Правовое регулирование информатизации государственного управления: международный опыт
Автор: Низамова А.Р., Гарифуллина А.Ф.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 4-2 (9), 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140106125
IDR: 140106125
Текст статьи Правовое регулирование информатизации государственного управления: международный опыт
Информатизация государственного управления - это организационный процесс создания информационно-технологической базы для удовлетворения информационных потребностей органов власти, а также взаимодействующих с ними организаций и граждан.
В рамках нормативно-правовой базы Российской Федерации, регулирующей деятельность по информатизации государственного управления, имеются несколько десятков документов различных уровней: Федеральных законов, Постановлений Правительства РФ, Указов Президента и т.д. Основными ныне действующими документами в этой сфере являются: Постановление Правительство Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. №394 «О мерах по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов», Приказ Минкомсвязи России от 24.04.2013 №96 «Об утверждении методических рекомендаций по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах».[1,2] В дополнении также были приняты ряд концепций и стратегий федерального уровня по информатизации государственного управления, например государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», которая пришла на замену Федеральной целевой программе «Электронная Россия», которая действовала с 2002 по 2010 годы. [3]
Все существующие нормативно-правовые акты действующие на территории России разделяют на два типа:
-
1) Документы, составляющие нормативную правовую базу и
- определяющие правовое регулирование в сфере информатизации
-
2) Документы, составляющие технические стандарты в сфере
информатизации
Правовая информатизация в настоящее время пронизывает все области и направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации, внедрена в работу всех государственных органов и учреждений, и является основой их повседневной деятельности.
Процесс информатизации государственного управления в США начался в тот же период, что и в России. Однако Правительству США в результате своевременного внедрения современных технологий в области информационных технологий, удалось одними из первых внедрить систему электронного правительства. Акт о его введении - The E-Government Act, был подписан 17 декабря 2002 года, и основная его цель заключалась в совершенствовании оказания электронных государственных услуг путем принятия системы мер по улучшению доступа граждан к правительственной информации.[5] Для этого прошла полная унификация процесса сбора и предоставления информации на всех уровнях органов власти, было стандартизировано использование и приобретение различных информационных технологий и программного обеспечения, а также была создана унифицированная государственная инфраструктура управления всеми информационными процессами. Первыми документами положившими начало информатизации государственного управления в США были закон "О снижении бумажного документооборота" (Paperwork Reduction Act), и закон Клинджера-Коэна "О реформе использования информационных технологий" (Information Technology Management Reform).[6,7] Закон "О реформе использования информационных технологий" возлагал обязанности по приведению в исполнение федеральной правительственной политики в области управления информационными технологиями на руководство административно-бюджетного управления и на руководство управления по делам информации и регулирования.
Форсированное внедрение современных технологий предоставило возможность американскому правительству в короткие сроки улучшить взаимодействие государственных структур и органов с населением, повысить эффективность и производительность своей работы.
В настоящее время Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» и Государственная Стратегия цифрового развития Правительства США (Digital Government Strategy) имеют схожие цели. Однако можно выделить несколько различий в исполнении программ. В США ведется учет выполнения целей стратегии, создан специальный раздел на сайте Правительства США где фиксируются по месяцам показатели и достижения.[8] Российская программа была принята раньше, но степень её исполнения до сих пор не известна и не опубликована. Так же в российской программе не упоминается развитие мобильного доступа к государственным услугам, через создание приложений для мобильных операционных систем, отмеченное в аналогичном документе в США. Этот просчет скорее всего был связан с более ранним созданием российской государственной программы, так как в сфере информационных технологий, техническая база развивается гораздо быстрее нормативно-правовой.