Правовое регулирование геноцида на примере Республики Армения
Автор: Агаджанян М.А.
Журнал: Уровень жизни населения регионов России @vcugjournal
Рубрика: Публикации аспирантов
Статья в выпуске: 3 (197), 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрывается сущность геноцида, на ярком примере истории республики Армения, теоретические проблемы, связанные с определением понятия геноцида. Проводится анализ научных позиций по предмету исследования. Анализируется историческая хроника преступления
Геноцид, международное право, уголовное право, армения, оон, наказание, законодательство
Короткий адрес: https://sciup.org/143181857
IDR: 143181857
Текст научной статьи Правовое регулирование геноцида на примере Республики Армения
Мировое сообщество и геноцид:правовой анализ
«Резня армян — величайшее преступление этой войны, и если нам не удастся выступить против Турции, значит, мы потворствуем им… Неудача радикальной борьбы с турецким ужасом означает, что все разговоры о будущем мире во всем свете — чепуха»1, — Теодор Рузвельт (26-й Президент США, 1918) [1].
Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. ООН «…геноцид — международное преступление. Действия, осуществляемые с целью частичного или полного уничтожения каких-либо национальных, этнических, расовых или религиозных групп. Страны, подписавшие конвенцию, обязывались предотвращать геноцид, а также карать за его совершение» [1997, 2, c. 68–71].
Геноцид армян, совершенный 24 апреля 1915 г. османами, стал первым в новой истории широкомасштабным международным преступлением, совершенным с целью уничтожения целого народа. Одной из причин выступил тот факт, что Армения и армянский народ исповедовали христианство — единственный народ, не считая соседствующую Грузию, которые сохранили свою религию и самобытность, живя на территории исламского государства. Армяне составляли сильнейший этнический барьер для осуществления турецких идей «пантюркизма» и имели в то время русскую ориентацию. Эти обстоятельства явились одной из основных причин осуществления геноцида армян 1915 г. Присутствовали также экономические, политические и идеологические факторы.
В соответствии с заранее разработанным планом все армянское население, без различия возраста и пола, было преднамеренно уничтожено на 9/10 территории его исторической родины. С беспримерной жестокостью, по сравнению с которой меркнут все известные в истории человеческой патологии случаи массовых убийств, были лишены жизни 1,5 млн армян; около 800 тыс. человек бежали из страны, которую их предки населяли на протяжении тысячелетий. Сегодня потомки этих беженцев – 2 млн 225 тыс. зарубежных армян, рассеянные в 84 странах мира, — находятся на положении «народа-изгнанника» и до сих пор испытывают последствия этого чудовищного преступления.
Но идеология правящей верхушки нынешней Турции спустя 100 лет не сильно отличается от своих предков. Так, на вопрос: «Что мешает Турции признать геноцид армян и при каких обстоятельствах это могло бы произойти?» экс-премьер Турции Тансу Чиллер ответил: «Вы не устали вспоминать об этом? Учтите, постоянно апеллируя к прошлому, далеко не уедете. Наоборот, всегда будете в проигрыше, поскольку вас всего 3 миллиона и окружены вы 60 миллионами турок и 7 миллионами азербайджанцев. Всегда помните об этом» [1997, 3].
Пьер Видаль-Наке говорит, что официальное «государственное мнение» Турции по этому вопросу выражается следующим алогизмом: «Геноцида армян не было; этот геноцид был полностью обоснован; армяне сами себя вырезали; это армяне вырезали турок» [1984, 4, рр. 12, 13].
Правительство Турции и те страны, которые, не признавая факта геноцида армян, поддерживают политику фальсификации, попросту закрывают глаза на многочисленные факты как исторического, так юридического характера.
Правовое регулирование геноцида
Комитет по борьбе с геноцидом при Правительстве Республики Армения собрал более 8 тыс. документов-обвинений, которые оголяют турецкое варварство. Обратимся к некоторым из них:
Одним из первых является документ «Обращение армянского населения Османской империи к католикосу всех армян Геворку IV», датированный 1876 г.
Задолго до событий апреля 1915 г. армянское население уже было обеспокоено притеснениями на религиозной почве. «Ныне нам, отчаявшимся, остается обратиться к Западу (прим. 1), быть может, христианские государства и народы посочувствуют армянам и ту защиту, которую намерены оказать болгарам, соизволят пожаловать и нам», — писали они.
В 1914 г. русский генеральный консул, выступая очевидцем событий, рассказывает послу в Константинополе: «Здешние армяне пережили в пятницу настоящую панику. Утром большинство лавок было закрыто, и армяне с минуты на минуту ждали нападения. Несмотря на возбужденное состояние мусульман, подстрекаемых итти-хадистами под руководством столичного эмиссара Хильми-бея, иттихадский клуб, по инициативе германского консула, устроил на окраине города призовую стрельбу из револьверов. Собралось большинство местных хулиганов, или дадашей, со своим оружием, и сам консул принимал участие в стрельбе, на которую были приглашены лишь мусульмане, даже из ближайших к городу селений. Подобная несвоевременная и дотоле неизвестная забава породила среди армян уверенность в наступлении момента резни и вызвала опасение среди русских подданных, почему я протестовал перед вали через драгомана против забавы, сеющей панику. Армяне уверены, а дада-ши открыто говорят, что резня лишь отложена» [1977, 5, c. 255].
Из телеграммы немецкого консула Шойбнера в Посольство в Константинополе от 2 июня 1915 г. мы узнаем: «Мои переговоры с главнокомандующим относительно выселения армян не привели к положительным результатам. Армянское население из всех долин, по-видимому, и из Эрзрума, должно быть выслано в сторону Дейр эл-Зора. Эта депортация большого масштаба равносильна массовому уничтожению, т.к. из-за отсутствия каких-либо транспортных средств даже половина депортируемых едва ли достигнет живыми места назначения, и, видимо, депортация эта повлечет за собой не только разорение армян, но и всей страны. Основания военного характера не могут быть подведены под эти акции, потому что возможность восстания местных армян исключена, ибо депортируемые — это старики, женщины и дети. Армяне, которые переходят в ислам, не высылаются. Осмотренные мной покинутые армянские деревни были разграблены; разграблен также и монастырь Кизилванк, церковь которого опустошена»2.
И вот уже 100 лет прошло с тех зверских событий, но армяне всего мира вели и ведут все эти годы борьбу с этой исторической несправедливостью, требуя признания всей мировой общественности факта геноцида, в частности признания Турцией.
Результатами «борьбы» стали международные документы — доказательства.
Одним из первых является Декларация 24 мая 1915 г. по вопросу о геноциде армян. В совместной Декларации стран-союзниц — Великобритания, Франция и Российская империя — убийства армян стали первым признанным преступлением против человечества. В документе говорилось: «Ввиду новых преступлений Турции против человечества и цивилизации, правительства Союзных государств публично заявляют о личной ответственности за эти преступления всех членов Османского правительства, а также тех их агентов, которые вовлечены в такую резню» [1985, 6].
Следующий документ — Конвенция ООН о предотвращении преступления геноцида и наказании. Принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблее ООН от 9 декабря 1948 г.
Так, 26 июля 1950 г. в письме Р. Лемке писал: «Эта Конвенция — вопрос совести и испытание нашего личного отношения ко злу. Я знаю, что в июле и августе слишком жарко, чтобы работать, но, не желая быть сентиментальным или прибегать к цветистым фразам, все же скажу: давайте не будем забывать, что жара этого месяца не так тяжела для нас, как жара печей Аушвица и Дахау или убийственная жара пустыни Алеппо, которая испепелила тела сотен тысяч армян-христиан — жертв геноцида 1915 года» [1990, 7].
Относятся также следующие документы:
Принципы международного права, признанные уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала 1950 года;
Женевские конвенции 1949 года;
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года;
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года;
Конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года;
Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1954 года;
Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года; и некоторые другие [1997, 3].
На данный момент геноцид армян признали 20 государств.
Россия постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ 1995 г. признала и осудила геноцид армян 1915 г. [2014, 8].
Такого рода примеры можно было бы приводить без конца, но и этого достаточно, чтобы убедиться, что в этих общепринятых оценках в конкретной форме присутствовали элементы определения: «убийство целой национальной группы». Геноцид XX в. стал реальной основой для появления и утверждения этого термина и определения состава самого преступления. Несмотря на это, виновники зверств не готовы признать очевидных фактов, которые у адекватного человека вызвать сомнений не могут. Самым новым документом является «Всеармянская декларация к 100-летней годовщине Геноцида армян». Декларация была единогласно принята на заседании комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян. Президент Армении отметил, что один экземпляр декларации будет направлен генсеку ООН, один экземпляр будет передан в Национальный архив Армении. Считаю, что это яркое и четкое заявление Армении того, что у таких преступлений нет срока годности, что мы помним, мы боремся. И будем бороться до тех пор, пока правосудие не восторжествует.
Список литературы Правовое регулирование геноцида на примере Республики Армения
- Официальный сайт к 100-летию геноцида армян - http://armeniangenocide100.org/ru.
- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 09.12.1948 // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 68 - 71.
- Общественно-политический журнал "Армения & Мир", МО "Российско-Армянское Содружество", Москва. № 2 (3), 1997 год.
- Tribunal Permanent des Peuples le crime de silence le gйnocide des armйniens. Prйface de Pierre Vidal-Naquet. Paris. Flammarion, 1984, p. 12-13).
- Броунли Я. Международное право. Кн. II Изд-во «Прогресс». М., 1977 с. 255.
- Вестник общественных наук, 1985, № 9 (513).
- Барсегов Ю. «Геноцид армян - преступление против человечества» (о правомерности термина и юридической квалификации). Издательство «Айастан», Ереван, 1990г.
- Общественно-политический журнал "Армения & Мир", МО "Российско-Армянское Содружество", Москва. № 2 (3), 1997 год.
- Уголовное право Армении и России / Отв. ред. С.С. Аветисян и А.И. Чучаев. М., Контракт. 2014.