021–2025) [9] поощряет проведение различных спортивных мероприятий и комплексных спортивно-оздоровительных мероприятий для лиц с ОВЗ.

Конечно, законодательство, ориентированное на «защиту прав», и законодательство, ориентированное на продвижение, не полностью отличаются друг от друга. Они взаимно интегрированы, несмотря на кажущуюся разнонаправленность.

Как мы можем заключить из вышесказанного, правовое обеспечение прав лиц с ОВЗ на занятие спортом в КНР является многоуровневым. Подобный подход с учетом специфики государственного и правового устройства Китая представляется наиболее рациональным: такой подход, по нашему мнению, улучшает единство верховенства закона и уточняет содержание положений вышестоящих по иерархии актов [5].

Закон о защите инвалидов и Закон о спорте предусматривают на макроуровне, что государство является субъектом защиты спортивных прав инвалидов и поощряет участие общества. Имея в качестве основы законодательство высшего уровня, Положение о национальной физической подготовке, Положение об общественных культурных и спортивных сооружениях и Положение о строительстве безбарьерной среды, государство должно выполнять свои обязанности на основе полного учета особых потребностей инвалидов при осуществлении их спортивных прав. Нормативные документы департамента с более низким уровнем юридической силы демонстрируют характеристики систематического и долгосрочного планирования, в полной мере раскрывая преимущества гибкости и конкретности в содержании. Например, Национальная программа по фитнесу (2021–2025) оценивает и контролирует, учитывает ли открытие общественных спортивных объектов особые потребности лиц с ограниченными возможностями, увеличивая усилия по аттестации результатов.

Кроме того, обращаясь к работе Юань Гана и Конг Вэйду, отметим, что содержание защиты спортивных прав лиц с ОВЗ «представлено совершенствованием базовой государственной системы спортивных услуг, повышением соревновательного уровня лиц с ограниченными возможностями и проведением разнообразных национальных фитнес-мероприятий» [5].

В Уведомлении о Руководящих принципах по ускорению развития системы социального обеспечения и обслуживания лиц с ограниченными возможностями, Мнениях об ускорении разработки курсов для людей с ограниченными возможностями и Плане ускорения процесса достижения процветания лиц с ограниченными возможностями в период 13-й пятилетки говорится, что государственные спортивные учреждения должны предоставлять содержание услуг и мероприятия, подходящие для лиц с ОВЗ, а также бесплатный или льготный доступ к общественным спортивным сооружениям для улучшения системы базового социального обеспечения таких лиц.

Между тем для поиска подходящих спортивных и фитнес-программ для лиц с ОВЗ они также требуют, чтобы все округа (города, округа) построили специальные демонстрационные площадки для занятий спортом и фитнесом. По мере того, как все больше спортсменов с ограниченными возможностями участвуют в спортивных мероприятиях как дома, так и за рубежом, и занимают там призовые места, влияние спортивных мероприятий на инвалидов расширяется.

Специфика построения правовой системы КНР обусловливает наличие несвойственных большинству романо-германских стран документов правового характера. К таковым относятся и Белые книги, которые, с точки зрения теории, представляют собой авторитетный отчет или инструктивную текстовую работу, используемую для разработки или принятия решений. В КНР они, как правило, представляют собой официальные государственные тексты, поясняющие внутреннюю или внешнюю политику или документы стратегического планирования. В качестве примера можно привести Белую книгу о сообществе с общим будущим в киберпространстве, Белую книгу о практике по борьбе с терроризмом, Белую книгу обороны и т. д.

Среди прочего в марте 2022 года информационное бюро Государственного совета КНР опубликовало Белую книгу «Параспорт в Китае: прогресс и защита прав». На пресс-конференции, посвященной представлению документа, заместитель начальника отдела по связям с общественностью Центрального комитета КПК Лю Яньсун отметил, что Китай впервые выпустил Белую книгу, посвященную данному вопросу: «Забота о людях с ограниченными возможностями является важным показателем социального прогресса». Он подчеркнул, что развитие паралимпийского спорта является важным способом воспитания чувства самоуважения, уверенности в себе, самостоятельности и самосовершенствования у инвалидов, помогает им реализовать всестороннее развитие и достичь общего процветания [10].

Белая книга в преддверии Паралимпийских игр 2022 года в Пекине закрепила положение о том, что с момента основания КНР в 1949 году, наряду с достижением прогресса в деле защиты инвалидов, в стране неуклонно развивается паралимпийский спорт, прокладывая путь, который несет в себе ярко выраженные китайские черты и учитывает тенденции времени [11].

В ней говорится, что Китай рассматривает реабилитацию и занятия фитнесом для людей с ограниченными возможностями как один из основных компонентов социальной политики. В то же время особо отмечается, что показатели представителей страны в паралимпийском спорте неуклонно улучшаются, а люди с ограниченными возможностями становятся все более активными в спортивных мероприятиях как дома, так и за рубежом.

Белая книга утверждает, что Китай внес выдающийся вклад в паралимпийский спорт, в полной мере участвует в международных спортивных мероприятиях для инвалидов и продолжает укреплять обмен и сотрудничество с другими странами и с международными организациями инвалидов, укрепляя дружбу между народами всех стран, включая людей с ограниченными возможностями. Паралимпийский спорт является ярким отражением развития и прогресса в области прав человека в Китае. Он продвигает общие ценно- сти человечества, способствует обменам, взаимопониманию и дружбе между народами по всему миру и привносит мудрость Китая в построение честного, обоснованного и инклюзивного глобального общества [14].

С точки зрения руководства КНР, в дальнейшем требуется:

  • 1)    «ориентироваться на людей», способствовать физическому и психическому здоровью лиц с ОВЗ;

  • 2)    обеспечивать равенство и интеграцию инвалидов с учетом текущей специфики национальных условий;

  • 3)    придавать одинаковое значение всем правам человека и добиваться всестороннего развития людей с ограниченными возможностями;

  • 4)    стимулировать дальнейшее сотрудничество и обмен с другими странами в сфере адаптивного спорта [11].

Нельзя обойти стороной и организационный аспект обеспечения спортивных прав инвалидов. Так, особую роль в рассматриваемой сфере играет основанная в марте 1988 года Китайская федерация инвалидов ( 中国残疾人联合会 ).

Она призвана выполнять три функции:

  • 1)    представительство интересов людей с ОВЗ в Китае и помощь в защите их законных прав;

  • 2)    предоставление им комплексных и эффективных услуг;

  • 3)    надзор за делами, касающимися людей с ОВЗ (по поручению правительства Китая).

Федерация стремится продвигать права людей с ОВЗ, способствовать их интеграции в жизнь остального общества. 18 сентября 2023 года в Большом зале Народного собрания был открыт Восьмой Национальный конгресс Китайской федерации инвалидов. Участие в нем принял и Генеральный секретарь Центрального комитета КПК, Президент страны Си Цзиньпин [12]. Данное обстоятельство, по нашему мнению, может в очередной раз свидетельствовать о высокой степени значимости для государства как функционирования учреждения, так и вопроса защиты прав инвалидов.

Значительный вклад в подготовку спортсменов вносит и Китайская администрация спорта для лиц с ограниченными возможностями ( 中国 残疾人体育运动管理中心 ). Она представляет собой некоммерческое государственное учреждение, аффилированное с Федерацией инвалидов Китая.

Мандат администрации заключается в организации и проведении на национальном уровне: спортивных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями; работы, связанной с реги- страцией и / или классификацией спортсменов-инвалидов; исследований в области адаптивного спорта и борьбы с допингом. Также учреждение занимается управлением Китайским центром спортивной подготовки инвалидов.

Об эффективности проводимой государственно-правовой политики в некоторой степени говорят результаты спортивных мероприятий для лиц с ОВЗ на международном универсальном и региональном уровне.

Например, в октябре 2023 г. в Ханчжоу проводились Азиатские Паралимпийские игры. 439 китайских спортивных делегаций приняли участие во всех 22 крупных соревнованиях, 390 небольших соревнованиях, выиграли в общей сложности 214 золотых медалей, 167 серебряных медалей, 140 бронзовых медалей, побили мировой рекорд 13 раз, рекорд Азии – 35 раз, рекорд Азиатских Паралимпийских игр – 136 раз.

Кроме того, КНР и ее представители не только активно участвуют в международных спортивных играх (в том числе Паралимпиаде, Специальной олимпиаде, Сурдлимпиаде), но и в соответствии с рассмотренными выше правовыми актами организуют аналогичные собственные (на национальном и региональном уровнях).

Так, в 1992 году Национальные игры для лиц с ограниченными возможностями были официально включены в серию преобразований крупных спортивных мероприятий, утвержденных Государственным советом (проводятся каждые четыре года). Регулярно организуются и Национальные специальные олимпийские игры. Осенью 2021 года они проводились вместе в Сиане: участие приняли 4 484 спортсмена-инвалида в 43 видах спорта, включая летние, зимние и массовые, 34 из них – на Играх для лиц с ограниченными возможностями и девять – на Специальных олимпийских играх [13].

Безусловно, китайская система правовой защиты спортивных прав лиц с ОВЗ по-прежнему нуждается в совершенствовании законодательных норм, усилении административного обеспечения и предоставлении судебных каналов защиты, а также в органичном балансе между этими тремя направлениями. Вместе с тем проведенный анализ демонстрирует, что на данный момент она является одной из наиболее совершенных и эффективных в мире.

Список литературы Правовое регулирование адаптивного спорта в Китайской Народной Республике

  • Путин указал на повышение внимания к проблемам инвалидов в стране // Известия [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1434849/2022-12-02/ putin-ukazal-na-povyshenie-vnimaniia-k-problemam-invalidov-v-strane.
  • Кожевников В.В. К проблеме использования российским законодателем иностранного правотворческого опыта // Пролог: журнал о праве. 2017. № 4.
  • История государства и права зарубежных стран: хрестоматия. Т. 3 / сост. А.В. Кирнос, В.А. Колесников, К.А. Ситников. Воронеж, 2023.
  • Закон КНР о защите лиц с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. URL: https://www. gov.cn/guoqing/2021-10/29/content_5647618.htm.
  • Yuan Gang, Kong Weidu. On the Legal Protection of Sports Rights of Persons with Disabilities in China // Права человека (английская версия). 2022. № 4.
  • Yang Kai. On the Construction of Diversified Normative System for Modern Public LegalServices // Law Science. 2022. № 2.
  • Законе о спорте [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gov.cn/xinwen/2022-06/25/content_5697693.htm.
  • Li Yanfang. Study on «Promoting Legislation» // Law Review. 2005. № 3.
  • China issues national fitness plan for 20212025 [Электронный ресурс]. URL: http://www.china.org. cn/china/2021-08/08/content_77680600.htm.
  • China issues white paper on parasports ahead of Paralympics [Электронный ресурс]. URL: https://www. chinadailyasia.com/article/262043.
  • China's Parasports: Progress and the Protection of Rights [Электронный ресурс]. URL: https://english. www.gov.cn/archive/whitepaper/202203/03/content_ WS62206416c6d09c94e48a5d84.html.
  • В Пекине открылся 8-й съезд Всекитайской федерации инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/china/txt/2023-09/18/ content_116693461.htm.
  • China's 11th National Games for Persons with Disabilities kicks off in Xi'an [Электронный ресурс]. URL: http://en.people.cn/n3/2021/1023/c90000-9910660.html.
  • В Китае вышла Белая книга о параспорте (подробная версия).
  • http://russian.news.cn/2022-03/03/c_1310497058.htm.
Еще
Статья научная