Правовые формы реализации правоохранительной функции в годы Великой Отечественной войны

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются правовые формы реализации правоохранительной функции, используемые органами милиции в годы Великой Отечественной войны, дается их классификация.

Право, война, классификация, милиция

Короткий адрес: https://sciup.org/142178549

IDR: 142178549

Текст научной статьи Правовые формы реализации правоохранительной функции в годы Великой Отечественной войны

Формы реализации правоохранительной функции указывают на то, каким образом, посредством каких действий правоохранительные органы выполняют возложенные на них задачи. Вопрос о формах реализации правоохранительной функции – это вопрос о характере и правовой природе действий, посредством которых правоохранительные органы организуют и практически обеспечивают охрану правопорядка и соблюдения законности. Формы реализации правоохранительной функции классифицируются по характеру и правовым последствиям правоохранительной деятельности. Таким образом, можно выделить как правовые, так и неправовые формы реализации правоохранительной функции.

Под правовыми формами реализации правоохранительной функции следует понимать деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе юридического оформления.

Для периода Великой Отечественной войны правовые формы реализации правоохранительной функции Советского государства можно классифицировать по следующим основаниям: содержанию, способам выражения.

По содержанию правовые формы реализации правоохранительной функции, в свою очередь, можно подразделить на правотворческую и правореализационную. Правотворческая форма осуществления правоохранительной функции заключалась в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере правоохранительной деятельности. Правотворческая деятельность осуществлялась уполномоченными на то государственными органами, к их числу относились: Государственный Комитет Обороны, Верховный Совет СССР, Совет Народных Комиссаров СССР, Народные комиссариаты СССР (НКВД, НКГБ, НКЮ), Верховный Суд СССР, Прокуратура СССР, Советы народных комиссаров союзных республик, Верховный Совет АССР, органы местного самоуправления – Советы депутатов трудящихся. Результатом правотворчества являлись законы, указы, постановления, решения, положения, уставы, приказы и другие нормативные акты, регулирующие отношения в сфере правоохранительной деятельности.

Высшей юридической силой обладали законодательные акты, однако нормы закона в связи с введением военного положения были не в состоянии полностью охватить своим регулированием все общественные отношения в сфере правоохранительной функции ввиду их многообразия и динамичности. Детальному и наиболее полному правовому регулированию общественных отношений в этой сфере была призвана служить правотворческая деятельность органов исполнительной власти. Ее соотношение с законодательной деятельностью характеризовалось подчиненностью, ибо правотворческая деятельность органов исполнительной власти реализовывалась на основе и во исполнение законов.

Обращает на себя внимание тот факт, что имевшая место в годы Великой Отечественной войны формулировка возникавших правоотношений, не предусмотренных действующим законодательством, осуществлялась не внесением соответствующих изменений и дополнений в нормы действующего законодательства, что было бы вполне закономерной конституционной процедурой, а изданием не только большого числа нормативных актов (постановлений Государственного Комитета Обороны, указов Президиума

Раздел 2. Теоретические проблемы развития государства и права

Верховного Совета СССР, постановлений Совета Народных Комиссаров СССР), но и еще более многочисленных подзаконных документов (постановлений Пленума Верховного Суда СССР, приказов Прокурора СССР, разъяснений НКЮ СССР), которые носили общеобязательный характер и обладали, по существу, юридической силой закона. Так, например, об уголовной ответственности за уклонение трудоспособного городского населения от мобилизации на период военного времени для работы на производстве и строительстве впервые было объявлено разъяснением Народного Комиссариата Юстиции СССР от 10 сентября 1941 г. [1], и только 13 февраля 1942 г. был издан соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР [2]. Такую практику можно было бы объяснить чрезвычайными условиями военного времени, но не следует забывать, что она имела место не только в годы войны, но и в предвоенное и послевоенное время, что приводило к различным злоупотреблениям и многочисленным нарушениям законности.

Правоохранительная функция осуществлялась всеми правоохранительными органами и включала в себя все формы реализации права: исполнение, использование, соблюдение, применение.

Исполнение в реализации правоохранительной функции в годы войны сводилось к выполнению непосредственных обязанностей, а именно, в соответствии с законодательством, к необходимости осуществлять охрану правопорядка и борьбу с преступностью, следить за строгим соблюдением законов, вершить правосудие и т.д. В годы войны, в соответствии с директивой НКВД СССР от 7 июля 1941 г., органы милиции обеспечивали претворение в жизнь приказов военного командования, касавшихся общественного порядка; оказывали содействие военным властям в привлечении граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны военных объектов и грузов на железнодорожном транспорте; вели борьбу с пожарами; осуществляли надзор за соблюдением правил светомаскировки; обеспечивали пропускной режим; проводили повседневную работу по предотвращению преступлений и т.д. [3].

Использование в реализации правоохранительной функции заключалось в возможности по желанию применять предоставленные права. В частности, правоохранительные органы по своему усмотрению выбирали наиболее эффективные формы и методы борьбы с преступностью. Например, в Директиве НКВД СССР от 7 июля 1941 г. от личного состава органов милиции требовалось в любое время, в любой сложившейся обстановке быть готовым к самостоятельному выполнению боевых действий по ликвидации диверсионных групп [4].

В директиве детально не регламентировалась деятельность органов милиции, руководство НКВД предоставило им возможность с учетом сложившейся обстановки, по своему усмотрению выбирать наиболее эффективные формы и методы борьбы с диверсионными группами.

Соблюдение в реализации правоохранительной функции имело место тогда, когда правоохранительные органы воздерживались от совершения действий, запрещенных правовыми нормами. Так, во исполнение Приказа УНКВД по Омской области от 29 марта 1943 г. «О порядке направления законченных следственных дел в судебные органы» начальники оперативных отделов милиции прекратили самостоятельно направлять законченные следственные дела в судебные органы [5].

Правоприменение в реализации правоохранительной функции осуществлялось в форме властной организующей деятельности по реализации правовых норм на основе строгого соблюдения закона. Например, в связи с тем что в годы войны эвакуация, чаще всего, проходила в сильной спешке, большинство граждан оказывалось в пунктах прибытия без каких-либо документов. Для приема таких лиц на работу и создания условий их проживания и прописки паспортно-регистрационной службой в соответствии с Постановлением СНК от 9 августа 1941 г. эвакуированным гражданам выдавались специальные удостоверения личности, обладавшие сроком действия строго до определенного пункта назначения [6].

По способу выражения правовые формы реализации правоохранительной функции подразделялись на письменные, словесные (устные) и конклюдентные.

Правоохранительные органы, реализуя правоохранительную функцию, в пределах своей компетенции были вправе издавать правовые акты-документы определенного наименования, установленного законодательными нормами, а

Правовые формы реализации правоохранительной функции в годы Великой Отечественной войны также подзаконными нормами права, которые регулировали общественные отношения по охране правопорядка и укреплению законности. При этом для осуществления правоохранительной функции правоохранительные органы должны были использовать только формы (виды) актов-документов, которые устанавливались правовыми нормами.

Результатом нормотворчества правоохранительных органов в годы Великой Отечественной войны являлся нормативно-правовой акт, который представлял собой официальный акт-документ. Только опубликованный в установленном порядке нормативный акт мог рассматриваться в качестве источника правовых норм, регулирующих отношения в правоохранительной сфере. Так, Государственным Комитетом Обороны в Постановлении от 22 января 1943 г. «Об усилении борьбы с хищением и разбазариванием продовольственных и промышленных товаров» [7] предписывалось взыскивать с виновных стоимость похищенных или недостающих товаров, причем промышленных товаров – по коммерческим ценам в пятикратном размере. В связи с этим правоохранительные органы активизировали свою деятельность по реализации указанного постановления, так как оно было издано высшим органом государственной власти и являлось официальным источником права.

Наиболее распространенной письменной формой по способу выражения правовых предписаний являлся индивидуальный письменный акт-документ (приказ, распоряжение и др.). Он использовался при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения и других форм реализации права. Так, Приказом от 15 января 1944 г. УНКВД АК был установлен порядок проставления штампов в паспортах при выписке граждан, выбывающих к новому месту службы [8].

В практической деятельности правоохранительные органы при реализации правоохранительной функции широко использовали и словесную форму выражения (устные указания, распоряжения и т.п.). Обычно эта форма использовалась при решении текущих вопросов и дел, требующих оперативного реагирования на ту или иную ситуацию. Правоохранительные органы в процессе реализации правоохранительной функции использовали также и определенные жесты, сигналы, знаки и другие конклюдентные действия, явно выражающие решения сотрудников правоохранительных органов (например, инспекторов ГАИ).

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в годы войны в связи с введением военного положения усложнились общественные отношения в сфере правоохранительной деятельности. Несмотря на многообразие правовых форм, посредством которых в годы войны осуществлялась деятельность правоохранительных органов, все они находились во взаимосвязи и были взаимообусловлены. Они служили достижению общей цели – обеспечению безопасности личности, общества и государства в этот нелегкий для страны период.

  • 1.    ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 1а. Д. 131. Л. 5.

  • 2.    Ведомости ВС СССР. 1942. №6.

  • 3.    Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. С. 225.

  • 4.    ГАВО. Ф. 773. Оп. 1. Д. 94. Л. 54.

  • 5.    ОСФИЦУВДОО Ф. Делопроизводства. Кор. 16. Л. 16.

  • 6.    ОРАИИЦ ГУВД АК. Ф. 2. Оп. 8. Д. 6. Л. 137.

  • 7.    Законодательство и важнейшие административно-правовые акты военного времени с 22 июня 1941 г. по 1 августа 1945 г. М., 1945. С. 231.

  • 8.    ОРАИИЦ ГУВД АК. Ф. 8. Оп. 2. Д. 1. Л. 21.

Список литературы Правовые формы реализации правоохранительной функции в годы Великой Отечественной войны

  • ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 1а. Д. 131. Л. 5.
  • Ведомости ВС СССР. 1942. №6.
  • Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. С. 225.
  • ГАВО. Ф. 773. Оп. 1. Д. 94. Л. 54.
  • ОСФИЦУВДОО Ф. Делопроизводства. Кор. 16. Л. 16.
  • ОРАИИЦ ГУВД АК. Ф. 2. Оп. 8. Д. 6. Л. 137.
  • Законодательство и важнейшие административно-правовые акты военного времени с 22 июня 1941 г. по 1 августа 1945 г. М., 1945. С. 231.
  • ОРАИИЦ ГУВД АК. Ф. 8. Оп. 2. Д. 1. Л. 21.
Статья научная