Правовое регулирование инновационной деятельности: российский и зарубежный опыт

Автор: Зубкова М.Н.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 6, 2025 года.

Бесплатный доступ

В современной, быстро развивающейся глобальной экономике инновации и высокие технологии являются ключом к успеху бизнеса, их развитие и внедрение способствуют получению предприятиями конкурентных преимуществ. Во всех технологически развитых странах правительства активно поддерживают инновационные процессы в экономике. Одним из ключевых факторов государственного регулирования является создание условий, в том числе и правовых, для активного развития всей необходимой для создания, использования, коммерциализации инноваций инфраструктуры, а также ее модернизации и совершенствования. Целью статьи является изучение понятия и правового режима инноваций, а также осмысление законодательных основ государственного регулирования инновационной деятельности посредством сравнительного анализа отечественного и зарубежного права. В работе использованы методы сравнительного правоведения, метод комплексного анализа, общие формальнологические методы (синтез, анализ и обобщение). В результате автором сделан вывод, что, несмотря на все многообразие мер стимулирования и поддержки инновационной деятельности, требуется совершенствование законодательной основы. Имеется явная потребность в отдельном специальном правовом акте, посвященном вопросам государственной поддержки инновационной деятельности.

Еще

Инновации, технологическое развитие, инновационная политика, государственная поддержка технологических компаний

Короткий адрес: https://sciup.org/149148463

IDR: 149148463   |   DOI: 10.24158/tipor.2025.6.26

Текст научной статьи Правовое регулирование инновационной деятельности: российский и зарубежный опыт

Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, ,

,

соответствующей прибыли. Когда они добиваются успеха, другие предприятия, привлеченные этой прибылью, подражают им и таким образом ускоряют разработку и производство новых продуктов (Segerstrom, 1991).

В этой связи необходимо отметить, что «укрепление отечественных позиций в инновационной сфере в условиях санкционного давления не представляется возможным без должного развития технологий, в частности, без развития технологического предпринимательства и субъектов его деятельности» (Мамедов, 2024: 21).

В этой связи государство должно стремиться к формированию максимально благоприятных условий, которые бы способствовали созданию качественной инновационной среды.

Как отмечается в научной литературе, «система инновационной политики включает щедрую поддержку государственных инвестиций в инновационную инфраструктуру (в том числе науку, технологии и системы трансфера технологий) и, в идеале, нацеленность на конкретные области технологических или отраслевых исследований; финансирование отраслевых исследовательских партнерств между промышленностью, университетами и правительством; стратегию развития навыков, включая высококвалифицированную иммиграцию и поддержку образования в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM)»1.

К сожалению, российское законодательство вообще не содержит такого понятия, как инновационная политика. Отметим сразу, что для сферы инновационной деятельности характерна «распыленность нормативного правового регулирования, что порождает правовую неопределенность. В настоящее время государственная технологическая политика получает самостоятельное значение по отношению к научно-технической и промышленной политике и должна получить нормативное правовое закрепление в отдельном федеральном законе» (Андреева, 2024: 9).

Анализ действующего законодательства показал, что данный термин встречается только в Постановлении № 41-23 Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ «О модельном инновационном кодексе для государств – участников СНГ»2, согласно которому государственная инновационная политика реализуется через комплекс отдельных организационных, правовых и социально-экономических мер, результатом которых должно стать формирование условий для осуществления инновационной деятельности. Но только указанный документ носит лишь рекомендательный характер и может использоваться участниками для разработки национальных правовых актов в сфере регулирования инноваций и технологий.

Из действующих документов, на которые можно обратить внимание в процессе исследования настоящего вопроса, в первую очередь, следует назвать Федеральный закон от 23.08.1996 № 127–ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О науке и государственной научно-технической политике»3, который трактует понятие «инновационная деятельность» как деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), которая связана с реализацией инновационных проектов, а также с созданием инновационной инфраструктуры и обеспечением ее функционирования.

Положения о мерах господдержки регулируются ст. 16.2 указанного закона. В частности, указывается, что они могут быть реализованы органами власти всех уровней и организациями, которые уполномочены на предоставление такой помощи. Последняя может предоставляться в виде льготного налогообложения, информационной, консультационной и образовательной поддержки, помощи в реализации продукции, бюджетном обеспечении. С этой целью создаются соответствующие фонды, источником которых, как правило, выступают средства бюджетов всех уровней, но может иметь место и софинансирование из других источников. Такие фонды поддержки могут быть учреждены государством или регионами в форме автономных или бюджетных учреждений (государственные фонды), а также физическими и юридическими лицами в форме фонда.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»4, органы власти оказывают содействие субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП), осуществляющими деятельность в области инноваций и промышленного производства. Такое содействие может выражаться прежде всего путем учреждения субъектов, составляющих инфраструктуру поддержки СМСП (в виде технопарков, бизнес-парков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научнопроизводственных зон и обеспечения деятельности таких организаций), а также в виде оказания помощи при патентовании и регистрации результатов интеллектуальной деятельности.

03 ноября 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.08.2023 № 478–ФЗ «О развитии технологических компаний в Российской Федерации», раскрывающий правовой статус технологических компаний. Прежде всего, это российские юридические лица (обязательно коммерческие организации), которые осуществляют разработку и производство продукции при помощи инновационных технологий (ст. 2)1 – определенного набора результатов интеллектуальной деятельности, которые могут применяться в целях разработки и производства новой продукции либо способны в значительной мере улучшить качество уже выпускаемой. Кроме того, такие технологии должны способствовать повышению экономической эффективности применения продукции, росту производительности труда, появлению новых рынков товаров, работ, услуг.

Аналогичное определение содержится в Концепции технологического развития на период до 2030 г.2, где под технологической компанией понимается коммерческая организация, которая в процессе разработки или производства продукции создает или применяет инновационные технологии. Полученная с их помощью продукция понимается как работы и услуги, которые являются новыми или же подвергаются технологическим изменениям разной степени в течение последних 3 лет.

В качестве отдельного субъекта Федеральный закон от 04.08.2023 № 478–ФЗ «О развитии технологических компаний в Российской Федерации»3 выделяет малые технологические компании. Статус их зависит от ряда условий, указанных в документе. Во-первых, значение имеет объем выручки, полученной от основной экономической деятельности в предыдущем году. В этой связи такие виды малых технологических компаний обозначают как: стартапы с минимальным показателем выручки (если она не превышает 1 млн рублей за указанный период); стартапы (от 1 до 300 млн рублей); ранние компании (от 300 млн до 2 млрд рублей); зрелые компании (от 2 до 4 млрд рублей). Во-вторых, отнесение технологической компании к малой зависит от основного вида ее экономической деятельности, в частности, на них распространяются виды деятельности, предусмотренные ОКВЭД 2, разделы: А, C, D, E, H, J, M, N, P, Q, R4.

В-третьих, технологическая компания должна соответствовать ряду критериев научно-технического характера, на предмет чего проводится экспертиза. К ним относят необходимый, предусмотренный законом уровень научно-технического потенциала, а также наличие условий, позволяющих создавать и внедрять технологии на уровне, определенном документом.

Ну и, в-четвертых, сведения о малой технологической компании должны быть включены в единый реестр, формируемый в составе государственной информационной системы «Экономика», оператором которой выступает Министерство экономического развития РФ5.

Организации, получившие статус технологической компании, могут рассчитывать на меры государственной поддержки в свой адрес. На данный момент закон предусматривает такие способы поддержки, как льготные налогообложение и таможенное регулирование; консультационная и информационная помощь; оказание содействия в экспорте и создании спроса на продукцию таких компаний; финансирование в рамках бюджетного законодательства и др.

Обращаясь к вопросу о регулировании инновационной деятельности и ее поддержки в зарубежном законодательстве, имеет смысл обратить внимание на правовые акты государств, на данный момент занимающих лидерские позиции в сфере разработки и применения технологий.

Во-первых, Япония. Согласно ст. 61 Закона № 43 этой страны «О содействии обеспечению национальной безопасности путем комплексного осуществления экономических мер» от 18.05.2022 г., государство должно, в соответствии с руководящими принципами по исследованиям и разработкам указанных критических технологий, стремиться предоставлять информацию, обеспечивать финансирование, развивать человеческие ресурсы и повышать их качество, а также принимать другие меры для содействия исследованиям и разработкам передовых технологий, которые могут стать критически важными для поддержания жизни граждан и экономической деятельности и надлежащего использования их результатов. Для этого предоставляются средства в рамках государственного финансирования (ст. 62)1.

В соответствии с нормами Основного закона Японии о науке и технике № 130 от 15.11.19952 г. правительство должно принимать необходимые законодательные, фискальные, денежно-кредитные и другие меры для реализации политики, способствующей развитию науки и технологий (ст. 7). В целях достижения всеобъемлющего и систематического продвижения политики развития науки и технологий правительство должно разработать базовый план (ст. 9).

На данный момент в Японии действует 6-й Базовый план Японии по науке, технологиям и инновациям, представляющий собой расчет на 45 лет, в котором описываются меры, необходимые для реализации Концепции «Общества 5.0». Одной из фундаментальных основ, указанных в нем, является «продвижение создания знаний», что означает поощрение новаторских исследований для создания новых знаний и технологий; оно должно быть мотивировано спонтанными инициативами исследователей. С этой целью создается университетский фонд целевого капитала в размере 10 трлн иен с использованием его инвестиционной прибыли для поддержания исследовательской базы университетов, которые проводят исследования и разработки на уровне, сопоставимом с ведущими вузами мира. Признается необходимость также содействовать развитию молодых талантов посредством поддержки докторантов и других.

Кроме того, чтобы выиграть в жесткой конкуренции с другими странами, правительство Японии предусмотрело инвестиции в беспрецедентном масштабе. В частности, страна поставила перед собой цель вложить 30 трлн иен в государственные инвестиции в НИОКР с 2021 по 2025 финансовые годы и 120 трлн иен в совокупные государственные и частные инициативы НИОКР3.

Во-вторых, США. 08 июня 2021 г. Сенат этой страны принял Закон «Об инновациях и конкуренции (USICA)»4, который является составной частью другого, более известного закона – Creating Helpful Incentives to Produce Semiconductors (CHIPS and Science Act)5. Указанный документ был подписан в августе 2022 г. Целью его является обеспечение стимулов для производства полупроводников в Соединенных Штатах. Закон предусматривает в общей сложности инвестиции в размере 52,7 млрд долларов для полупроводниковой промышленности США, включая 39 млрд долларов в виде стимулов для производства.

Возвращаясь к закону об инновациях (USICA), отметим, что он расширяет роль федерального правительства в секторах, которые считаются стратегическими, таких как полупроводниковая промышленность и мобильный широкополосный доступ. Это делается с помощью различных механизмов, включая программы стимулирования, увеличение финансирования исследований и разработок и создание новых правительственных учреждений. Согласно разделу 22 закона руководство исследовательских центров и высших учебных заведений могут учреждать пилотные программы по предоставлению грантов высококвалифицированным исследователям, начинающим карьеру, для проведения независимой исследовательской программы сроком не более 2 лет. При этом приоритет должен быть отдан начинающим исследователям, которые относятся к группам, недостаточно представленным в научных, технологических, инженерных и математических исследованиях.

В то же время Закон CHIPS – далеко не единственный стимул, который получают американские производители. Через несколько дней после подписания данного закона, власти штата Нью-Йорк выделили дополнительные 10 млрд долларов в виде налоговых льгот для производителей микросхем, которые строят или расширяют заводы по производству полупроводников в пределах штата6.

В-третьих, Южная Корея. В этой стране правовому регулированию инноваций посвящен Закон «О предотвращении разглашения и защите промышленных технологий» от 04.04.20231 и Закон «О специальных мерах по укреплению и защите конкурентоспособности национальной высокотехнологичной стратегической промышленности («Специальный закон»)» от 04.08.20222.

Статья 20 первого из упомянутых актов гарантирует поддержку развития технологий промышленной безопасности. В частности, на правительство возлагается обязанность по разработке и реализации политики, направленной на развитие технологий промышленной безопасности и привлечение профессиональных кадров для защиты. А тем, кто внедряет технологию промышленной безопасности, проект развития и т.д., правительство может предоставлять субсидии для покрытия расходов, понесенных при реализации проекта.

В соответствии со вторым законом компании, которые используют или планируют использовать стратегические технологии в соответствующих отраслях промышленности, могут рассчитывать на такие виды помощи, как: ускоренная обработка правительственных разрешений или лицензий, приоритетная поддержка промышленной инфраструктуры, связанной с исследованиями и разработками, испытаниями, оценкой, проверкой и производством (ст. 29), финансирование и налоговые льготы при внедрении инноваций в стратегические отрасли экономики, а также содействие со стороны национального правительства и местных органов в вопросе, связанном с международным обменом специалистами и проведением межгосударственных совместных исследований (ст. 31).

В Китайской Народной Республике действует Закон «О научно-техническом прогрессе» от 02.0719933 (с изменениями от 24.12.2021). Как следует из его нормы, отраженной в ст. 89, государство создает фонды для поддержки малых и средних предприятий в области технологических инноваций и коммерциализации результатов их инновационной деятельности. При необходимости оно может создавать другие некоммерческие фонды, которые поддерживают фундаментальные исследования, разработки в области общественно полезных технологий и международные совместные изыскания для финансирования научно-технического прогресса. А в соответствии со ст. 90 юридические и физические лица, осуществляющие определенные виды деятельности, имеют право на льготный налоговый режим в соответствии с нормативными актами государства. К такой деятельности относится, в частности, технологическая разработка, передача, лицензирование, консультации и услуги; импорт продукции для НИОКР или популяризация науки, которая отсутствует в Китае, или в случае, когда характеристики отечественной продукции не соответствуют потребностям.

В заключение отметим, что развитие инновационных процессов зависит, прежде всего, от участия в них государства, которое, в свою очередь, заключается не только в разработке поощрительных и стимулирующих мер, но и в четкой фиксации правового статуса субъектов этой деятельности. А, принимая во внимание тот факт, что действующее законодательство в сфере регулирования инновационной деятельности носит фрагментарный характер, существует объективная необходимость в унификации законодательства и принятия отдельного специального правового акта, который бы регулировал отношения между государством и субъектами инновационной деятельности в процессе создания и внедрения инноваций, а также их коммерческого использования.

Статья научная