Правовое регулирование криптовалюты в России

Бесплатный доступ

Стремительное развитие криптовалютного рынка заставляет государства по всему миру искать эффективные механизмы правового регулирования этой новой финансовой реальности. Кроме того, российские граждане являются активными пользователями интернетплатформ, осуществляющих торговлю криптовалютами. Так, актуальной задачей Российской Федерации на современном этапе ее развития является нахождение оптимального правового регулирования криптовалют. Цель: анализ тенденций и перспектив правого регулирования криптовалют, включая различные подходы к правовому регулированию, в том числе и за рубежом. Методы: сравнительный анализ правового регулирования криптовалют в различных юрисдикциях, а также исследование технологических решений, используемых за рубежом. Результаты: исследование позволило проанализировать законодательные инициативы в отношении криптовалют, от либерального подхода до полного запрета. А также позволило отразить необходимость соблюдения сложного баланса между стремлением защитить инвесторов, бороться с преступностью и желанием стимулировать инновации в цифровой экономике.

Еще

Криптовалюта, виртуальные активы, регулирование криптовалют, цифровая экономика, фиатные деньги

Короткий адрес: https://sciup.org/142244935

IDR: 142244935   |   DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2025.26.10

Текст научной статьи Правовое регулирование криптовалюты в России

Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia, ,

Российская Федерация, как и многие другие страны, находится в процессе поиска оптимальной модели регулирования криптовалюты, что порождает множество дискуссий и неопределенностей для участников рынка. Анализ международных тенденций показывает разнообразие подходов к этой проблеме.

Например, страны Европейского Союза активно работают над созданием единой правовой базы для криптоактивов, стремясь обеспечить высокий уровень прозрачности рынка. При этом, подходы отдельных государств-членов могут отличаться в деталях, что создает вызовы для трансграничных операций. В США регулирование криптовалют распределено между различными федеральными агентствами, что приводит к некоторой фрагментации правового поля. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, такие как Сингапур и Южная Корея, применяют более либеральный подход, стремясь стать глобальными «ха- бами» для развития технологий блокчейн и криптовалют. Целью так называемых «криптовалютных хабов» является предоставление пользователям удобного способа обмена криптовалют, гарантируя безопасность и эффективность этого процесса. Что касается стран, использующих полный запрет криптовалют, то этот подход демонстрирует свою неэффективность, поскольку это не препятствует их использованию в обход действующего законодательства.

Россия, хотя и не признает криптовалюту как платежное средство, но тем не менее развивает свое законодательство в части контроля за майнингом. Так, 1 ноября 2024 г. вступили в силу изменения, касающиеся майнинга цифровой валюты. Эта поправка в закон по своей сути легализует майнинг в России1.

Заниматься майнингом смогут индивидуальные предприниматели и юридические лица, но только после включения их в специальный реестр, который будет вестись Минцифрой России. Кроме того, физические лица также смогут добывать криптовалюту, но не превышая установленные регионами лимиты энергопотребления.

Внесение этих изменений сделало возможным использование криптовалюты для международных платежей. В условиях санкционирования и отключения многих Российских Банков от системы SWIFT, это может значительно облегчить проведение международных расчетов для импортеров и экспортеров в России.

Открытыми вопросами все еще остаются регулирование обмена криптовалют на фиатные деньги, налогообложение на операции с криптовалютой, определение природы криптовалют, а также разработка эффективной борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием криптовалют.

Тенденции регулирования криптовалют за рубежом. В американской системе правового регулирования криптовалют используются различные инструменты и полномочия нескольких департаментов и ведомств.

Система регулирования криптовалют включает в себя следующие ведомства:

  • 1.    Агентство по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN);

  • 2.    Управление по контролю за иностранными активами (OFAC);

  • 3.    Налоговое управление (IRS);

  • 4.    Комиссия по ценным бумагам и биржам в США (SEC);

  • 5.    Министерство юстиции США и другие ведомства.

В частности, все они обладают регулятивными, надзорными и правоприменительными функциями для осуществления контроля за незаконными видами деятельности с криптовалютами, которые включают большой спектр преступной деятельности.

Помимо контроля, эти ведомства могут использовать различные меры воздействия: предписания о прекращении противоправной деятельности, су- дебные запреты, решения о возврате незаконно полученных доходов с процентами, назначение денежных штрафов, вынесение уголовных приговоров, включающих конфискацию и тюремные сроки [1, с. 135].

Кроме того, нормативно-правовая основа конфискации криптовалют в США достаточно детально разработана и является полноценным инструментом противодействия преступлениям, совершаемым в сфере их оборота. Так, каждый региональный отдел службы маршалов США, занимающийся изъятием криптовалют, должен иметь кошелек или адрес для временного хранения изъятой криптовалюты до передачи на хранение в федеральную службу маршалов. Перевод арестованных криптовалют на официальный криптовалютный кошелек или счет позволяет не только физически лишить доступа к изъятым средствам, но и обеспечить их сохранность [2, с. 121].

Правительство Японии тоже приняло активные меры по контролю за использованием криптовалют. Они работают совместно с технологической отраслью над созданием правил, которые смогут защитить инвесторов и пользователей криптовалют. Их правовое регулирование криптовалют построено на концепции сотрудничества между государственным и частным секторами. Оно осуществляется на основе следующих законодательных актов.

  • 1.    «Закон о платёжных услугах» (PSA). Определяет криптовалюты как средство платежа, однако они не признаются государственным платёжным средством.

  • 2.    «Закон о предотвращении отмывания денег» (AML) и борьбе с финансированием терроризма» (CFT). Дополняет PSA, обеспечивая контроль за финансовыми потоками.

  • 3.    Ключевую роль в надзоре за выполнением этих законов играет Японское агентство финансовых услуг (FSA). Оно отвечает за лицензирование криптовалютных бирж и контроль за соблюдением законодательства.

В Японии провайдеры услуг и криптовалютные биржи обязаны проходить лицензирование и регистрацию. Для получения лицензии компании должны соответствовать строгим требованиям к капиталу и финансовой стабильности. Кроме того, есть некоторые обязательства по защите клиентов, которые включают хранение средств клиентов на «холодных» счетах для предотвращения мошенничества и кражи криптовалют со счетов. Помимо этого, провайдеры услуг по управлению виртуальными активами обязаны идентифицировать своих клиентов, а также проводить мониторинг подозрительных транзакций.

Активные шаги, предпринятые японским правительством по правовому регулированию криптовалют, оказали положительное влияние на правоохранительные органы страны. Сотрудничество с технологической индустрией обеспечивает эффективное регулирование для защиты потребителей и инвесторов, а также поощряет инновации в использовании криптовалют. Благодаря сотрудничеству между правительством и частным сектором Японии удалось создать безопасную и упорядоченную среду для пользователей криптовалют.

В Сингапуре криптовалюта является официальным средством платежа, которое признано на государственном уровне. Регулирование криптовалют в Сингапуре осуществляется Управлением денежно-кредитной политики Сингапура (MAS). Основным законом, регулирующим оборот криптовалют является «Закон о платёжных услугах», принятый в 2019 году. Также установлено обязательное лицензирование для осуществления операций с криптовалютой. Для получения лицензии необходимо иметь физический офис, находящийся в Сингапуре, наличие верификации своих клиентов, а также контроля за её соблюдением, наличие управления технологическими рисками и системой кибербезопасности, наличие уставного капитала и опыта в финансовой сфере, а также предварительное проведение внутреннего аудита.

Кроме того, в апреле 2024 года MAS расширило сферу регулируемых действий для устранения новых рисков в быстро развивающемся секторе криптовалют. Они внедрили строгие меры, требуя от поставщиков услуг изолировать активы клиентов и удерживать их в трастах. Также MAS ограничило возможность кредитования и стекинга токенов розничными клиентами, чтобы минимизировать возможный ущерб.

Таким образом, можно сказать, что Сингапур создал 3 линии защиты по борьбе с криптовалютными преступлениями, это:

  • 1.    обязанность провайдеров услуг постоянно проверять своих пользователей и операции, которые они совершают;

  • 2.    постоянный мониторинг со стороны правоохранительных органов;

  • 3.    осуществление обязательного внутреннего аудита провайдерами услуг [3, с. 244].

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что на данном этапе не существует глобального подхода к регулированию криптовалют. Одни страны вводят прямой запрет на использование криптовалют в качестве платежа, в других странах данная область пока находится в стадии «ожидания», но с большой вероятностью можно ожидать дальнейшего ужесточения мер по урегулированию криптовалют [4, с. 58].

В части торговли криптовалютой в ряде стран действует запрет, другие страны разрешают работу криптовалютных бирж, но планомерно ужесточают требования по лицензированию, либо регистрации в специальных реестрах и требуют подробную отчетность.

В части регулирования инвестиций в криптовалюты регуляторы ведущих стран либо вводят запреты, либо настоятельно рекомендуют своим гражданам не инвестировать в криптовалюту.

Проанализировав различные законодательные подходы к криптовалюте, её регулирование можно разделить на несколько сфер, которые должны существовать в балансе друг с другом.

  • 1.    Регулирование использования криптовалют как средства платежа. Достаточно весомым аспектом остается отношение самих регуляторов к крип-

  • товалюте, поскольку именно от этого будет зависить ее перспективность и стоимость. Во многих странах существует запрет на использование криптовалют как средств платежа, есть страны, которые еще не имеют четкой позиции по данному вопросу, а есть те, кто попытался сделать ее законным платежным средством.
  • 2.    Регулирование инвестиций в криптовалюту.

  • 3.    Регулирование криптобирж. Во многих странах, где не введен запрет на торговлю криптовалютами, регуляторы разрабатывают требования к провайдерам услуг и криптовалютным биржам. Они обязуют их проводить идентификацию своих клиентов, а также следить за подозрительными транзакциями.

  • 4.    Регулирование стейблкоинов. Стейблкоины по своей сути, аналогичны инвестиционным фондам, потому что их отличительная черта – наличие обеспечения. Так, например, США предложили ввести ограничения в части инвесторов, т.е. эмитентами стейблкоинов должны быть только застрахованные депозитарные институты, которые подлежат надлежащему регулированию и надзору12.

Анализ законодательства ряда иностранных государств свидетельствует о том, что не во всех государствах (в особенности государствах-членах СНГ) предусмотрено специальное регулирование как в целом сферы деятельности с криптовалютой, так и наличие отдельных уголовно-процессуальных норм, применяемых в ходе досудебного производства по делам о преступлениях, где фигурирует виртуальная валюта. В то же время во многих странах имеется положительный опыт раскрытия и расследования преступлений, совершенных с использованием криптовалют, (например, США, ФРГ), которым стоит систематически обмениться информацией в рамках международного сотрудничества по линии правоохранительных органов.

Помимо этого, важно, чтобы законодатели учитывали баланс между стимулированием инноваций и защитой прав потребителей, что представляет собой сложную задачу, требующую тщательного анализа всех сторон вопроса и учета международного опыта [5, с. 107]. Регулирование должно быть гибким и адаптивным, позволяющим быстро реагировать на изменения на рынке.

Очень важно учитывать быструю эволюцию технологий блокчейн и появление новых видов криптовалют и других финансовых инструментов на их основе. Только так можно достичь правильного баланса между развитием цифровых технологий и обеспечением безопасности финансового рынка. Анализ инициатив по всему миру показывает разнообразие подходов к правовому регулированию криптовалют. От полного запрета до достаточно либерального отношения к регулированию. Так, например, Китай сосредоточил свои силы на развитии собственного цифрового юаня после полного запрета на майнинг. Эти действия направлены на их стремление укрепить контроль над финансовыми потоками внутри страны. В противовес этому примеру, можно привести опыт Мальты, где существует относительно либеральный подход, который поощряет развитие блокчейн-технологий и создание благоприятной среды для пользователей криптовалют.

На наш взгляд, ключевым аспектом в регулировании является определение правовой природы криптовалют. Нужно четко понимать, является ли криптовалюта товаром, ценной бумагой или же самостоятельным активом. Это имеет важное значение, поскольку от него зависит, какие именно нормативноправовые акты будут применяться. Например, признание криптовалют ценными бумагами подразумевает необходимость соблюдения требований, установленных законодательством для ценных бумаг. А в случае признания ее товаром, к ней будут применяться законы, регулирующие торговлю товарами, в том числе и налогообложение оборота и правила защиты прав потребителей.

Правовое регулирование криптовалют важная задача, поскольку контроль финансовых потоков позволит предотвращать использование криптовалют в преступных целях. Поэтому создание эффективной и сбалансированной системы регулирования криптовалют является не просто желательным, а необходимым условием для устойчивого развития цифровой экономики и обеспечения национальной безопасности.

Статья научная